НЕБОЛЬШИЕ ПРЕДМЕТЫ КАК ИСТОЧНИК ФАНТАЗИИ ДЕТЕЙ
Секция: 6. Этнография
![](https://nauchforum.ru/themes/mix_and_match/images/logo.jpg)
VIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
НЕБОЛЬШИЕ ПРЕДМЕТЫ КАК ИСТОЧНИК ФАНТАЗИИ ДЕТЕЙ
Почти во всех описаниях детской игры в качестве одного из её характерных признаков указывается на игровое употребление самых разнообразных предметов, изначально не имеющих отношения к игре. При этом предметы, вовлекаемые ребёнком в игру, как бы теряют своё обычное значение и приобретают новое, игровое, в соответствии с которым их называет и производит с ними действия. Широко известны примеры такого игрового переименования предметов и их игрового употребления: палочка изображает в игре лошадь, и ребёнок не только едет на ней верхом, но и поит, и кормит её, ухаживает за ней; небольшая палочка может изображать в игре и термометр, и вилку, и карандаш, и ещё многое другое; кубик — чашку, а может быть, нечто съедобное — котлету, яблоко, но он может служить и для изображения автомобиля и вообще какого-либо предмета, перемещающегося по плоскости[11, с. 225].
Больший интерес для детей представляют небольшие игровые предметы, поэтому объектом нашего исследования являются непосредственно небольшие по размерам предметы, которые вовлекаются детьми в игровое пространство. Наше исследование основывается на полевых материалах автора, которые собирались в селе Вавож Вавожского района Удмуртской Республики в 2012 — 2013 годах. Несмотря на то, что материалы собирались в селе Вавож, они отражают особенности сельской игровой культуры.
Небольшие предметы это «неотъемлемая часть игры, без них не интересно» [3]. «Сами по себе они [небольшие предметы] маленькие, интересны, детям все интересно. Посудкой маленькой играли, у мамы наберешь баночки, склянки, сидишь и играешь» [7]. Независимо от временных особенностей детства, небольшие предметы всегда находили свою нишу в игровом пространстве. Детей притягивали вещи, которые сообразны их телу, их ладони, манипулирую ими, они чувствуют себя настоящими хозяевами, властителями. Помимо этого, игры с небольшими предметами развивали и мелкую моторику, психические процессы ребенка: память, мышление, внимание, воображение и т. д.
С 60-х годов ХХ века до сегодняшнего дня можно проследить детскую игровую традицию изготовления секретиков. «Я помню секретики все делали, стекляшки, лепестки, цветочки, чашки сломанные, осколки [использовали]. Особенно из цветов делали много» [4]. На рубеже ХХ — ХХI веков «из стекляшек и фантиков мы делали секретики» [2]. Преемственность культур поколений, таким образом, сохранилась.
Само создание секретиков говорит о том, что ребенок создает свой автономный мир. Секретики — это одна из форм автоминизации. Вокруг секрета создается некая тайна, загадочность, которая всегда привлекала детей. Также, созданный ребенком секретик, это клад, богатство, которое храниться в недрах земли, и только он один знает о нем. Дети стремятся создать самые разнообразные, необычные, непохожие секретики, тем самым, выполняется и эстетическая функция.
Помимо фантиков, стекляшек, цветков для секретиков в качестве игровых предметов выступали камешки, баночки различные, пробки, битая посуда и т. д. В детстве 1970-х годов «весной ходили, собирали по огородам зачем-то эти керамические, блестящие тарелки… ходили осколки эти керамические собирали. Да они такие красивые были, перламутровые, всякие разукрашенные» [8].
В 1980-х годах, в подобных «экспедициях» больший интерес представляли пробки: пробки от одеколонов, зубной пасты и т. д. Распространенной была игра с пробками: «сбивали пробки друг у друга, кто выиграет, забирает пробку, а еще как станет пробка — разные очки были, у каждой пробки свои очки» [6]. Игра с пробками имела свое развитие и несколько раньше, примерно в 60-х годах, пробки «кидали вверх, и ищешь по траве, кто больше найдет» [1].
Во второй половине ХХ столетия дети играли и с косточками животных. «Никаких игрушек не было. Кости у животных оставляли, красили и играли, у поросят, козочек, они как лапки» [1]. Чтобы играть в кости, требовалась овладеть рядом технологий и провести предварительные процедуры: «их чистили, промывали, лаком потом покрывали, до этого лаком не покрывали. Играли косточками как городки» [10].
Дети любят яркие, блестящие вещи, предметы. И нередко в кармане ребенка можно было обнаружить конфетные обертки. Мотивы их собирания были разнообразны: некоторые использовали их в качестве денежной единицы (конец 90-х годов ХХ века), другие — мастерили различные изделия, либо собирали просто оттого, что нравились.
