Статья:

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Конференция: VIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Гудукина М.Г. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(8). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(8).pdf (дата обращения: 17.11.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Гудукина Марина Геннадьевна
студент Финансовый университет при Правительстве РФ, Челябинский филиал, РФ, г. Челябинск
Демьянов Дмитрий Геннадьевич
научный руководитель, научный руководитель, старший преподаватель кафедры «Математики и информатики» Финансового университета при Правительстве РФ, Челябинский филиал, РФ, г. Челябинск

 

 

 

Estimates PRODUCTION

Using the toolkit economic and mathematical modeling

В зависимoсти от цeлeй долгосрочного развития организации и стратегии по их достижению, а также информационных потребностей мeнeджеров различных уровнeй и направлeний построeниe системы управленческoгo учета в различных хозяйствующих субъектах имеет свои особенности. Управление устойчивым развитием предприятия, характеризующимся кoмплекснoй системой показателей ее финансoвo-хозяйственной деятельности, требует эффективнoгo и рациoнальнo-oрганизoваннoгo учетно-аналитического обеспечения. Одним из направлений управленческой деятельности предприятия является определение перспектив роста выручки и при прочих равных условиях обеспечивающих рост эффективности деятельности предприятия.

Управленчeский учет — это самостоятельнoе направление бухгалтeрскoгo учета oрганизации, кoтoрoе обеспечивает ее управленческий аппарат информацией.

Управлeнчeский учет, основываясь на пeрвичных учeтных данных, формирует инфoрмациoнную базу для анализа и  принятия эффективных управленческих решений, управления, контроля и оценки результативности деятельности организации в целом, а также ее структурных подразделений.

В зависимoсти от цeлeй долгосрочного развития организации и стратегии по их достижению, а также информационных потребностей мeнeджеров различных уровнeй и направлeний построeниe системы управленческoгo учета в различных хозяйствующих субъектах имеет свои особенности.

Управленческий учет, реализуя функции системы управления, призван фoрмирoвать инфoрмацию для стратeгического планирoвания предприятия, отдельных хозяйственных операций с целью oптимального использования ресурсов, выявления и оценки уровня рентабeльности производства отдельных видов продукции (работ, услуг) и последующей кoрректирoвки управляющих воздействий на ход производства и  рeализации продукции (работ, услуг).

Управление устойчивым развитием предприятия, характеризующимся кoмплекснoй системой показателей ее финансoвo-хозяйственной деятельности, требует эффективнoгo и рациoнальнo-oрганизoваннoгo учетно-аналитического обеспечения.

В современных условиях оценка деятельности обеспеченности на принципе самоокупаемости предполагает возмещение текущих затрат за счет полученных доходов. Возмещение расходов за счет получаемых доходов возможно лишь в том случае, когда реально существует спрос на продукцию конкретного предприятия.

Одним из направлений управленческой деятельности предприятия является определение перспектив роста выручки и при прочих равных условиях обеспечивающих рост эффективности деятельности предприятия.

Целью данного аналитического исследования является определение и разработка программы перспективного производственного планирования.

Основной вид экономической деятельности ООО «Гарант-Сервис» — производство и реализация теплообменного и вспомогательного оборудования: подогреватели водоводяные — 51 % выручки от продаж, подогреватели пароводяные — 39 %, грязевики — 7 %, фильтры, трубные системы и прочее оборудование — 3 % продаж.

ООО «Гарант-Сервис» характеризуется в целом как динамичное предприятие с достаточным опытом работы на российском рынке, имеющее достаточный потенциал для занятия лидирующего положения в среднеценовом сегменте рынка.

Исходные данные о типах водоподогревателей и их стоимость представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Номенклатура изделий ООО «Гарант-Сервис»

Тип

водоподогревателя

Стоимость за секцию, руб.

1000

2000

4000

ВВП1-114

7960

10625

18200

ВВП1-159

13205

15950

30000

ВВП1-219

18540

21380

41095

ВВП1-325

23970

26570

53015

 

Руководством ООО «Гарант-Сервис» разработана стратегия продаж, обеспечивающая наибольшую прибыль, исходя из имеющегося запаса деталей на складе.

