Статья:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Конференция: V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Чекмарёва К.М. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(5).pdf (дата обращения: 19.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Чекмарёва Ксения Михайловна
студент 3 курса, Школа экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), г. Владивосток
Николаев Дмитрий Валентинович
научный руководитель, научный руководитель, канд. эконом. наук, доцент ДВФУ, г. Владивосток

Для изучения потребительского спроса и его прогнозирования большое значение имеет определение влияющих на него факторов. Но среди экономистов существует расхождение мнений о том, какие именно факторы являются определяющими для спроса и его регулирования, а какие нет. Так же не существует единой классификации этих факторов. Но можно согласиться с классификацией представленной исследователем Л.Ф. Столмовым [4, с. 15—25], по мнению которого вся система факторов, формирующих покупательский спрос, можно разделить на экономические, социальные, демографические, природно-естественные, общие и частные. При этом А.И. Левин [2] считает, что факторы нужно классифицировать по нескольким признакам: по природе возникновения, по характеру влияния на спрос, по степени влияния на величину спроса, по возможности изменения их влияния, по времени их влияния на спрос. Т.Д. Алимова [1, с. 80—81] же придерживается мнения, что все факторы должны делиться на два вида: стоимостные (например, денежные доходы населения) и нестоимостные (например, географические).

Несмотря на отсутствие единого мнения, четкая классификация влияющих на спрос факторов необходима для определения эффективной политики его регулирования. При этом среди всех факторов основными являются именно экономические. К их числу можно отнести: денежные доходы населения, уровень производства, объем и структура предложения, развитие торговли, средний индекс цен, насыщенность населения предметами потребления. Рассмотрим каждый из них по отдельности.

Среди денежных доходов населения необходимо выделять:

  1. Общую сумму средств, которая приходится на всю семью и на одного ее члена. Доход семьи способствует определению уровня и структуры спроса на все предметы общесемейного пользования. Это так же зависит от величины средств, приходящейся на одного человека, так как при низком доходе в спросе предпочтение отдается предметам первой необходимости;
  2. Источники поступления денежных средств. К ним относят стипендии, фонды оплаты по труду, пенсии, пособия и прочие [5]. Общий объем и структура спроса зависит от размеров каждого из источников;
  3. Миграцию денежных средств. Ее воздействие особенно остро в зонах отдыха, окраинных районах. Посредством исследования причин, сумм, сроков миграции можно воздействовать на них изменением условий предложения товаров, совершенствованием оборудования торговли и прочим [6];
  4. Накопление денег. Сбережение денег несет в себе отложенный спрос [3], связанный с отсутствием необходимого товара, его высокой цены, возможностью замены устаревших предметов потребления и прочим;
  5. Организацию денежного обращения. Влияние на спрос, в большей степени на предметы первой необходимости, оказывают сроки, регулярность, слаженность аппарата кассовых операций.

Для формирования представления о воздействии на спрос уровня производства необходимо выделять:

  1. Отраслевую структуру производства, которая способствует отображению реальных возможностей удовлетворения спроса на благо по его видам;
  2. Уровень организации производства, от которого зависит формирование денежных доходов населения;
  3. Специфику производства, включающую специализацию, сезонность, технологии, с которыми в связи с различным уровнем расходования рабочей силы связаны особенности спроса;
  4. Уровень научно-технического прогресса, который побуждает спрос посредством предложения наиболее современных средств потребления.

Предложение быстрее реагирует на изменение спроса, нежели производство. И по изменениям в объеме и структуре предложения можно судить об изменениях в спросе. При этом можно выделять:

  1. Общий объем предложения, сопоставление которого с данными денежных доходов населения показывает: превышает ли предложение спрос или спрос предложение или, они соответствуют друг другу.
  2. Удельный вес в общей массе предложения продовольственных и непродовольственных товаров. Он отображает реальную возможность удовлетворения спроса и возможную долю расходов в общем балансе денежных средств населения.
  3. Предложение со стороны сроков оборачиваемости товаров позволяет видеть, какие блага имеют наибольший спрос, а какие не реализуются и по каким причинам.

Состояние спроса и проблемы его удовлетворения отражены во всех показателях развития торговли. К основным из них относятся:

  1. Общий объем товарооборота, отражающий развитие уровня спроса;
  2. Продажа товаров на душу населения, также отражающая развитие спроса;
  3. Товарная структура розничного товарооборота. Данные о темпах реализации показывают изменения в спросе на товары по категориям и другие.

Величина спроса и его структура может быть определена под влиянием среднего индекса цен. Спрос растет при увеличении денежных доходов и неизменном состоянии среднего индекса цен. При снижении цен на группу непродовольственных товаров спрос переключается на продукты питания, услуги, распространяясь на более дорогостоящие изделия. При снижении цен на группу продовольственных товаров спрос переходит на непродовольственные товары, оплату услуг или потребление более дорогостоящих и более качественных товаров. Увеличение среднего индекса цен спрос на дорогостоящие товары сокращается, но остается стабильным на предметы первой необходимости. Изменение цен на отдельные виды товаров может способствовать увеличению или снижению спроса на данный вид блага, переключению на взаимозаменяемые товары, изменению величины накоплений и прочему.

Расходы на предоставленные населению услуги может вести к уменьшению суммы, предназначенной на покупку товаров и сокращению спроса, а так же может способствовать экономии денежных средств путем увеличения срока службы изделий, при этом спрос растет.

Насыщенность населения предметами потребления позволяет эффективнее планировать спрос, особенно на длительную перспективу.

Итак, можно сделать вывод, что на потребительский спрос влияет большое число факторов, к которым относятся цена, качество, доход потребителя, уровень производства, мода и другие. Все из них проявляют свое воздействие через поведение потребителя. В итоге потребительский спрос формирует именно взаимосвязь потребностей и возможностей потребителя, которую следует учитывать при анализе рынка и состояния экономики в целом для принятия эффективных управленческих решений.

 

Список литературы:

  1. Алимова Т.Д. Закон спроса и предложения при социализме. — Л.: ЛГУ, — 1974 — 100 с.
  2. Баранова Л.Я., Левин А.И. Потребности, доходы, потребление: Экон. словарь-справочник / Баранова Л.Я., Левин А.И., Левин А.И. — М.: Экономика, — 1988. — с. 351
  3. Большой экономический словарь. — М.: Институт новой экономики. А.Н. Азрилиян. 1997 — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://big_economic_dictionary.academic.ru/14710/%D0%A1%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%A1%2C_%D0%9E%D0%A2%D0%9B%D0%9E%D0%96%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%AB%D0%99/ (дата обращения: 4.10.2013)
  4. Столмов Л.Ф. Изучение и прогнозирование покупательского спроса М. — Экономика — 1972 г. — с. 231
  5. Толковый словарь экономических терминов — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.bibliotekar.ru/biznes-15-2/74.htm (дата обращения: 4.10.2013)
  6. Якушев М.М. Институциональные детерминанты потребительского спроса: дис. … канд. экон. наук. Саратов, — 2007. — с. 159