Статья:

МИРОВОЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ: ОБЩЕМИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И МЕЖСТРАНОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ.

Конференция: VIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Иванова Е.И. МИРОВОЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ: ОБЩЕМИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И МЕЖСТРАНОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ. // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(8). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(8).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МИРОВОЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ: ОБЩЕМИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И МЕЖСТРАНОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ.

Иванова Екатерина Ивановна
студент Ростовского государственного строительного университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
Сидорня Алексей Александрович
научный руководитель, ассистент Ростовского государственного строительного университета, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Вопросы пенсионного обеспечения являются важнейшими вопросами в области социально-экономической политики любого государства. Согласование различных интересов нетрудоспособных членов общества с остальной его частью, которая непосредственно создает материальные блага, выражает пенсионное обеспечение.

Целью данной статьи является выявление структурных экономических основ и принципов формирования и структурирования пенсионных систем в зарубежных странах, определение основных тенденций, принципов и стратегий в проведении пенсионных реформ в развитых и развивающихся странах в условиях возможных демографических изменений, а также раскрытие сущности новой пенсионной реформы РФ, принятой в 2013 году.

Основными задачами, поставленными в ходе изучения мирового опыта развития пенсионных систем, выявления общемировых тенденций и межстрановых различий, являются:

  1. изучение и анализ основных видов пенсионных систем;
  2. выявление факторов, которые определяют тип и структуру пенсионных систем и анализ их влияния на существующие пенсионные принципы;
  3. рассмотрение деятельности и функциональной направленности пенсионных фондов и определение уровня их влияния на пенсионное обеспечение;
  4. анализ существующего опыта пенсионных реформ в развитых и развивающихся государствах.

Пенсионные системы возникли около сотни лет назад и в процессе своего развития и совершенствования прошли не одну стадию реформирования и становления. На сегодняшний день проблемы пенсионного обеспечения даже в развитых странах вновь достаточно серьезно обострились. Усиливающееся обострение этих проблем может быть связано с социально-демографическими факторами того или иного государства, которые далеко не всегда принимались во внимание при проведении политики пенсионных реформ в прошлом. В дальнейшем эти факторы должны приниматься при осуществлении реформирования пенсионных систем.

В большинстве развитых стран мира демографическая ситуация характеризуется замедлением темпа роста общей численности трудоспособного населения или его сокращением [1]. В связи со сложившимися демографическими проблемами необходимо определить основные пути решения проблем, поставленных в ходе исследования.

В данном случае заметно возникновение тенденции к увеличению количества населения в возрасте более 60 или более 80 лет, что несомненно является причиной увеличения количества недееспособных членов общества и инвалидов, то есть к росту общего числа пенсионеров.

Рост числа пенсионеров должен сопровождаться необходимым количеством пенсионных выплат. Развитие экономики и рост уровня жизни населения в большинстве развитых и развивающихся государств служат причиной формирования новых демографических факторов, которые влияют на развитие пенсионной системы государства и формируют новую пенсионную структуру, отвечающей современным принципам.

Среди них, прежде всего, такие факторы, как: увеличение продолжительности жизни населения при сокращении рождаемости, что несомненно является причиной возникновения дисбаланса взносов и выплат, так как происходит процесс нехватки пенсионных взносов для дальнейших выплат недееспособному населению; достаточно ранний уход на пенсию, вследствие чего происходит уменьшение трудового периода и срока уплаты взносов, что также определяет наличие недостаточного количества пенсионных выплат; повышение коэффициента зависимости и нагрузки на трудоспособное население. Повышение значения данного коэффициента является негативным фактором, влияющим на уровень пенсионного обеспечения государства.

Основными факторами, определяющими специфику выбора пенсионной системы и уровень её динамики в странах с различным уровнем экономического развития, являются: величина ВВП и уровень ВВП на душу населения, размер доходов государственного бюджета, уровень инфляции и заработной платы населения, уровень и состояние жизни граждан страны, состояние рынка капитала (рынка ценных бумаг) и кредитной системы.

