Статья:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ПЛАТЁЖНОЙ СИСТЕМЫ CHINA UNIONPAY НА РОССИЙСКОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКАХ БАНКОВСКИХ КАРТ

Конференция: VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Шаравара А.А. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ПЛАТЁЖНОЙ СИСТЕМЫ CHINA UNIONPAY НА РОССИЙСКОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКАХ БАНКОВСКИХ КАРТ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(6).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ПЛАТЁЖНОЙ СИСТЕМЫ CHINA UNIONPAY НА РОССИЙСКОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКАХ БАНКОВСКИХ КАРТ

Шаравара Ангелина Андреевна
студент Дальневосточного федерального университета, РФ, г. Владивосток
Голиков Александр Петрович
научный руководитель, научный руководитель, доцент Дальневосточного федерального университета, РФ, г. Владивосток

 

В современном мире банковские кредитные и дебетовые карты являются одним из самых удобных средств платежа. Пластиковые карты заменяют и вытесняют наличные деньги во многих сферах, и поэтому огромное развитие в последние годы получили различные международные платёжные системы, которые обслуживают все операции, производимые по пластиковым картам. Долгие годы бесспорными лидерами мирового рынка являлись системы Visa и Mastercard, но по мере развития Китая в целом и китайском экономики в частности, на первый план вышла система China UnionPay, составив достойную конкуренцию упомянутым выше компаниям.

В рамках своего развития, UnionPay стремится осуществлять свою деятельность не только в Китае, но также и за рубежом. В круг интересов этой компании входит, в том числе, и Россия. Учитывая развивающееся состояние сферы использования и обслуживания банковских карт в России, а также почти повсеместное их использование в западных странах, является логичным предположить, что у компании UnionPay есть большие перспективы на эти двух рынках.

UnionPay была основана в 2002 году Народным банком Китая после одобрения этой инициативы Государственным Советом. В настоящее время в Шанхае штаб-квартира UnionPay насчитывает около 400 отечественных и зарубежных корпоративных членов данной системы [4]. UnionPay стала центральной и основной платёжной системой в Китае. UnionPay управляет межбанковской расчетной системой, через которую осуществляется связь и различные банковские операции между банковскими системами и непосредственно банками, а также использование банковских карт, выпущенных банками-партнёрами.

На сегодняшний день карты UnionPay могут быть использованы в 117 странах и регионах за пределами Китая, в том числе: Австралии, Канаде, Франции, Германии, Японии, Малайзии, Перу, Сингапуре, Южной Корее, Швейцарии, Таиланде, Новой Зеландии, Объединенных Арабских Эмиратах, а также США. Между тем, UnionPay также активно продвигает выдачу стандартных карт UnionPay за рубежом с целью обеспечения удобства оплаты для иностранцев в их работе, учебе или путешествиях в Китай. В настоящее время 65 учреждений в 17 зарубежных странах и регионах выдают карты UnionPay локально. Общий объём выданных карт на настоящий момент составляет более 10 млн. штук [4].

У UnionPay подписаны соглашения с различными партнерами (VISA, MasterCard, American Express), что позволяет китайским владельцам использовать свои кредитные карты в системах партнеров за рубежом, а клиентам зарубежных систем — использовать свои карты во время пребывания в Китае [6]. Эти соглашения имеют смысл для обеих сторон, потому что расширяют область применения карт. В результате, как правило, выпускаются карты, работающие в 2-х стандартах, например, Visa и UnionPay. В противном случае пришлось выпускать бы две различные карты.

Точки приёма карт UnionPay за рубежом расположены, в основном, в местах, которые часто посещают туристы: сувенирные магазины, магазины беспошлинной торговли, торговые центры, гостиницы, магазины различных известных марок. В настоящее время карты UnionPay могут быть использованы в более чем 4 млн. точек розничной торговли в США, что составляет более половины всех магазинов, в том числе рестораны, гостиницы, супермаркеты и т. д [7].

По данным исследовательской компании Retail Banking Research (RBR), в 2010 году UnionPay по общему количеству выпущенных в мире платежных карт обогнала Visa (29,2 % против 28,6 %), заняв по этому показателю место лидера (на MasterCard приходилось 20 %). Учитывая это, UnionPay прочат большие перспективы и на российском рынке [3].

Банковские карты UnionPay появились на российском рынке в 2007 году. В России держатели таких карт имеют возможность получать наличные денежные средства в банкоматах и, кроме того, расплачиваться за товары и услуги. Пополнять карты UnionPay в Росии невозможно, это запрещено законом. Карты UnionPay в России обслуживают ВТБ, Газпромбанк, Интерпрогрессбанк, Юниаструм Банк, Московский Банк Реконструкции и Развития, Банк Москвы и другие кредитные организации. UnionPay продолжает вести переговоры со Сбербанком о возможности начала обслуживания данных карт в его банкоматах.

В 2008 году в России начался выпуск первых пластиковых карт UnionPay. Стандартные дебетовые карты UnionPay были выпущены “Еврофинанс Моснарбанком”. В России они могут быть использованы с помощью системы Union Card, а за границей — с помощью UnionPay. Номера всех выпускаемых в России карт UnionPay начинают с цифры 62 [1]. UnionPay имеет намерение стать локальной платежной системой в России и предполагает, что в течение трех лет около 50 % банкоматов, а также торгово-розничных сетей по всей России смогут принимать её карты.

Развитие UnionPay на российском рынке неизбежно. Это обуславливается тем, что Китай и Россия — не только соседи, но и партнёры по бизнесу. В соответствии с намерениями UnionPay, вскоре карты UnionPay будут принимать магазины «М. Видео», магазины в торговом центре «ЦУМ». Кроме того, существуют планы по созданию в России дочерней компании с целью обретения статуса именно российской платежной системы. У UnionPay существует целый ряд преимуществ перед конкурентами, среди которых более низкие тарифы, простая и прозрачная тарифная политика, постоянное расширение географии присутствия.

