КОНСЬЮМЕРИЗМ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА
Секция: 7. Маркетинг
VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
КОНСЬЮМЕРИЗМ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА
На сегодняшний день в мире существует множество проблем связанных с потреблением того или иного товара в быту. Каждый раз, когда мы пользуемся каким-то продуктом, купленным в соседнем магазине, мы не задумаемся над тем, что были ли соблюдены все правила производства, хранения, транспортировки и т. п. Зачастую, все правила полностью не соблюдаются, и от безалаберности производителя растет «цепочка» событий, которая влечет за собой различные нарушения, недовольства, плохое качество, жалобы, угрозы и даже несчастные случаи.
Нынешний этап развития бизнеса предполагает полное согласование задач, целей не только с индивидуальными и корпоративными потребителями, но и с общественными интересами тоже. К деятельности маркетинга относятся решение проблем экологии, защиты окружающей среды и т. п. Сферы сбыта и производства должны считаться с негативными последствиями деятельности предприятий. Расходование невосполнимых источников энергии, проблема промышленных отходов, загрязнение атмосферы и земли, создание непригодных условий для нормального существования и т. п. Людей очень тревожит проблема глобального потепление в результате выбросов технологических газов в атмосферу, загрязнение рек, водоемов, озер. В 2012 году в атмосферу было выброшено около 20 млн тонн веществ, потому что объем производства возрос по всем видам деятельности обрабатывающего производства по сравнению с 2011 годом [1, с. 60]. Об этом свидетельствуют следующие данные, приведенные в таблице 1.
Таблица 1.
Объем обрабатывающего производства в 2012 году в РФ
В своей деятельности любое производство сталкивается с проблемами социально-этического характера. Это связано с желанием обеспечить максимальную возможную прибыль на рынке услуг и товаров. Зачастую эта проблема оборачивается не в лучшую сторону для продавца: попытки диктовать, искусственно завышать цены, дабы избежать роста издержек, стремление ограничивать ассортимент, обманывать покупателей, навязывать свой товар, продавать и выпускать низкокачественную, опасную и недолговечную продукцию. Всё это приводит к огромным противоречиям. Бесспорно, бизнес заинтересован в получении максимальной прибыли от производства и обеспечении высокого уровня эффективности продаж. Но это же не должно происходить за счет причинения ущербу потребителю и всего общества в целом! Маркетинг должен быть не просто социальным, но и обязательно этичным! Главное, чтобы маркетинговые цели и принимаемые решения не входили противоречие с интересами общества.
Концепция социально-этического маркетинга становится актуальна в настоящее время для многих предприятий. В основу данной концепции лежит понимание ответственности предприятия перед обществом. Основными требованиями этой концепции являются:
1. Удовлетворение потребностей покупателем, постоянное обновление и совершенствование товара в соответствии с растущими запросами потребителей;
2. Отказ от производства и продажи товаров, которые могут привести вред потребителю и обществу в целом;
3. Использование экологически чистых технологий для производства нужного товара для общества;
4. Соблюдение соответствующих этических и моральных принципов при принятии производственных решений [2, с. 102].
Использование этой концепции позволяет фирме не только удовлетворить нужды и потребности целевых рынков, но и обеспечить себе в глазах клиента и общества имидж и репутацию компании, обладающей социальной ответственностью.
На сегодняшний день, немало компаний, которые успешно используют эту концепцию. Например, известная всем компания Sony Ericsson по производству сотовых телефонов. Производитель высоко ценит интересы потребителей и сотрудников компании, что является ярким признаком использования вышеупомянутой концепции. Справедливое обращение с сотрудниками компании, профилактические действия по защите окружающей среды и практическое участие общественности в решении многих важных вопросов. Вот три основных аспекта деятельности компании, на которых она основывает свое видение надежного будущего. Осуществляя этический подход ко всем аспектам деятельности компании, включая управление человеческими ресурсами, разработку продуктов, взаимоотношения с поставщиками и реализацию программ социальной помощи, Sony Ericsson помогает построить более чистый, безопасный и светлый мир. Компания стремится к производству лучших продуктов с точки зрения воздействия на окружающую среду, к сокращению использования нежелательных веществ, замене потенциально вредных химических веществ на более безопасные. Более того, в каждом отделе разработок мобильных телефонов есть координатор по экологическим нормам, который занимается вопросами защиты окружающей среды с начального этапа разработки продуктов [3, с. 146].
Примером не соблюдения концепции социально-этического маркетинга является индустрия быстрого питания. Сегодня многие считают, что огромные сети ресторанов быстрого питания предлагают вкусную и полезную пищу по умеренным ценам. Но существует не мало людей, которые сомневаются в полезности фаст-фуда. Они заявляют, что гамбургеры, жареные цыплята, картошка фри и другие аппетитные блюда меню ресторанов быстрого питания имеют высокое содержание жира и соли. Злоупотребляя этой едой, люди получают огромное количество заболеваний организма, которые так же вредят и их будущему поколению. Продукты заворачивают в удобную упаковку, которая в последствии оказывается мусором на улице и приводит к загрязнению окружающей среды. Так что, пытаясь удовлетворить потребности клиентов, преуспевающие сети ресторанов быстрого питания причиняют огромный вред здоровью потребителей и способствуют возникновению новых экологических проблем.
Некачественное обслуживание малоимущих так же является проблемой несоблюдения этой концепции. Горожане с низким доходом вынуждены делать покупки в мелких магазинах, торгующих низкокачественными товарами. Примером могу послужить сети магазинов: «Пятёрочка», «Магнит», «Дикси», «БиМ», «Fix Price» и т. п. Во многих из этих магазинов не соблюдаются нормы санитарии: грязь, просроченные продукты, неквалифицированный персонал без медицинских книжек. К сожалению, небогатые потребители считаются более выгодным целевым сегментов для производителей и корпорации не стремятся улучшить жизнь и условия существования регионов, от которых зависит их коммерческая деятельность.
Для вышеупомянутой проблемы социально-этический маркетинг активно использует принципы консьюмеризма, который был организован общественным движением населения в защиту прав потребителей в 1962 году, в Америке [4, с. 150]. Консьюмеризм это право покупателя выбирать и приобретать любой товар, который имеется на рынке, в необходимом количестве и нужном качестве для потребления. Право суверенитета потребителя-это право выбрать, что покупать, у кого покупать, когда покупать. Что бы реализовать право самостоятельного выбора, потребитель должен иметь необходимую информацию. В своей деятельности оно использует различные журналы, рекламу, осуществляет консультирование потребителей, проводит независимые экспертизы товаров, предъявляет иски на некачественные товары и услуги, воспитывает у потребителей культуру потребления. Существует семь правил потребителей, которые действую по принципу: «Один необслуженный покупатель лучше, чем один обслуженный, но недовольный».
Подводя итог, хочется отметить главное, что концепция социально-этического маркетинга требует сбалансирование всех трех факторов: прибылей фирмы, покупательских потребностей и интересов общества. Благодаря принятию данной концепции многие компании уже добились значительного роста продаж и доходов и не вредят экологии, защищая окружающую среду и решая множество проблем.
Список литературы:
1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг. — СПб.: Питер, 2010. — 576 с.
2. Беляевский И.К. Социально-этические проблемы маркетинга // Этап: экономическая теория, анализ, практика. № 2, 2011. — 147 с.
3. Кондратенко Н.М. Маркетинг учебник / под общ. ред. проф. Н.М. Кондратенко. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 540 с.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга. — СПб.: «Вильямс», 2011. — 460 с.