Исходя их этих социальных и экономических факторов, определяется наличие определенного экономического источника реформирования и уровень государственных возможностей, размер расходов на выплату государственных пенсий и ВВП и уровень коэффициента замещения зарплаты пенсией. Данные показатели имеют большое значение для оценки уровня устойчивости пенсионной системы и её соответствию системы требований современного развития общества.

В конце XX в. пенсионные реформы распространялись практически во всех странах мира. Целью таких реформ являлось построение и реформирование в каждом отдельном государстве обновленной системы пенсионного обеспечения, которая бы учитывала изменившееся экономическое, политическое и социально-демографическое положение и соответствовала основным установившимся общемировым требованиям и тенденциям.

Реформирование пенсионной системы может проходить по трем основным направлениям:

  1. переход к модернизации распределительной пенсионной системы без введения накопительных схем и принципов;
  2. осуществление перехода к накопительным схемам и резкое ограничение при этом распределительного сектора;
  3. принятие варианта, сочетающего распределительный и накопительный принципы.

Третий вариант был выбран в большинстве как развитых, так и развивающихся стран. К концу XX в. только пять государств: Мексика, Чили, Сальвадор, Казахстан и Боливия полностью отказались от распределительной системы и осуществили переход на накопительные принципы. По официальным документам Европейского Союза для осуществления перехода к накопительной системе установлены конкретные цели, которые охватывают временной период с 1998 по 2020 год.

Изучение мирового опыта пенсионного реформирования показало, что накопительная система в современных условиях является более предпочтительной, так как:

  1. происходит увеличение совокупных национальных накоплений, что является причиной увеличения инвестиций и экономического роста;
  2. не зависит от демографических проблем, которые ставят под угрозу становление и развитие распределительной системы;
  3. обеспечивает достаточный уровень дифференциации размеров пенсии в зависимости от количества заработка и эффективности использования пенсионных накоплений.

В современном понимании пенсионный фонд представляет собой организацию, которая занимается разноплановой деятельностью. Эта деятельность представляет собой процесс аккумулирования денежных средств и использование их для выплат пособий и пенсий каждому участнику.

Первый государственный пенсионный фонд был создан в Германии в 1889 году. В конце XX века пенсионные фонды были созданы в Дании в 1891 году, во Франции в 1895 году, в Италии в 1898 году. В США в 1935 г. был создан Федеральный пенсионный фонд Social Security.

Накопленный мировой опыт показывает, что самым прогрессивным способом процесса аккумулирования пенсионных выплат являются частные пенсионные фонды. Данное положение подтверждается тем, что некоторые страны уже полностью перешли на систему частных пенсионных фондов. Другие совмещают функционирование государственных и частных фондов, однако в последнее время намечается тенденция увеличения численности населения, которые доверили свои пенсионные сбережения негосударственным фондам [1].

Практически во всех развитых странах пенсионные фонды, вместе с различными страховыми и инвестиционными компаниями выступают основными институциональными инвесторами на рынках ценных бумаг. Наиболее необходимые для пенсионных вложений фондовые средства должны обладать такими свойствами как надежность, доходность и ликвидностью.

Так в Великобритании размер акций в портфелях пенсионных фондов составляет около 77 %, в США — примерно 63 %, в то время как во Франции и Швейцарии на акции приходится лишь 15 % вложений, а основная часть средств относится к госбумагам и облигациям — 37 % и 68 % соответственно.

Трудности перехода к накопительным системам в большинстве развивающихся стран и в некоторых развитых странах связаны с недостаточным уровнем развития финансово-экономических рынков или с их полной неразвитостью. В процессе осуществления пенсионных реформ в развитых странах используются всевозможные способы адаптации уже устаревших пенсионных систем к изменившимся демографическим и социально-демографическим условиям. Согласно данным статистического управления Европейского Союза, к 2050 году общее количество людей достигших трудоспособного возраста от 15 до 64 лет сократится в регионе на 52 миллиона, или 17 %. При этом за те же 45 лет количество людей пожилого возраста 65 лет и старше увеличится вдвое, что составит около третьей части всего количества населения Европейского Союза.

