Статья:

ТЕНДЕНЦИИ ГОТОВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕВУШЕК К МАТЕРИНСТВУ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОК СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Конференция: VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Михайлец Д.И., Сарибекян М.Г. ТЕНДЕНЦИИ ГОТОВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕВУШЕК К МАТЕРИНСТВУ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОК СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(6).pdf (дата обращения: 25.09.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 196 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕНДЕНЦИИ ГОТОВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕВУШЕК К МАТЕРИНСТВУ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОК СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Михайлец Дарья Ивановна
студент Алтайского государственного университета, РФ, г. Барнаул
Сарибекян Марина Георгиевна
студент Алтайского государственного университета, РФ, г. Барнаул
Чудова Светлана Георгиевна
научный руководитель, научный руководитель, канд. социол. наук, заведующий кафедрой социальной работы факультета социологии Алтайского государственного факультета, РФ, г. Барнаул

 

В современных условиях, когда возросла социальная нагрузка на женщину, ей стало значительно сложнее, чем раньше, сочетать трудовую, общественно-полезную деятельность и материнство. «Возможность гармонического сочетания женщиной профессиональных и семейных ролей в значительной мере определяются её практической готовностью к семейной жизни и материнству» [3].

Данная проблема актуальна для нашего общества, молодое поколение крайне мало ориентировано на выполнение материнских и отцовских ролей. Функции матери не занимают центрального места в самосознании современной женщины. Такой вывод можно сделать, опираясь на официальную статистику. 1 200 000 — таково количество абортов в России за год. Также актуальны проблемы отказов от новорожденных и нежелание иметь детей в принципе, по причине упора на карьеру, материальных трудностей или ощущения счастливой жизни без детей.

Материнство — свойственное матери сознание родственной связи её с детьми [5]. Мы рассматриваем готовность к материнству как специфическое личностное образование, в основе которого лежат: положительные установки в отношении деторождения; достаточный уровень экономической состоятельности; приверженность здоровому образу жизни и осведомленность об особенностях развития ребенка.

В рамках нашей темы было проведено исследование.

Цель исследования: выявление особенностей уровня подготовки к материнству у студенток среднего профессионального и высшего образования.

Задачи:

  1. Определение степени приверженности респондентов к здоровому образу жизни
  2. Выявление положительных и отрицательных установок в отношении деторождения
  3. Определение степени экономической готовности к материнству
  4. Выявление степени компетентности в области знаний о потребностях детей, их развитии и психологических особенностях.

Объект исследования: уровень готовности студенток среднего профессионального и высшего образования к материнству.

Предмет исследования: особенности готовности студенток среднего профессионального и высшего образования к материнству.

Генеральную совокупность исследования составляют студентки среднего специального и высшего образования. Выборочная совокупность - студентки учреждений среднего профессионального образования и студентки из высших учебных заведений города Барнаула Алтайского края. Общее количество респондентов: 70 человек.

В качестве гипотезы-основания нашего исследования мы смеем предположить, что уровень готовности к материнству среди респондентов составляет не более 60 %, при этом уровень в высших учебных заведениях превышает уровень готовности у респондентов среднего профессионального образования.

Если рассматривать этот феномен по 4 предложенным нами основаниям, то гипотезы следствия будут следующими:

  1. Степень приверженности к ЗОЖ среди студенток ВУЗа выше;
  2. Экономическая готовность студенток ВУЗа выше;
  3. Установки в отношении деторождения в ВУЗе выше;
  4. Компетентность в области знаний о потребностях, воспитании.

Общую готовность к материнству(Р) можно представить в виде формулы:

Р = 0,3х+0,15у+0,4z+0,15d

где: x — уровень готовности в отношении приверженности респондентов к здоровому образу жизни;

y — уровень готовности в отношении положительных и отрицательных установок к деторождению;

z — уровень экономической готовности к материнству;

d — уровень готовности, основанный на степени компетентности в области знаний о потребностях детей, их развитии и психологических особенностях

0,3; 0,15; 0,4 и 0,15 — соответственно, веса факторов в общем показателе.

Так как по статистике самыми распространенными причинами нежелания иметь детей, причинами отказа от детей и причинами аборта является отсутствие жилья, стабильного дохода, низкий уровень жизни — то экономической готовности был присвоен наибольший удельный вес.

Очевидно, что невозможно учесть все факторы, влияющие на итоговый показатель, поэтому будем считать идеализированной, присвоив общему показателю 100 %, но при этом, полагая, что существует определенная ошибка — неучтенные в модели факторы.

