Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПРИМОРСКИЙ КОНДИТЕР»)

Конференция: VIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Антропова К.В. ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПРИМОРСКИЙ КОНДИТЕР») // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(8). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(8).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПРИМОРСКИЙ КОНДИТЕР»)

Антропова Ксения Владимировна
студент 4 курса, кафедра товароведения и экспертизы товаров ДВФУ, РФ, г. Владивосток
Правиков Олег Владимирович
научный руководитель, научный руководитель, канд. экон. наук, доц. ДВФУ, РФ, г. Владивосток

 

На сегодняшний день, в условиях развития рыночных отношений и усиления конкуренции производственным предприятиям необходимо искать новые подходы к осуществлению своей деятельности. Такие подходы должны быть ориентированы на повышение прибыли и конкурентоспособности предприятия. Обеспечение конкурентоспособности и прибыльности предприятия определяется способностью произведенного ассортимента товаров предприятия отвечать текущему потребительскому спросу как на качественном, так и на количественном уровнях. Поэтому, формирование эффективной ассортиментной политики предприятия является актуальной задачей в современных условиях хозяйствования [1].

Производственные предприятия ежедневно сталкиваются с необходимостью быстрого реагирования на изменения рыночной ситуации, что, в свою очередь, влияет на формирование ассортиментной политики предприятия. Поэтому, ассортиментная политика является одним из ключевых объектов в деятельности предприятия, так как именно отношение потребителей к выпускаемой продукции определяет возможности существования и развития этого предприятия. А детальный и продуманный подход к формированию ассортиментной политики служит основой его стабильности, рентабельности, индивидуальности и конкурентоспособности [2].

Для фабрики «Приморский кондитер» ассортиментная политика — это один из основных объектов системы управления, который обеспечивает экономическую устойчивость функционирования предприятия, определяет ассортимент производимой продукции, время изменений в существующей номенклатуре, переход с производства одной ассортиментной позиции на другую, а также объемы выпускаемой продукции.

Кроме того, система формирования ассортиментной политики ОАО «Приморский кондитер» оказывает влияние не только на инвестиционную стратегию, но и на внедрение и использование нового оборудования и новых технологий, способствующих развитию данного предприятия.

Основные специфические факторы формирования производственного ассортимента это: сырьевые возможности предприятия, состояние материально-технической базы предприятия, а также использование предприятием достижений научно-технического прогресса.

В основе формирования ассортиментной политики ОАО «Приморский кондитер» лежит тот факт, что каждый товар в ассортименте оказывает в той или иной степени влияние на финансовое состояние предприятия.

Устойчивое экономическое развитие фабрики определяется тем, насколько адаптирована к условиям рыночной экономики проводимая ассортиментная политика. При формировании ассортиментной политики специалисты ОАО «Приморский кондитер» изучают информацию о характеристиках сегментов рынка, товаров, покупательских предпочтениях, динамики цен и макроэкономических тенденциях. Исследуемые факторы необходимы для того, чтобы была возможность принимать обоснованные экономические решения, которые будут ориентированы на обеспечение безубыточной работы предприятия, на управление прибылью с целью оптимизации налогообложения, на прогнозирование вложения собственных средств фабрики для её дальнейшего развития.

Немаловажным элементом формирования ассортиментной политики на предприятии ОАО «Приморский кондитер» является аудит, который связан с исследованием внешней и внутренней среды предприятия. В сети фирменных магазинов ОАО «Приморский кондитер» регулярно проходят дегустации новинок. Это один из этапов при разработке и внедрении новой продукции [3].

Механизм обработки информации о состоянии рынка и внутренних учетных данных позволяет экспертам-аналитикам предприятия анализировать рыночное положение кондитерской фабрики и принимать грамотные решения по выработке стратегии по формированию оптимальной ассортиментной политики.

При формировании ассортиментной политики эксперты-аналитики ОАО «Приморский кондитер» постоянно меняют и корректируют показатели ассортиментной системы в зависимости от конкретной ситуации на рынке, но один принцип соблюдается на предприятии всегда. Денежные средства, которые предприятие вкладывает в ассортимент продукции, должны в разумные сроки высвобождаться и приносить прибыль. Таким образом, специалисты кондитерской фабрики контролируют производственный ассортимент и выводят из него товары, которые приносят низкий доход и имеют низкую оборачиваемость. Кроме того, при формировании ассортиментной политики специалисты ОАО «Приморский кондитер» учитывают такие факторы как жизненный цикл товара, тенденции на рынке, наличие аналогичных товаров у конкурентов.

Чтобы определить конкурентоспособность и прибыльность предприятия, специалисты оценивают то, как произведенный товар отвечает текущему потребительскому спросу на качественном и количественном уровнях.