Все развитые страны можно разделить на две основные категории: страны с преобладающим уровнем частного пенсионного обеспечения (Австралия, Финляндия, Дания) и с преобладающим уровнем государственного пенсионного обеспечения (такие страны как Бельгия, Германия, Италия и США). Частные пенсии в первой группе стран являются обязательными или по закону, или согласно заключенным тарифным соглашениям, что определяет определенный уровень глубокой интегрированности в общую пенсионную систему. Во второй группе стран участие в пенсионной системе добровольное, поэтому лишь незначительная часть работающего населения по найму получает частную пенсию.

Одним из важных моментов является проведение анализа исторического опыта построения пенсионных систем в развивающихся странах. Для более четкой оценки возможностей и ресурсов пенсионного обеспечения их необходимо разделить на несколько традиционных принятых групп — группа постсоциалистических стран (Центральная и Восточная Европа), группа постсоветского пространства, куда относятся бывшие советские республики, а также новые индустриальные страны (Чили, Аргентина, Бразилия, Индонезия, Малайзия, Таиланд и т. д.), а также группа наименее развитых стран, куда входят 50 государств (страны Африки и Азии).

Большое количество развивающихся стран до недавнего времени либо имели крупномасштабные зрелые, универсальные распределительные пенсионные схемы (такие как в постсоциалистических странах), либо вообще не имели пенсионного обеспечения (большинство африканских стран). В развивающихся государствах данная ситуация осложнена достаточно непростыми социально-экономическими условиями и возможностями, возрастающим уровнем дефицита государственного бюджета, отсутствием способности государства поддерживать достойный уровень пенсионного обеспечения.

Распределение дохода в этих странах между населением имеет дифференцированный характер, а уровень бедности остается высоким. В данном случае не стоит забывать о накопительных системах, которые также могут иметь свои положительные и отрицательные стороны. Введение накопительных принципов возможно только при условии наличия определенного, достаточно высокого уровня развития экономики, который предполагает наличие соответствующих высоких показателей жизни населения и определенный уровень развития финансовых рынков.

В отличие от развитых государств, в которых сложилась адекватная настоящему времени пенсионная система, развивающиеся страны создают в ходе проведения реформ нечто новое, что характерно для сегодняшнего развития каждой отдельной страны. Необходимо отметить, что увеличение показателей развития экономики и показателей ВВП позволили определенным странам (Латинская Америка, Центральная и Восточная Европа) начать крупномасштабные пенсионные реформы или даже полностью перейти к накопительной пенсионной системе (Казахстан, Чили). О результатах пенсионных реформ, проведенных в этих странах, мы может узнать в дальнейшем.

Основная проблема заключается в том, что государства могут оказаться не в состоянии выплачивать своим пожилым гражданам пенсии и обеспечить их достаточным количеством медицинской и социальной помощи. Экономический рост во многих государствах идет недостаточно быстро — экономика Японии и Западной Европы находится в состоянии стагнации. Заметна тенденция сокращения числа работающего населения, а, соответственно, и числа потребителей. В ближайшем будущем данный процесс возможно наберет силу [1].

Эти факторы в дальнейшем привели к увеличению общего уровня пенсионной нагрузки на государственные бюджетные органы и поставили перед высшим руководством вопрос об уменьшении доли распределительной пенсионной системы и увеличении доли накопительной, для чего необходимо создать определенные благоприятные условия. Опыт разных стран показывает, что реформирование пенсионной системы часто приводит к социальному недовольству, так как может быть связано либо с увеличением пенсионного возраста, либо с отказом от льготных пенсий, либо с увеличением взносов в пенсионные фонды. Всё это негативно сказывается на общем уровне пенсионного обеспечения.

Подобная ситуация складывается во многих развивающихся странах, а также в станах с переходной экономикой. Здесь проблемы стоят более остро, так как в этих государствах только начинается процесс перехода от распределительной системы к накопительной системе. Совокупность этих причин подтверждает недостаточную разработанность ряда сторон проблемы, выбранной для изучения в данной статье. Главный аспект в данной статье был сделан на проведение анализа зарубежных источников и опыта развитых и развивающихся стран в области структурирования и реформирования пенсионных систем, а также выявления факторов, которые влияют на динамику уровня пенсионного обеспечения.

