ТЕНДЕНЦИИ ГОТОВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕВУШЕК К МАТЕРИНСТВУ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОК СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Секция: 4. Социология
VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ТЕНДЕНЦИИ ГОТОВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕВУШЕК К МАТЕРИНСТВУ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОК СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
В современных условиях, когда возросла социальная нагрузка на женщину, ей стало значительно сложнее, чем раньше, сочетать трудовую, общественно-полезную деятельность и материнство. «Возможность гармонического сочетания женщиной профессиональных и семейных ролей в значительной мере определяются её практической готовностью к семейной жизни и материнству» [3].
Данная проблема актуальна для нашего общества, молодое поколение крайне мало ориентировано на выполнение материнских и отцовских ролей. Функции матери не занимают центрального места в самосознании современной женщины. Такой вывод можно сделать, опираясь на официальную статистику. 1 200 000 — таково количество абортов в России за год. Также актуальны проблемы отказов от новорожденных и нежелание иметь детей в принципе, по причине упора на карьеру, материальных трудностей или ощущения счастливой жизни без детей.
Материнство — свойственное матери сознание родственной связи её с детьми [5]. Мы рассматриваем готовность к материнству как специфическое личностное образование, в основе которого лежат: положительные установки в отношении деторождения; достаточный уровень экономической состоятельности; приверженность здоровому образу жизни и осведомленность об особенностях развития ребенка.
В рамках нашей темы было проведено исследование.
Цель исследования: выявление особенностей уровня подготовки к материнству у студенток среднего профессионального и высшего образования.
Задачи:
- Определение степени приверженности респондентов к здоровому образу жизни
- Выявление положительных и отрицательных установок в отношении деторождения
- Определение степени экономической готовности к материнству
- Выявление степени компетентности в области знаний о потребностях детей, их развитии и психологических особенностях.
Объект исследования: уровень готовности студенток среднего профессионального и высшего образования к материнству.
Предмет исследования: особенности готовности студенток среднего профессионального и высшего образования к материнству.
Генеральную совокупность исследования составляют студентки среднего специального и высшего образования. Выборочная совокупность - студентки учреждений среднего профессионального образования и студентки из высших учебных заведений города Барнаула Алтайского края. Общее количество респондентов: 70 человек.
В качестве гипотезы-основания нашего исследования мы смеем предположить, что уровень готовности к материнству среди респондентов составляет не более 60 %, при этом уровень в высших учебных заведениях превышает уровень готовности у респондентов среднего профессионального образования.
Если рассматривать этот феномен по 4 предложенным нами основаниям, то гипотезы следствия будут следующими:
- Степень приверженности к ЗОЖ среди студенток ВУЗа выше;
- Экономическая готовность студенток ВУЗа выше;
- Установки в отношении деторождения в ВУЗе выше;
- Компетентность в области знаний о потребностях, воспитании.
Общую готовность к материнству(Р) можно представить в виде формулы:
Р = 0,3х+0,15у+0,4z+0,15d
где: x — уровень готовности в отношении приверженности респондентов к здоровому образу жизни;
y — уровень готовности в отношении положительных и отрицательных установок к деторождению;
z — уровень экономической готовности к материнству;
d — уровень готовности, основанный на степени компетентности в области знаний о потребностях детей, их развитии и психологических особенностях
0,3; 0,15; 0,4 и 0,15 — соответственно, веса факторов в общем показателе.
Так как по статистике самыми распространенными причинами нежелания иметь детей, причинами отказа от детей и причинами аборта является отсутствие жилья, стабильного дохода, низкий уровень жизни — то экономической готовности был присвоен наибольший удельный вес.
Очевидно, что невозможно учесть все факторы, влияющие на итоговый показатель, поэтому будем считать идеализированной, присвоив общему показателю 100 %, но при этом, полагая, что существует определенная ошибка — неучтенные в модели факторы.
Содержательные вопросы в анкете были разделены на 4 блока — экономическая готовность, компетентность в области знаний развития детей, приверженность к ЗОЖ, установки на деторождение. Каждый блок содержал по 6 вопросов. Ответы на каждый вопрос были проранжированы от минимального уровня готовности к максимальному, соответственно от 0 до 100 %. Так, при анализе предоставляется возможным вычислить общий уровень готовности к материнству и отдельно, в зависимости от уровня образования. А также по каждому фактору, что очень ценно при анализе и выявлении уязвимых мест в общем показателе уровня готовности.