Первоначальной задачей, при формировании ассортиментной политики кондитерской фабрики, является необходимость разработки следующих решений:

  • о количестве товарных направлений на предприятии;
  • о количестве рынков, на которых будет присутствовать производимая продукция;
  • об исключении из ассортимента старых или ввода новых товаров;
  • о степени ликвидности.

Принятие таких решений, как правило, осуществляют с помощью методов ассортиментного анализа. Смысл такого анализа заключается в том, чтобы выяснить предпочтения потребителей и в зависимости от этого определить основные стратегические цели развития товарных направлений в рамках общего ассортимента предприятия. В соответствии с этими целями специалисты кондитерской фабрики формируют текущий план сбыта и производства.

Немаловажным фактором при формировании ассортиментной политики является тот факт, что товарный рынок Приморского края имеет высокий уровень конкуренции. Прежде всего, это связано с тем, что значительную долю кондитерских изделий на приморском рынке занимает продукция холдинга «Объединенные кондитеры» («Красный Октябрь», «Кондитерский концерн Бабаевский», «РОТ ФРОНТ») и зарубежные производители — концерн «Craft Foods», концерн «Nestle», компания «Hershey», компания «Cadbury» [5].

Ежегодно холдинг «Объединенные кондитеры» подтверждает свое лидерство на кондитерском рынке России, так в 2011 году его доля составила около 15,3 %. Продукция предприятий холдинга занимает первые места по всем приоритетным категориям: «Шоколад» — 20,2 %, «Весовые конфеты» — 29 %, «Карамель» — 30 %, «Конфеты в коробках» — 19,4 %. Приморский край не является исключением, здесь также представлена продукция холдинга «Объединенные кондитеры» [5].

Так, Объединенные кондитеры являются крупнейшим кондитерским предприятием в Восточной Европе, имеют более 100 000 торговых точек по всей России, восемь дистрибьюторских центров и четыре Единых торговых площадки (Москва, Химки, Екатеринбург и Новосибирск).

В результате растущей конкуренции, предприятие ОАО «Приморский кондитер» прибегает к расширению ассортимента. Расширение ассортимента рассчитано на то, что глубокий ассортимент будет удовлетворять потребности различных покупательских сегментов по одному товару; максимизировать использование места в торговых точках; препятствовать появлению конкурентов, а также будет предлагать диапазон цен, который будет ориентирован на эконом—, масс— и элит— классы.

Таким образом, в 2012—2013 году в ассортименте кондитерской фабрики появились следующие новинки:

  • «Приморский», молочный шоколад с ванильно-сливочным вкусом; темный шоколад с ванильно-лимонным вкусом; темный шоколад с ромово-миндальным вкусом;
  • «Остров Сахалин», молочный шоколад с кунжутом;
  • «ШикоВлад», темный шоколад 1/150 (вес 1 шоколадки — 5 г.) и 1/15 (вес 1 шоколадки — 15 г.); молочный шоколад с фундуком; темный шоколад с морской капустой; темный шоколад с морской солью; темный шоколад с фундуком;
  • Шоколадный СНЕК (трюфельный, молочный, капучино, йогуртовый, ореховый);
  • Мармелад (с грушевым, виноградным, апельсиновым и грейпфрутовым соком);
  • Зефир со вкусом кофе капучино; с клубнично-сливочным вкусом; со вкусом ананаса;
  • Конфеты «Ассорти» (с начинкой капучино, йогуртово-клубничной, йогуртовой, кокосовой, трюфельной и карамельной начинкой);
  • Вафли «Капучино» и «Топленое молоко» [4].
  • Положительное влияние на деятельность ОАО «Приморский кондитер» оказывает целый ряд факторов:
  • природно-климатические особенности, которые позволяют получать сырье высокого уровня качества (агар-агар, морская капуста, морская соль, натуральный мед);
  • производство широко известных конфет «Приморские», рецептура которых была изобретена на фабрике в 1967 году;
  • вкладывание инвестиций в передовое оборудование. ОАО «Приморский кондитер » имеет собственную линию по переработке какао-бобов (в России только 60 % кондитерских фабрик самостоятельно обеспечивает себя сырьем для шоколада). Фабрика оснащена современным немецким и швейцарским оборудованием, которое позволяет получать улучшенную консистенцию и структуру шоколадной глазури.

В 2009—2012 годах была произведена замена технологического оборудования на линии производства шоколада, приобретены упаковочные автоматы для плиточного шоколада и линия по производству печенья. Установлены несколько новых технологических линий для производства сладкой продукции и автоматы для расфасовки в пакеты весовых конфет, обновлено оборудование варочного отделения для помадных конфет, усовершенствовано складское хозяйство.