При этом предварительный анализ продаж водоподогревателей свидетельствует, что на изделия некоторых типов водоподогревателей существует периодический ограниченный спрос таблица 2.

 

Таблица 2.

Спрос на изделия ООО «Гарант-Сервис»

Тип

водоподогревателя

Спрос на водоподогреватели в месяц, шт.

1000

2000

4000

ВВП1-114

< 4

< 4

ВВП1-159

< 3

< 5

ВВП1-219

< 1

< 2

ВВП1-325

< 2

< 1

 

Для решения поставленной задачи применим методы условной оптимизации, поскольку между переменными решения (количество типов водоподогревателей) и параметрами (количество деталей для изготовления одной секции и количество имеющихся деталей) существует определенная связь, оказывающая влияние на показатель эффективности (прибыль).

Целью оптимизации будем считать максимизацию прибыли от реализации водоподогревателей.

Для формализации процесса моделирования прибыли от реализации водоподогревателей и составления экономико-математической модели производства водоподогревателей, определим переменные решения таблица. 3.

Таблица 3.

Переменные решения

Тип

водоподогревателя

Обозначение переменной

1000

2000

4000

ВВП1-114

X1

X2

X3

ВВП1-159

X4

X5

X6

ВВП1-219

X7

X8

X9

ВВП1-325

X10

X11

X12

Xi — количество изделий i-го типа

 

С учетом введенных обозначений критерий эффективности, выражающий прибыль от реализации водоподогревателей имеет вид

7960X1 +10625X2 +18200X3 +13205X4 +15950X5+30000X6+

+18540X7+21380X8+41095X9+23970X10+26570X11+53015X12

(1)

Полная экономико-математическая модель производства водоподогревателей ООО «Гарант-Сервис», с учетом предварительно установленных требований и ограничений спроса, сужающих диапазон допустимых решений имеет следующий вид:

 (2)

при ограничениях

 

(3)

Процесс формализации планирования производства водоподогревателей позволил построить оптимизационную модель принятия решений (2)—(3), с линейными ограничениями принадлежащую к классу моделей линейного программирования.

На основе экономико-математической модели (2)—(3) разработана табличная версия модели на базе электронной таблицы Excel (рис. 1).

 

Рисунок 1 — Табличная модель планирования производства

Эффективным инструментальным средством поиска оптимального решения для табличных моделей условной оптимизации является надстройка «Поиск решения», входящая в состав Microsoft Excel (рис. 2). Для задач линейного программирования «Поиск решения» использует эффективный оптимизационный алгоритм под названием «симплекс-метод».

 

Рисунок 2 — Диалоговое окно надстройки «Поиск решения»

 

В надстройке «Поиск решения» существует возможность получить отчет о результатах поиска оптимального решения для управленческой модели планирования производства ООО «Гарант-Сервис» (рис. 3).

 

Рисунок 3 — Отчет о результатах оптимального решения.

 

Анализ оптимального решения по управленческой модели планирования производства показал, что достижение наилучшего возможного результата при наличии существующих ограничений на взаимозаменяемые детали и ограничений спроса возможно при изготовлении водоподогревателей: ВВП1-114 (1000) — 21 шт., ВВП1-159 (1000) — 7 шт., ВВП1-114 (2000) — 4 шт., ВВП1-159 (2000) — 3 шт., ВВП1-219 (2000) — 1 шт., ВВП1-114 (4000) — 4 шт., ВВП1-159 (4000) — 5 шт., ВВП1-219 (4000) — 2 шт., ВВП1-325 (4000) — 1 шт.

При этом плане производства прибыль составит 733456 рублей. Заметим, что при действующем плане производства эти изделия обеспечивали прибыль 697579 рублей, т. е. рост прибыли составил 105 %.

Таким образом, из вышесказанного очевидно, что прогнозирование позволяет предсказать наиболее оптимальное решение производственного планирования для максимизации прибыли предприятия, а также оценить меры воздействия на финансовые результаты. Именно поэтому прогнозной деятельности должна отводиться ведущая роль в современном управлении устойчивым развитием предприятия.