Содержательные вопросы в анкете были разделены на 4 блока — экономическая готовность, компетентность в области знаний развития детей, приверженность к ЗОЖ, установки на деторождение. Каждый блок содержал по 6 вопросов. Ответы на каждый вопрос были проранжированы от минимального уровня готовности к максимальному, соответственно от 0 до 100 %. Так, при анализе предоставляется возможным вычислить общий уровень готовности к материнству и отдельно, в зависимости от уровня образования. А также по каждому фактору, что очень ценно при анализе и выявлении уязвимых мест в общем показателе уровня готовности.

Далее мы представим самые значимые и, на наш взгляд, самые интересные результаты по каждому блоку.

В ходе исследования выяснилось, что приверженность к ЗОЖ у студенток ВУЗа действительно выше. Они ответственнее относятся к занятиям физической культурой и правильному питанию.

Студенток СУЗОв в большей степени характеризуют такие вредные привычки, как курение (7 респонденток из 35) и даже употребление наркотических средств(2 студентки, чтобы поддержать компанию). Также студентки ВУЗов чаще посещают врачей в целях осмотра.

Экономический уровень готовности к материнству в ВУЗе оказался ниже, вопреки нашим предположениям. Хотя уровень доходов студенток ВУЗов на порядок выше студенток СУЗов, показатель готовности студенток СУЗов превысил за счет большей готовности содержать себя и семью в случае незапланированной беременности, а также способности в непредвиденной ситуации заниматься тяжелым физическим трудом в целях содержания и обеспечения собственной семьи.

Что касается гипотезы об установках в отношении деторождения, гипотеза не подтвердилась. Уровень готовности студенток из средних профессиональных учебных заведений выше.

Частотный анализ показал следующее: из общего кол-ва респондентов, 2 студентки ответили, что готовы сделать аборт. Причем они обе получают высшее образование. Таким образом, можно утверждать, что уровень образования влияет на возможность прерывания беременности.

К причинам чаще они относят нежелание собственное и партнера иметь детей, а также боязнь материальных трудностей. Возможной причиной прерывания беременности студенток ВУЗов и СУЗов стала — наличие пороков развития у плода.

Хотя гипотеза и не подтвердилась и желание создать семью и желание иметь детей в среднем выше у студенток СПО, но у этой же части респондентов больше и средне-квадратическое отклонение, а также дисперсии разброс. Это значит, что есть такие, кто не хочет ни создать семью ни завести детей.

По 4 блоку — гипотеза следствия нашла свое подтверждение. Компетентность молодых девушек, получающих высшее образование, в области знаний развития ребенка, превышает компетентность студенток из средних профессиональных учебных заведений.

Причем среди студенток СУЗов есть даже такая доля, которая полагает, что знания в области элементарных особенностей развития ребенка совершенно не важны! Также среди студенток СУЗов есть такие, кто приемлет физическую меру наказания детей!

При ответе на открытый вопрос: «Что препятствует желанию современных девушек иметь детей?» наиболее распространенными ответами были: экономические трудности, карьера, неуверенность в партнере и влияние моды.

Мы рассчитали общую готовность к материнству(Р):

Р = 0,3*0,68+0,15*0,61+0,4*0,41+0,15*0,59 = 0, 54 или 54 %

Готовность к материнству студенток СПО:

Р(СПО) = 0,3*0,59+0,15*0,7+0,4*0,49+0,15*0,39 = 0, 52 или 52 %

Готовность к материнству студенток ВПО:

Р(ВПО) = 0,3*0,77+0,15*0,52+0,4*0,33+0,15*0,79 = 0, 56 или 56 %

В целом можно сказать, что нам удалось подтвердить основную гипотезу исследования — уровень готовности не превысил 60 процентов. Эти проценты неготовности по многим показателям и являются причинами того, что высок уровень абортов, отказов от детей, падения рождаемости и нежелания иметь детей в принципе. Данные могут стать полезными для обоснования приоритетных направлений работы по повышению уровня готовности, по формированию компетентности, профилактической и иной работы. А, следовательно, они могут стать полезными для будущего нашего города и края в целом.

Современная женщина может позволить себе выбирать: иметь детей или нет. Боязнь родить ребёнка, взгляд на ребёнка как на обузу, отказ от детей, пренебрежение их нуждами — это негативные социальные явления, которые оборачиваются как против самой женщины, так и против семьи и общества в целом.

 

Список литературы:

  1. Брутман В.И., Северный А.А. Нежеланная Беременность КАК Фактор риска психической патологии Будущего Ребенка // Актуальные вопросы детской психоневрологии: Материалы республиканской конференции. — Томск, 1992.
  2. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России // Социс. 2000. — №11.
  3. Матвеева Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности. — К:. ВГГУ, 2004
  4. Минюрова С.А. Тетерлева Е.А Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства//Психологический журнал. 2002. — № 5. — с. 63—75.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь. 1949—1992
  6. Филиппова Г.Г. Трудная радость материнства // Семья и школа. 2001. —№ 1—2.