Статья:

УЧЕБНАЯ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ

Конференция: V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Прокопова К.А. УЧЕБНАЯ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(5).pdf (дата обращения: 21.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

УЧЕБНАЯ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ

Прокопова Ксения Андреевна
студент Тюменского государственного университета, г. Тюмень
Тарасова Анна Николаевна
научный руководитель, научный руководитель, доцент Тюменского государственного университета, г. Тюмень

Работа выполнена при поддержке НИР по гос. заданию № 9-12 «Разработка и апробация методики измерения социального капитала как фактора модернизации региона»

 

Молодежь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения. Как правило, взросление (становление личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом) — это достаточно сложный и продолжительный процесс. Немаловажную роль в этом играют особенности включения молодежи в трудовую деятельность.

В современном обществе период обучения (школа, техникум, ВУЗ) становится все более продолжительным. Человек продолжает учебу иногда лет до 25, а то и дольше. Однако обучение дает лишь знание теории. Бывает, что начало трудовой деятельности сопровождается у молодого человека разочарованием из-за расхождения его представлений (притязаний) и реальной действительностью.

Для анализа учебной и трудовой деятельности молодежи проведено исследование в ходе, которого опрошено более 1200 человек. Отбор респондентов осуществлялся в зависимости от сфер занятости молодежи: школы, ПТУ, техникумы, ВУЗы, предприятия и организации (работающая молодежь) и неработающая молодежь в соответствии с существующей половозрастной структурой. Территория исследования представлена югом Тюменской области.

По результатам анализа социального самочувствия молодежи было отмечено, что удовлетворенность работой среди молодежи чуть ниже, чем удовлетворенность прочими компонентами жизни. И хотя позитивные оценки все же немного преобладают, можно говорить только о среднем уровне удовлетворенности работой. С чем это может быть связано? Прежде всего, с имеющимся опытом трудовой деятельности у молодежи, соответствием этого опыта жизненным целям, возможностями трудоустройства, реализующего жизненные планы молодежи, оценкой своих карьерных перспектив.

При проведении прикладного исследования среди молодежи юга Тюменской области в качестве основных показателей, характеризующих особенности учебной и трудовой деятельности приняты следующие [1, с. 38]:

  • наличие опыта трудовой деятельности у молодежи;
  • планы, относительно дальнейшей трудовой деятельности — данный индикатор характеризует общую стратегию поведения в трудовой деятельности;
  • каналы трудоустройства молодежи;
  • значимость различных факторов успеха в трудоустройстве — данный показатель определяет тактику поведения молодежи в трудовой сфере.

Прежде всего, необходимо оценить наличие опыта трудовой деятельности среди молодежи (в трудовой опыт включались и временные подработки, работа в «отрядах мэра» и т. п., т. е. любые виды оплачиваемой трудовой деятельности). По результатам опроса уровень вовлечения молодежи юга Тюменской области в активную трудовую деятельность достаточно высок. Среди опрошенных респондентов половина (51 %) работают на постоянной работе, 12 % работают временно. Учитывая, что многие из молодых людей пока еще учатся, среди опрошенных 16 % вообще не имеют опыта трудовой деятельности, 20 % в настоящий момент по какой-либо причине не работают (подавляющее большинство — это учащиеся и студенты), но имеют опыт трудовой деятельности.

Наличие опыта работы очень сильно отличается в разных социально-демографических группах молодежи. Так, традиционно мужчина воспринимается как основной добытчик, а женщины больше уделяют внимание семье, поэтому среди мужчин выше доля работающих. Не имеют трудового опыта только 13 % мужчин и 20 % опрошенных женщин. Доля временно подрабатывающих среди мужчин и женщин одинакова 11—12 %.

Наиболее заметны различия в имеющемся опыте по возрастным группам. В возрасте от 14 до 17 лет лишь 5 % опрошенных отметили, что они имеют временные подработки, а остальные пока не работают, при этом 60 % вообще не имели какого-либо опыта работы. С возрастом опыт накапливается.

Естественно, что у половины тех, кто учится в настоящий момент (49 %) нет опыта работы. Но стоит обратить внимание, что среди тех, кто не учится и не работает, 22 % также совершенно не имеют опыта трудовой деятельности (для сравнения: в целом по выборке только 16 %). Как правило, это женщины, сидящие с детьми. Соответственно в дальнейшем проблемы трудоустройства еще более усугубляются, т. к. молодая женщина с маленьким ребенком, да еще и без опыта работы — это, пожалуй, самое нежелательное сочетание для работодателя.