Мировой опыт развития пенсионных систем не был в достаточной мере востребованным в отечественной практике. В нашей стране до 90-х годов не отмечалось серьезных попыток пересмотра систем социального обеспечения, отсутствовали условия применения достижений экономической науки и применения результатов практического опыта зарубежных стран к российским системам. Результатом неспособности пенсионного обеспечения выполнять свои основные функции привели к тому, что пенсионная система РФ столкнулась с серьезными трудностями, а в конце 90-х годов оказалась в кризисном состоянии [3].

Пенсионная система РФ достаточно изменилась за последние годы. Пережив несколько реформ, она продолжает осуществлять модернизацию до настоящего времени. Первым сигналом к значительным переменам стало создание Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФРФ) в 1990 году. Он выступал в качестве места аккумулирования, хранения и размещения страховых взносов, которые имели направленность на выплату пенсий

До 2002 года в России функционировала распределительная система пенсионного обеспечения. По условиям данной пенсионной системы пенсии выплачивались только за счет страховых взносов работающих граждан. Таким образом, пенсия являлась исключительно распределительной, а все собранные деньги шли на выплату текущих пенсий.

Повременная распределительно-накопительная пенсионная система в России начала функционирует с 1 января 2002 года. С этого времени действует новая система обязательного пенсионного страхования. После реформы трудовая пенсия стала состоять из трех основных частей: страховой, накопительной и базовой. А после 2010 года — из двух частей:

  1. Из страховой (16 % от фонда оплаты труда, который не превышает 568 тыс. руб. в г. (по данным на 2013 год));
  2. Из накопительной (6 % от фонда оплаты труда).

Страховая часть формируется за счет страховых взносов, поступивших после 1 января 2002 года, а также путем преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных гражданами до 2002 года. В нее включен фиксированный базовый уровень (бывшая базовая часть), который в обязательном порядке выплачивается государством.

Ежегодно он индексируется и увеличивается государством. По состоянию на 1 апреля 2013 года базовый размер страховой части трудовой пенсии составляет 3610.31 рублей в месяц. Накопительная часть будущей пенсии проходит процесс инвестирования, а получаемый доход приплюсовывается к будущей пенсии. В настоящий момент страховая и накопительная часть пенсии находится в управлении Пенсионного фонда РФ.

По закону «Об обязательном пенсионном страховании РФ», каждый гражданин имеет право самостоятельно управлять накопительной частью своей пенсии. Накопительную часть пенсии можно перевести в негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

Он является необязательным и дает возможность получать дополнительную пенсию. Также до октября 2013 года можно принять участие в программе государственного софинансирования пенсии. В рамках нее в течение 10 лет государство удваивает страховые взносы граждан в размере от 2000 до 12000 рублей в год. Госдума в третьем, окончательном чтении приняла законы о пенсионной реформе, который устанавливает новый порядок начисления пенсий с 2015 года.

Страховая часть пенсии будет рассчитываться не в абсолютных цифрах, а в пенсионных коэффициентах (баллах), исходя из уровня зарплаты, стажа и возраста выхода на пенсию. Предусматривается минимальный стаж для получения трудовой пенсии по старости к 2025 году, который достигнет 15 лет. На сегодняшний день он составляет пять лет.

Кроме этого вводится минимальный порог баллов, необходимый для начисления пенсии (30 баллов). Новый порядок назначения предполагается ввести с 1 января 2015 года.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости проведения всестороннего исследования в области построения пенсионных систем с определением основных факторов, влияющих на уровень динамики пенсионного обеспечения с обоснованием важнейших критериев выбора стратегии пенсионных реформ в странах с различным уровнем экономического развития [2].

 

Список литературы:

  1. Игнатов А.В. Пенсионная реформа: есть альтернативные возможности. // Социальный мир. — 2001. — № 12. — с. 54.
  2. Никифорова А.А. Пенсионные системы с развитой рыночной экономикой. //Труд за рубежом. — 2001. — № 3. — с. 109.
  3. Роик В. Реформирование пенсионных систем: зарубежный опыт. // Человек и труд. — 2000. — № 2. – с. 11.