Также UnionPay в скором времени планирует запуск системы денежных переводов UnionPay MoneyExpress (UME), которая даст возможность переводить наличные средства владельцам карт UnionPay. Первыми российскими партнерами UnionPay MoneyExpress станут банки ВТБ и Мастер-Банк.

Карты UnionPay могут быть интересны различным категориям граждан. Например, туристам, а также людям, занимающимся бизнесом и совершающим частые поездки в КНР. К тому же, сейчас между Россией и Китаем происходит значительный рост трудовой миграции, увеличиваются туристические потоки. Как уже было сказано выше, UnionPay обладает возможностью устанавливать более низкие тарифные ставки, чем конкуренты. Это обусловлено тем, что компания является непубличной. Вполне логично предположить, что, если цены, предложенные компанией UnionPay, в самом деле, станут конкурентоспособными, то отпадёт необходимость в слугах по переводу денег.

UnionPay также стремится присоединиться к российскому национальному проекту «Универсальная электронная карта» (УЭК). Она хочет стать акционером УЭК, однако на данный момент никаких конкретных договоренностей не существует. UnionPay необходимо членство в этой системе с целью предоставления возможности китайским гражданам, работающим в России, снимать деньги в банкоматах «Сбербанка», однако «Сбербанку» это экономически не выгодно. Участники рынка считают, что китайцы, зная, что за УЭК стоит Сбербанк, стремятся стать акционерами, рассчитывая в дальнейшем пролоббировать через соответствующую организацию собственные интересы. Например, достичь того, чтобы карты UnionPay могли бы обслуживаться в банкоматах «Сбербанка».

Особого внимания заслуживает совместный проект системы карт «Золотая Корона», выпускаемых Далькомбанком и UnionPay, в рамках которого карты UnionPay будут обслуживаться банками-членами платежной системы «Золотая Корона», в том числе непосредственно всей сетью филиалов Далькомбанка. Реализация этой цели началась в апреле 2011 года. Проект направлен на решение задачи, которая стоит перед каждым банком — получение дополнительных комиссионных доходов за счет увеличения оборота без дополнительных капиталовложений.

Владельцы данных карт, которые будут обслуживаться в центрах «Золотая корона», будут иметь доступ ко всем стандартным операциям, предлагаемым платёжными системами России: запрос баланса, выдача наличных в банкоматах и кассах, оплата товаров и услуг в торговли, оплата услуг интернет-провайдеров в банкоматах с функцией принятия наличных и в кассах и т. д. В системе UnionPay владельцам карт будут доступны аналогичные услуги [2].

Ожидается, что спрос на такие карты будет соответствующим. Карты, выпускаемые под двумя брендами, UnionPay — «Золотая Корона», станет удобным платёжным средством во время деловых и туристических поездок. В настоящее время доля обслуживания карт международных платёжных систем в Китае составляет менее 20 %, и, кроме того, взимается высокая комиссия за снятие наличных и за оплату товаров и услуг с помощью этих карт, в то время как карты UnionPay принимаются повсеместно в КНР, а обслуживание и использование карт, выпущенных под двумя брендами, стоит намного меньше [5].

Всё это свидетельствует о самых серьёзных намерениях китайской корпорации. Компания UnionPay не считает китайский рынок единственным полем своей деятельности, она стремится освоить новые горизонты, предоставляя свои услуги теперь уже не только китайским гражданам. Учитывая, что западный рынок уже достаточно давно занят платёжными системами Visa и Mastercard, и возможности развития UnionPay там ограничены лишь облегчением использования китайских карт UnionPay для китайских граждан, то перспективы развития UnionPay на российском рынке гораздо шире. Развивающиеся российско-китайские отношения в сфере экономики также будет в немалой степени этому способствовать. Учитывая невыгодные условия и ограниченный набор услуг, которые зачастую предоставляют российские банки держателям банковских карт, представляется возможным, что в ближайшие годы китайская компания станет серьёзным игроком на российском рынке.

 

Список литературы:

  1. В России выпущены карты China UnionPay [Электронный ресурс] // ChinaPRO: деловой интернет-журн. 05.08.08. URL: http://www.chinapro.ru/rubrics/1/43/  (дата обращения: 14.03.2013)
  2. Карты «UnionPay — Золотая корона», эмитированные Далькомбанком, начали обслуживаться в Китае [Электронный ресурс] // ИА «Банки.ру»: информац. портал. 19.03.2012. URL:  http://www.banki.ru/news/lenta/?id=3681545 (дата обращения: 25.03.2013)
  3. Полякова Ю. China UnionPay создает российскую «дочку» // Известия - 2012. — 24 янв.
  4. China UnionPay: Overview [Electronic resource] // UnionPay, 2002-2012. URL: http://en.unionpay.com/comInstr/aboutUs/file_4912292.html (дата обращения: 18.03.2013)
  5. Issue of UnionPay — Golden Crown co-brand cards has started [Electronic resource] // Center of Financial Technologies. 2011. URL: http://eng.cft.ru/Press/Pages/28-12-11.aspx (дата обращения: 26.03.2013)
  6. Santoma Villaclara, Javier L. The credit card industry in China. The rise of a national champion and challenges for the future [Electronic resource]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: www.ceibs.edu/bmt/images/20110221/30208.pdf (дата обращения: 16.03.2013)
  7. UnionPay releases overseas card usage tips [Electronic resource] // UnionPay, 2002—2012. URL: http://en.unionpay.com/news/newsroom/file_79785519.html (дата обращения: 18.03.2013)