Статья:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ

Конференция: VIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Федоров Ю.А. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(8). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(8).pdf (дата обращения: 24.09.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 70 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ

Федоров Юрий Алексеевич
студент Чебоксарского политехнического института (филиала) Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ), РФ, г. Чебоксары
Павлова Светлана Иосифовна
научный руководитель, научный руководитель, старший преподаватель Чебоксарского политехнического института (филиала) Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ), РФ, г. Чебоксары

 

 

XXI век — это время построения информационного общества. Информационные технологии совершенствуют процессы управления, протекающие в организации, автоматизируют процедуры, упрощают взаимодействие между деловыми партнерами. Информационные технологии, совершенствуясь сами, видоизменяют бизнес: механизмы его ведения, способы коммуникации, оказания услуг и производства товара. Появляется понятие «интернет-экономики» и виртуальных организаций. Глобализация экономики и интеграционные процессы, происходящие в мире, заставляют руководство организации искать пути осуществления эффективного делового сотрудничества, основанного на электронных контактах [1].

Появление глобальных информационных сетей и активное развитие информационных и коммуникационных технологий позволяет бизнес вывести на новый уровень.

Цель работы — составить прогноз ключевых показателей развития электронной коммерции в России методом экстраполяции тренда на основе анализа ее современного состояния.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результате анализа, содержащиеся в работе, могут быть использованы предприятиями, действующими в области информационных и коммуникационных технологий в своей маркетинговой деятельности.

Информационной базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, статистическая отчетность федеральной и региональной служб статистики. В ходе работы были использованы прикладные программы ЭВМ.

Термин «электронная коммерция» может употребляться в двух смыслах — широком и узком. В широком смысле электронная коммерция — это любая экономическая деятельность, включающая использование электронных информационных технологий. В узком смысле это коммерческая деятельность по купле-продаже товаров или услуг в сети Интернет с целью получения прибыли [2].

Электронный бизнес выступает как результат новых, качественных изменений, связанных с внедрением информационных и коммуникационных технологий в традиционно существующий бизнес. По своей сути идея электронного бизнеса является логичным развитием идеи автоматизации и компьютеретизации.

Электронная коммерция создает два эффекта на уровне предприятия: существенно реорганизует путь продукции от производства до конечного потребителя и изменяет всю рыночную структуру. Также позволяет малым предприятиям конкурировать с крупными и средними организациями без больших затрат.

Развитие информационных и коммуникационных технологий привело к развитию бизнеса в интернет-пространстве, тем самым зародив новое направление — виртуальную или сетевую экономику, а электронная коммерция стала одним из способов осуществления электронного бизнеса в части интернет-коммуникаций [5].

Одним из главных достижений электронной коммерции является экономия затрат при совершении сделки. Заключение сделки электронным путем на порядок уменьшает стоимость затрат на ее обслуживание. Любой бизнес-процесс, в который можно внедрить электронный способ взаимодействия между людьми, имеет потенциал для сокращения затрат, что, в свою очередь, повлечет за собой снижение цен и рост полезности для заказчиков.

Таблица 1.

Использование информационных и коммуникационных технологий хозяйствующими субъектами в РФ за 2003—2011 гг. (в процентах от общего числа обследованных организаций)


Показатель


Год


2003


2005


2008


2009


2010


2011


2012


Удельный вес организаций, использовавших: персональные компьютеры


84,6


91,1


93,7


93,7


93,8


94,1


94,0


ЭВМ других типов


8,3


9,3


14,5


16,0


18,2


19,7


18,9


локальные вычислительные сети


45,8


52,4


59,3


60,5


68,4


71,3


71,7


электронная почта


48,6


56,0


74,4


78,5


81,9


83,1


85,2


глобальные информационные сети


50,1


54,3


74,7


79,3


83,4


85,6


87,5


из них сеть:


 

 

 

 

 

 

 


Интернет


43,4


53,3


73,7


78,3


82,4


84,8


86,9


в том числе широкополосный доступ


-


-


39,2


47,3


56,7


63,4


76,6


Интранет


-


-


10,8


11,8


13,1


16,1


14,7


Экстранет


-


-


3,8


4,5


5,3


6,1


6,4


Имевших веб-сайты в сети Интернет


13,5


14,8


22,8


24,1


28,5


33,0


37,8

 

С 2005 года доля организаций, имеющих персональные компьютеры, превысила 90 %-ный порог и рост удельного веса замедлился (табл. 1). Рост ЭВМ других типов связан с тем, что для некоторых задач в бизнесе и науке нужны большие мощности, к примеру, для обеспечения нормальной работы сайта или хранения большого объема данных необходимы специальные серверы. Рост использования электронной почты объясняется тем, что она является незаменимым средством связи между контрагентами. Большинство организаций использует интернет, и больший процент использует его в широкополосном доступе, что говорит о снижении издержек на интернет, и провайдер готов обеспечивать хорошую связь при низкой оплате доступа к сети. Заметен незначительный рост веб-сайтов, для средних и больших фирм такой способ общения с потребителями и поставщиками не популярен. В число обследованных организаций не вошли субъекты малого бизнеса.

Рисунок 1. Число организаций, использовавших сеть интернет для связи с поставщиками товаров (работ, услуг) по следующим целям, тысяч

 

Заметна тенденция роста числа организаций, связывающихся с поставщиками через интернет (рис. 1). Большей популярностью пользуется получение сведений о товарах и услугах. Количество организаций, использовавших интернет для этих целей, увеличилось в 4,4 раза, тем самым организации экономят время и получают оперативную и достоверную информацию. За аналогичный период в 4,8 раза увеличилось количество организаций, которые размещают заказы на товары и услуги (в частности тендеры). В будущем число организаций, использующих интернет, возрастет, так как всемирная паутина — это удобная форма связи с поставщиками.