Однако у сбора конфетных фантиков были и другие мотивы. В 1960-х годах заработная плата в деревне была 20 копеек, шоколадные конфеты стоили — 3,80. «С зарплаты конфеты купят, поштучно раздадут и все… вместо конфет у нас рябина была, замороженная рябина» [1]. Дети хранили, берегли красивые конфетные обертки, так как они считались редкостью, сами конфеты также являлись редким товаром. Манипулируя фантиками, дети получали положительные эмоции, к которым они возвращались каждый раз, когда вновь встречались с конфетными обертками. Кроме того, дети стремились, как можно больше накопить и сохранить конфетных оберток, чем больше их у ребенка, тем выше его статус в детской среде. При этом было и эстетическое влечение к этим непохожим «бумажкам».
Кроме эстетической функции, обертки использовали как материал для изготовления каких-либо новых игрушек и предметов. «Фантики в коробочки складывали, хранили, а потом ведь учились коробочки плести» [4]. «Из них цветочки делали, из фантиков-то, вербы украшали, цветной бумаги то не было, фантиками украшали, закручивали, бантики делали» [1].
Скудность игрушек и огромный мир фантазии позволял детям разнообразить свой игровой инвентарь. Небольшие, мелкие предметы чаще являлись заменителями реальных вещей: для куклы Барби «столик, стульчик был, украшения мелкие делали, тарелочки» [5]. Мальчишки — «пульки, гвозди, кнопки на доски забивали» [3]. Именно эти небольшие вещи можно было обнаружить в карманах детей. Помимо них информаторы вспоминали, что же еще можно было обнаружить в своих карманах.
В конце ХХ века можно было обнаружить конфеты, носовые платки, камешки, пупсики, маленькие ножницы. «Носила маленькие ножницы на всякий случай, если мальчики будет приставать, защищалась, ручкой защищалась» [7].
Респонденты 1960—70—80-го года рождения с трудом вспоминают, что лежало в их карманах, но помнят, что носили в портфелях в школу: фантики, пробки. «В карманах мы не носили, в портфелях, в мешочках полиэтиленовых фантики да блестяшки от шоколадок» [9].
Таким образом, детский игровой инвентарь дополнялся и различными небольшими предметами, вещами. Дети находили применение каждой вещи, давали ей «игровое наименование». Интерес к ним был вызван страхом потерять ту память, те эмоции и чувства, которые они вызывали у детей. Внимание привлекало и стремление заменить реальные предметы быта этими небольшими вещами, возможность сконструировать новые игрушки. Существенную роль играл сам размер и форма таких предметов: они должны быть соразмерны детскому телу, только тогда ребенок почувствует гармонию, равновесие. Также маленькие по размеру предметы в игровом поле ребенка говорят о том, что он стремиться удовлетворить свое естественное желание обладать всей этой вещью, а не ее частью, которая помещается в его ладони.
Список литературы:
- Баева Валентина Арсентьевна, 1959 г. р., д. Чудзялуд Вавожского района УР, образование среднее специальное, пенсионерка, ныне проживает в с. Вавож Вавожского района УР.
- Баева Екатерина Олеговна, 1993 г. р., с. Вавож Вавожского района УР, образование неполное высшее, контроллер — кассир «Сбербанка», ныне проживает в с. Вавож Вавожского района УР.
- Баев Николай Валерьевич, 1987 г. р., с. Вавож Вавожского района УР, образование среднее, водитель «Увалес филиал Удмуртлеса», ныне проживает в с. Вавож Вавожского района УР.
- Дерягина Валентина Евгеньевна, 1955 г. р., д. Малькан Вавожского района УР, образование среднее специальное, воспитатель детского сада «Улыбка» с. Вавож, ныне проживает в с. Вавож Вавожского района УР.
- Емельянова Екатерина Алксандровна, 1991 г. р., г. Ижевск, образование среднее, студентка четвертого курса УДГУ, ныне проживает в с. Вавож Вавожского района УР.
- Емельянова Татьяна Валерьевна, 1970 г. р., с. Волипельга Вавожского района УР, образование среднее специальное, врач, ныне проживает в с. Вавож Вавожского района УР.
- Семакина Алена Алексеевна, 1992 г. р., с. Вавож Вавожского района УР, образование среднее, студентка четвертого курса ИПЭК Можгинский филиал, ныне проживает в с. Вавож Вавожского района УР.
- Ушакова Лидия Петровна, 1957 г. р., д. Новые Какси Вавожского района УР, образование среднее, санитарка, ныне проживает в с. Вавож Вавожского района УР.
- Чайникова Любовь Андреевна, 1961 г. р., д. Лыстем Вавожского района УР, образование среднее, завхоз детского сада «Улыбка» с. Вавож, ныне проживает в с. Вавож Вавожского района УР.
- Шабалина Татьяна Филипповна, 1963 г. р., д. Макарово Вавожского района УР, образование среднее специальное, учитель начальных классов, ныне проживает в с. Вавож Вавожского района УР.
- Эльконин Д.Б. Психология игры./ Д.Б. Эльконин — М.: «Педагогика», 1978. — с. 225.
![](/sites/default/files/publ_rinc.png)