Далее мы представим самые значимые и, на наш взгляд, самые интересные результаты по каждому блоку.
В ходе исследования выяснилось, что приверженность к ЗОЖ у студенток ВУЗа действительно выше. Они ответственнее относятся к занятиям физической культурой и правильному питанию.
Студенток СУЗОв в большей степени характеризуют такие вредные привычки, как курение (7 респонденток из 35) и даже употребление наркотических средств(2 студентки, чтобы поддержать компанию). Также студентки ВУЗов чаще посещают врачей в целях осмотра.
Экономический уровень готовности к материнству в ВУЗе оказался ниже, вопреки нашим предположениям. Хотя уровень доходов студенток ВУЗов на порядок выше студенток СУЗов, показатель готовности студенток СУЗов превысил за счет большей готовности содержать себя и семью в случае незапланированной беременности, а также способности в непредвиденной ситуации заниматься тяжелым физическим трудом в целях содержания и обеспечения собственной семьи.
Что касается гипотезы об установках в отношении деторождения, гипотеза не подтвердилась. Уровень готовности студенток из средних профессиональных учебных заведений выше.
Частотный анализ показал следующее: из общего кол-ва респондентов, 2 студентки ответили, что готовы сделать аборт. Причем они обе получают высшее образование. Таким образом, можно утверждать, что уровень образования влияет на возможность прерывания беременности.
К причинам чаще они относят нежелание собственное и партнера иметь детей, а также боязнь материальных трудностей. Возможной причиной прерывания беременности студенток ВУЗов и СУЗов стала — наличие пороков развития у плода.
Хотя гипотеза и не подтвердилась и желание создать семью и желание иметь детей в среднем выше у студенток СПО, но у этой же части респондентов больше и средне-квадратическое отклонение, а также дисперсии разброс. Это значит, что есть такие, кто не хочет ни создать семью ни завести детей.
По 4 блоку — гипотеза следствия нашла свое подтверждение. Компетентность молодых девушек, получающих высшее образование, в области знаний развития ребенка, превышает компетентность студенток из средних профессиональных учебных заведений.
Причем среди студенток СУЗов есть даже такая доля, которая полагает, что знания в области элементарных особенностей развития ребенка совершенно не важны! Также среди студенток СУЗов есть такие, кто приемлет физическую меру наказания детей!
При ответе на открытый вопрос: «Что препятствует желанию современных девушек иметь детей?» наиболее распространенными ответами были: экономические трудности, карьера, неуверенность в партнере и влияние моды.
Мы рассчитали общую готовность к материнству(Р):
Р = 0,3*0,68+0,15*0,61+0,4*0,41+0,15*0,59 = 0, 54 или 54 %
Готовность к материнству студенток СПО:
Р(СПО) = 0,3*0,59+0,15*0,7+0,4*0,49+0,15*0,39 = 0, 52 или 52 %
Готовность к материнству студенток ВПО:
Р(ВПО) = 0,3*0,77+0,15*0,52+0,4*0,33+0,15*0,79 = 0, 56 или 56 %
В целом можно сказать, что нам удалось подтвердить основную гипотезу исследования — уровень готовности не превысил 60 процентов. Эти проценты неготовности по многим показателям и являются причинами того, что высок уровень абортов, отказов от детей, падения рождаемости и нежелания иметь детей в принципе. Данные могут стать полезными для обоснования приоритетных направлений работы по повышению уровня готовности, по формированию компетентности, профилактической и иной работы. А, следовательно, они могут стать полезными для будущего нашего города и края в целом.
Современная женщина может позволить себе выбирать: иметь детей или нет. Боязнь родить ребёнка, взгляд на ребёнка как на обузу, отказ от детей, пренебрежение их нуждами — это негативные социальные явления, которые оборачиваются как против самой женщины, так и против семьи и общества в целом.
Список литературы:
- Брутман В.И., Северный А.А. Нежеланная Беременность КАК Фактор риска психической патологии Будущего Ребенка // Актуальные вопросы детской психоневрологии: Материалы республиканской конференции. — Томск, 1992.
- Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России // Социс. 2000. — №11.
- Матвеева Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности. — К:. ВГГУ, 2004
- Минюрова С.А. Тетерлева Е.А Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства//Психологический журнал. 2002. — № 5. — с. 63—75.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь. 1949—1992
- Филиппова Г.Г. Трудная радость материнства // Семья и школа. 2001. —№ 1—2.