  • ОАО «Приморский кондитер» является социально значимым предприятием для города и Приморского края. Компания развивает партнерские отношения с органами власти и общественными организациями, ведет благотворительную деятельность;
  • ОАО «Приморский кондитер» представлял кондитерскую отрасль России на Саммите АТЭС во Владивостоке в сентябре 2012 года. В рамках мероприятий Саммита высокое качество продукции кондитерской фабрики оценили гости из более чем 20 стран АТР [4].
  • Наряду с положительными факторами, есть факторы, оказывающие негативное воздействие на деятельность приморской кондитерской фабрики:
  • вся продукция, выпускаемая предприятием ОАО «Приморский кондитер» производится по ГОСТ, и натуральные ингредиенты, применяемые в производстве кондитерской продукции, не позволяют увеличить её сроки хранения. Поэтому, маленький срок хранения препятствует освоению отделенных регионов и внешнего рынка;
  • сложности с таможенным оформлением грузов и вкусовыми предпочтениями жителей азиатских стран тормозит выход на внешний рынок, в частности в Китай и Японию;
  • активные действия по завоеванию продовольственного рынка Дальнего Востока со стороны производителей Центральной России и зарубежья;
  • судебные разбирательства между ОАО «Приморский кондитер» и холдингом «Объединенные кондитеры». 01.12.2010 в сторону ОАО «Приморский кондитер» было получено исковое заявление на сумму 210 000 000 рублей компенсации за незаконное использование таких товарных знаков, как «Кармен», «Ласточка», «Василёк», «Весна», «Южная ночь», «Забава», «Пилот», «Ромашка», «Птичье молоко», «Чародейка», «Коровка, «Красный мак», «Кара-Кум» и др., всего 41 товарный знак. Такая ситуация может привести к прекращению производства или к исчезновению наименований, которые ассоциируются у потребителя с неизменно высоким качеством продукции ОАО «Приморский кондитер»;
  • удовлетворение претензий кондитерских фабрик «РОТ ФРОНТ» и «Красный Октябрь» о взыскании 135 млн рублей в судебном порядке способно приостановить планируемое расширение производства приморской кондитерской фабрики [3];
  • географическая отдаленность от рынков сбыта с высоким покупательским потенциалом.

В итоге, учитывая высокий уровень конкуренции и другие рассмотренные выше факторы, ОАО «Приморский кондитер» выбрало два приоритетных направления при формировании ассортиментной политики, а именно — расширение и углубление ассортимента. Такие действия способствуют достижению главной цели приморской кондитерской фабрики — стать лидером на Дальнем Востоке, а также выйти на российский и зарубежные рынки.

Таким образом, процесс формирования ассортиментной политики ОАО «Приморский кондитер», как стабильно развивающегося предприятия, заключается в следующем:

  1. Сбор внутренней информации и анализ существующей товарной линии;
  2. Сбор внешней информации и изучение сегментов на рынке (изучение характеристик товаров, покупательских предпочтений, динамики цен и макроэкономических тенденций);
  3. Анализ рыночного положения предприятия;
  4. Определение основных стратегических целей развития товарных направлений в рамках общего ассортимента предприятий;
  5. Реализация ассортиментной политики.

Стоит отметить, что для более успешной работы на рынке и для обеспечения экономически эффективной работы приморской кондитерской фабрике необходимо:

  • наладить производство и реализацию функциональных кондитерских изделий;
  • организовать выход на новые рынки и расширить область охвата деятельности предприятия;
  • применять новые подходы к проведению маркетинговых исследований рынка кондитерских изделий, который позволит повысить конкурентоспособность ОАО «Приморский кондитер», а также способствует совершенствованию ассортиментной, ценовой политики и ценового поведения предприятия на товарном рынке.

Продуманная и грамотно сформированная ассортиментная политика способствует стабильному развитию, сохранению позиций кондитерской фабрики на рынке, а также формированию имиджа конкретного предприятия. А отсутствие четко выработанной и рациональной ассортиментной политики может привести к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных факторов, и к потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.

 

Список литературы:

  1. Азарова О.В. Современные стратегии формирования ассортиментной политики в практической деятельности / О.В. Азарова // Вестник магистратуры. — 2013. — № 8(23). — С. 4—6.
  2. Верещагина Л.С. Формирование ассортиментной политики промышленного предприятия / Л.С. Верещагина // Глобальный научный потенциал. — 2012. — № 19. — С. 138—140.
  3. Департамент сельского хозяйства и продовольствия [Офиц. сайт]. URL: http://agrodv.ru/ (дата обращения 27.12.2013).
  4. Официальный сайт Администрации Приморского края [Офиц. сайт]. URL: http://primorsky.ru/ (дата обращения 27.12.2013).
  5. Федеральная служба государственной статистики [Офиц-сайт]. URL: http://primstat.gks.ru/ (дата обращения 27.12.2013).