Можно отметить имеющиеся отличия по уровню образования. Среди тех, кто имеет только начальное профессиональное образование (ПТУ) на постоянной основе работают 58 %, в то время как среди людей со средним или высшим профессиональным образованием таких 74—77 % опрошенных. А вот временные подработки, наоборот, более распространены среди лиц с начальным профессиональным образованием: среди них 23 % работают по краткосрочным контрактам, разовым трудовым соглашениям (и 10—12 % среди имеющих среднее или высшее образование).

Таким образом, можно отметить, что уровень образования определяет возможности человека на рынке труда. Не имея высшего (или хотя бы средне-специального) образования молодому человеку очень сложно устроится на хорошую работу на постоянной основе.

Отличаются показатели опыта трудовой деятельности и по типу населенного пункта. В областном центре, как правило, более широко поставлена работа со школьниками (опять же отряды мэра и т. п.), больше возможностей для молодежи в плане разного рода подработок. Именно поэтому среди опрошенных в городе Тюмени лишь 12 % отметили, что у них полностью отсутствует опыт работы. По другим населенным пунктам 20 % опрошенных указали на отсутствие опыта. В других городах юга Тюменской области доля тех, кто сейчас занимается временными подработками в 1,5—2 раза ниже, чем в самой Тюмени (соответственно 7 % и 12 %), что говорит об отсутствии возможностей подработки для учащейся молодежи.

Среди сельской молодежи доля тех, кто сейчас временно работает также высока (14 %), но в Тюмени и в селе — это два принципиально различных кластера. Если в Тюмени преимущественно учащаяся молодежь включена во временные подработки, осваивая определенные сегменты рынка труда, то на селе временная работа по краткосрочным контрактам — это вынужденное положение в связи с недостатком рабочих мест. Именно поэтому среди сельского населения почти на 10 % ниже доля тех, кто работает на постоянной основе. Возможно отсюда и столь низкие показатели удовлетворенности работой среди сельской молодежи.

Рассмотрим, каковы же планы молодежи относительно их дальнейшей деятельности. Примерно треть опрошенной молодежи (32 %) отметили, что ориентированы на получение образования, еще столько же (33 %) планируют работать по специальности.

Практически каждый пятый (21 %) планирует работать НЕ по специальности, что говорит о не высокой эффективности сложившейся в регионе системы образования, а также о не достаточной работе по профориентации молодежи. Тратя деньги на подготовку специалистов, необходимо чтобы они были более заинтересованы работать именно по получаемой специальности.

Достаточно высока доля тех, кто планирует совмещать учебу с работой или иметь дополнительный приработок к основной работе — таких 17 % опрошенных.

Относительно высок в регионе и предпринимательский потенциал: 14 % респондентов, отметили, что в их планах открыть свое дело или продолжать имеющийся бизнес. Как правило, реально включающихся в бизнес меньше, чем число желающих, но в любом случае данный показатель отражает ориентацию молодежи на включение в хозяйственно-экономическую среду не только в качестве наемного работника, но и в качестве активного субъекта — предпринимателя.

Планы отличаются по возрастным группам. Среди 14—17 летних подавляющее большинство (92 %) планирует поступить учиться или продолжить учебу, каждый пятый (21 %) при этом ориентирован на поиск временной подработки или работы на неполный рабочий день. С возрастом доля планирующих учиться сокращается: среди 18—22 летних таких 44 %, 23—27 летних — 16 % и среди 28—35 летних — 14 % опрошенных. Следует отметить сформировавшееся у молодых людей стремление к получению образования. Даже среди зрелой возрастной группы относительно высока (14 %) доля тех, кто планирует пойти учиться.

Анализируя планы, относительно дальнейшей трудовой деятельности по гендерным группам, выявилось, что мужчины чаще планируют открыть свое дело (17 %), чем женщины (10 %), в свою очередь среди женщин чуть выше доля тех, кто  планирует сидеть дома (5 %, среди мужчин 1 %). По остальным позициям значимых отличий нет.

По территориальным группам (в разрезе город — село) существенных отличий нет, все они в пределах ошибки выборки ±3 %. Единственная особенность только в том, что предпринимательская активность выше среди городской молодежи и особенно Тюменской. Среди опрошенной сельской молодежи планируют открыть свое дело или продолжить имеющийся бизнес 8 % опрошенных, а среди молодежи Тюмени практически каждый пятый (19 %). Сегодня очень много говорят о развитии молодежного предпринимательства, но как показывают результаты опроса, вся работа ведется преимущественно в областном центре. Сельская молодежь, будучи не удовлетворенной условиями для реализации своих жизненных планов в своем населенном пункте (удовлетворенность < 0,5 по шкале от 0 до 1), даже не планирует включиться в хозяйственно-экономическую жизнь в качестве активного субъекта и попытаться изменить эти условия.

