Статья:

Вопрос об актуальности неценовой конкуренции

Конференция: LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Калакова К.М. Вопрос об актуальности неценовой конкуренции // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(53). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(53).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Вопрос об актуальности неценовой конкуренции

Калакова Камила Марсовна
студент, ФГБОУ ВО "Ульяновский государственный университет, РФ, г. Ульяновск
Бакальская Елена Викторовна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО "Ульяновский государственный университет, РФ, г. Ульяновск

 

Основой и ключевым звеном рыночных отношений является конкуренция. Сама по себе она является динамическим процессом, в котором каждый продавец стремиться превзойти своего конкурента и занять большую долю на рынке. Благодаря конкуренции происходит развитие экономики, технологий, науки и общества в целом. Дадим определение термина «конкуренция».

Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. [1]

На сегодняшний день на рынке можно выделить два вида конкуренции — ценовая и неценовая.

Предприятия ведут ценовую и неценовую конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки. [5]

Ценовая конкуренция представляет собой борьбу между товаропроизводителями за потребителя путем уменьшения расходов производства, снижение цен на товары и услуги без важного изменения их качества и ассортименты. Предприниматели при этом нередко прибегают к манипулированию ценами (устанавливают сниженные, пока товар не завоюет рынок сбыта, после чего значительно повышают их), к ценовым уступкам, сезонной распродаже и т.п.. [2]

Данный вид конкуренции хотя и является наиболее распространенным, представляет из себя наиболее примитивный и простой метод, эффективность которого будет наиболее высокой в условиях низкого уровня рыночных отношений.

Неценовая конкуренция предполагает использование более современных методик борьбы за потребителя, например, оригинальную рекламу или повышение качества продукта. Повышаться качество может по двум направлениям: за счет усовершенствования технических параметров товара либо за счет роста его приспособляемости к нуждам потребителя.

Неценовая конкуренция дает возможность сконцентрироваться на стратегии развития и увеличивать сбыт без изменения рыночной цены продукции. Наличие мощной неценовой конкуренции, как правило, связывают с высоким уровнем рыночных отношений. [4]

Неценовая конкуренция – метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства. [3]

И все-таки в каких же ситуациях компании прибегают к неценовым методам конкуренции? Существует несколько случаев, когда это становится необходимостью:

1. Цена не может быть снижена из-за введенных рыночным регулятором ограничений.

2. Заключен картельный договор, исключающий изменение цены. Цель такого договора – удержание определенного уровня рентабельности.

3. Компания затратила столько средств на разработку продукции для нового рынка, что снижение цены экономически нецелесообразно.

4. На рынке спрос превышает предложение, следовательно, потребитель будет приобретать товар независимо от цены.

В условиях, когда государство регулирует рыночные отношения, и в некоторых отраслях установлены сговоры между компаниями, бывает затруднительно проводить ценовые методы конкурентной борьбы. Именно поэтому производители вынуждены прибегнуть к неценовым. Различают 3 метода неценовой конкуренции:

1. Изменение характеристик. Компания повышает потребительскую ценность своих товаров, совершенствуя их параметры, или выводит на рынок новые. В первом случае речь идет о дифференциации потребительских свойств, во второй – о дифференциации продукции.

Также к этой группе неценовых методов конкуренции относят повышение качества продажного и послепродажного сервиса – метод, который призван увеличить количество товаров в одном чеке.

2. Стимулирование сбыта – меры материального характера, поощряющие покупку отдельного товара. Стимулирование сбыта имеет многоцелевую направленность – замотивированными могут быть покупатели либо торговые посредники. Покупатель стимулируется такими методами, как «образцы на пробу», скидка по купонам, лотереи и прочее. Основной инструмент для мотивации торгового посредника – индивидуальная премия за продажу конкретного продукта.

3. Реклама – распространяемая в любой форме информация, предназначенная для формирования интереса потребителей к продукту. Наиболее дорогой и в то же время эффективной считается реклама по ТВ, наименее полезной – реклама в печатных изданиях (газетах), потому как на смену им пришел интернет. Хотя с развитием интернет-технологий можно отметить тенденцию увеличения количества рекламы во «всемирной паутине» и постепенный переход рекламы с ТВ на интернет ресурсы (например, социальные сети).

Рассмотрим пример. Компания Sony на начальных стадиях массового сбыта своей продукции на российском рынке столкнулась с проблемой в области неценовой конкуренции. Проблема была в том, что по существующим внутренним правилам гарантии на товары, проданные в России, потребители могут вернуть неисправную технику только после пяти попыток ее отремонтировать. Российские правила торговли, однако, позволяют потребителю вернуть товар сразу же после обнаружения дефектов. Эти правила соблюдают все торговые компании в России. Для того чтобы постоянно увеличивать продажи, Sony не только привела правила гарантии в соответствии с требованиями региональных, но и значительно сократила срок гарантий на большинство спрашиваемых товаров. В результате, компания укрепила свои позиции в области неценовой конкуренции.

При неценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях своей продукции. Это позволяет фирме увеличить сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой. Риск при этом связан с тем, что потребители могут не рассматривать предложения продавца как лучшие, чем у конкурентов. В этом случае они будут приобретать более дешевые товары, которые, по их мнению, аналогичны более дорогим.

В экономике России важное значение имеет решение проблемы повышения конкурентоспособности на мировом рынке через повышение качества производимой продукции. Зачастую отечественные производители проигрывают иностранным конкурентам из-за низкого качества продукции или более высоких цен. Поэтому необходимо применение неценовых методов конкуренции, которые предполагают акцентирование внимания на развитии технологии производства продукта, его качества, уникальности, а не на цену.

 

Список литературы:
1. Закон РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
2. https://www.finam.ru/dictionary/wordf0313C00017/?page=1
3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011)
4. Бакальская Е.В. Сфера торговли: сущность дифференциации// Проблема теории и практики управления.2012. № 7-8.С.135-139.
5. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. – М.: ИНФА-М,1999.