Какие каналы использует молодежь для трудоустройства? Опрос показал, что основная масса нашла работу самостоятельно (39 %) или им помогли родители, друзья и знакомые (37 %).

Следует отметить негативную тенденцию в возрастании доли молодежи, ориентирующихся на имеющиеся связи (помощь родителей знакомых) при значительном сокращении числа трудоустроившихся самостоятельно, что говорит о возрастании пассивности и инфантилизма молодежи. При сравнении с результатами мониторинга 2011 года видим, что снизилась доля тех, кто воспользовался помощью Центра занятости при трудоустройстве с 18 % до 11 %.

В 2012 году лишь 11 % отметили, что они нашли работу с помощью Центра занятости, еще 4 % — через молодежную биржу труда. Зачастую сама молодежь имеет достаточно высокий уровень притязаний к работе, которые не могут быть удовлетворены на рынке труда. Поэтому приходится прибегать к связям, с помощью которых меняются изначальные стартовые условия труда. Причем чаще всего к данному каналу трудоустройства прибегают те, кто не имеет достаточно высокого человеческого капитала (знаний, навыков, опыта и т. п.), но обладает капиталом социальным (т.е. связями). Именно в группе от 14 до 22 лет выше всего доля тех, кто использовал помощь родителей, друзей, знакомых.

С накоплением опыта и знаний данный канал становится менее востребованным. Основным каналом трудоустройства становится самостоятельный поиск работы.

Молодежь, которая не обладает необходимым социальным капиталом, достаточно активно использует формальные каналы трудоустройства. Среди тех же 14—17 летних воспользовались помощью Центра занятости 27 % опрошенных, еще 19 % помощью молодежной биржи труда и 15 % помощью молодежных общественных организаций.

Таким образом, формальные каналы трудоустройства достаточно востребованы теми группами молодежи, которые не имеют пока еще достаточного трудового опыта и нужных связей, т. е. наиболее уязвимыми на рынке труда группами. Именно поэтому и среди сельской молодежи помощь Центра занятости более востребована, чем среди городского, особенно Тюменского.

Исходя из всего вышеизложенного, важно определить значимость различных факторов успеха в трудоустройстве с точки зрения молодежи. Данный показатель определяет тактику поведения молодежи в трудовой сфере.

На вопрос «Что, на ваш взгляд, помогает в первую очередь получить хорошую работу» 29 % респондентов отметили связи и знакомства, 23 % — наличие опыта работы; 15 % — наличие хороших знаний, 9 % — трудолюбие, готовность трудиться с полной отдачей сил.

Таким образом, видно, что среди молодежи доминирует ориентация на помощь других, а не собственные силы и накопление своего опыта и знаний. Это является весьма тревожным симптомом. В то же время можно говорить о некоторой положительной динамике. Если в 2011 году связи и знакомства выбрали 35 % опрошенных, то в 2012 году только 23 %. Можно сделать вывод, что иждивенческие настроения молодежи постепенно стираются.

При анализе выявилась зависимость между переменными «каналы трудоустройства» и «оценка факторов помогающих получить хорошую работу». Так 20 % респондентов использовавших канал трудоустройства — центр занятости, отмечают, что помогает в первую очередь при трудоустройстве — наличие хороших знаний. Среди пользующихся помощью родителей, друзей 44 % респондентов отмечают, что в первую очередь при трудоустройстве помогает связи и знакомства. Среди тех, кто нашел работу самостоятельно, 46 % респондентов отметили, что помогает наличие опыта работы.

Таким образом, можно еще раз подчеркнуть не однородность молодежи как социальной группы и усиливающуюся в молодежной среде дифференциацию. Кто-то изначально обладает большими возможностями трудоустройства на хорошую работу (первоначальный капитал в виде хорошего образования и/или связей), а кто-то вынужден всего добиваться своим трудом. Иждивенческие настроения молодежи хоть и высоки (почти четверть опрошенных ориентированы на помощь других), но все же постепенно уходят. Наиболее уязвима на рынке труда группа молодежи не обладающая ни социальным капиталом (связями), ни человеческим (опытом, знаниями, трудовыми навыками и т. п.). Это, как правило, молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет, с не высоким уровнем материального положения, без образования, а также молодые женщины с детьми. Именно этим группам и должна быть оказана основная помощь в трудоустройстве.

 

Список литературы:

  1. Молодежь в социальном пространстве региона. Коллективная монография / Научная редакция Ромашкина Г.Ф. — Тюмень: издательство Тюменский государственный университет, 2012. — 236 с.