Набирают популярность электронные платежи. С каждым годом данная форма оплаты становится более востребованной. С 2003 по 2011 год количество таких организаций увеличилось в 6,3 раза. В 2,8 раза увеличилось число организаций, получивших электронную продукцию. Темп роста оплаты поставленных товаров опережает потребности хозяйствующих субъектов в получении электронной продукции.

Рисунок 2. Число организаций, использовавших сеть интернет для связи с потребителями товаров (работ, услуг) по следующим целям, тысяч

 

Увеличилось в 3,3 раза число организаций, предоставляющих сведения о своих товарах (рис. 2). Этому способствует размещению данной информации на веб-сайтах этих организаций. С 2007 по 2011 год наблюдается снижение получения заказов и осуществления расчетов с потребителями. Такое снижение объясняется недоверием покупателей к данной системе расчетов и привычке расплачиваться традиционными методами.

Явно прослеживается тенденция роста послепродажного обслуживания, так как послепродажный сервис позволяет сохранить клиентскую базу и сэкономить затраты на поиски нового клиента. Рост за 9 лет данного показателя увеличился в 4,4 раза. Набирает оборот распространение электронной продукции через интернет, что не просто снижает затраты на доставку этой же продукции в коробочной версии, а изменяет способ ее доставки. В целом повышается популярность электронной коммерции и в ближайшем будущем между организациями возникнут полноценные отношения, основанные на электронных расчетах.

Таблица 2.

Доля организаций, использовавших сеть Интернет для размещения и получения товаров (работ, услуг) в общем числе обследованных организаций, %


Регион


2010 г.


2011 г.


2012 г.


Для размещения заказов на товары (работы, услуги)


Российская Федерация


35,0


39,2


41,1


Приволжский федеральный округ


36,4


40,0


42,4


Чувашская Республика


39,0


37,8


39,3


Для получения заказов на выпускаемые товары (работы, услуги)


Российская Федерация


16,9


17,1


18,0


Приволжский федеральный округ


16,5


16,0


17,0


Чувашская Республика


16,2


15,9


18,7

 

За два года доля организаций, использующих интернет для размещения заказов, в РФ увеличилась на 6,1 %. В ПФО размещают заказы более активно, чем в РФ. В Чувашии в 2011 году этот показатель упал на 1,2 %, а в 2011 году произошел рост и он оказался на 0,3 % выше 2010 года.

По данным этой таблицы виден незначительный рост использования сети Интернет для получения заказов. В РФ и ПФО незначительно увеличился показатель. В ПФО ситуация хуже общероссийского уровня. В 2012 году доля организаций в ПФО получило заказов больше на 0,7 %, чем российские организации. Также увеличилась доля организаций ПФО по сравнению с прошлым годом на 2,4 %.

Под использованием сети Интернет для размещения (получения) заказов на товары (работы, услуги) понимаются продажи (закупки) товаров (работ, услуг) по заказам, полученным (переданным) в результате заполнения в онлайн-режиме специальной формы, размещенной на веб-сайте предприятия, или с использованием другого специализированного программного обеспечения. Росстат не учитывал заказы, переданные в виде обычного сообщения, полученного по электронной почте [4].

Таблица 3.

Доля оборота организаций, полученная от продаж по заказам, полученным по глобальным информационным сетям, в общем обороте организаций, %


Регион


Доля оборота организаций, всего


в том числе по заказам через:


Интернет


другие глобальные

информационные сети


2011 г.


2012 г.


2011 г.


2012 г.


2011 г.


2012 г.


Российская Федерация


0,9


0,7


0,6


0,5


0,3


0,2


Приволжский федеральный округ


0,6


0,6


0,6


0,6


0,0


0,0


Чувашская Республика


0,3


0,2


0,3


0,2


0,0


0,0

 

Показатель определяется отношением реализованных товаров (работ, услуг) по заказам, полученным через интернет и другие глобальные информационные сети, к реализованным товарам (работам, услугам) организации. К 2012 году оборот продаж в России упал на 0,2 % (табл. 4). В ПФО показатель остался на неизменном уровне. В Чувашии снизился на 0,1 %. Возможно, это связано с тем, что некоторые предприятия открывают дочерние малые предприятия, которые не заполняют формы «№ 3-информ» и через них осуществляют электронную коммерцию, также возможно падение покупательского спроса. Можно сделать вывод, что в ПФО все заказы организации получают через Интернет, в России меньше половины оборота составляют заказы, полученные по другим глобальным информационным сетям.

Для анализа основных тенденций в изменении ключевых показателей развития электронной коммерции прогнозирование проводилось методом экстраполяции тренда. Уравнение тренда находилось через Microsoft Excel при построении графика, где выбиралась адекватная трендовая модель для каждого показателя.

Таблица 4.

Прогноз показателей на 2015 г., тысяч

Показатель

Уравнение тренда

Прогноз на 2015 г.

Темп роста (2015г/2011г), %

Число организаций, использовавших сеть Интернет для связи с поставщиками товаров (работ, услуг) по следующим целям:

получение сведений о товарах (работах, услугах)

y = 25,46x0,588

115,3

118

предоставление сведений о потребностях организации в товарах (работах, услугах)

y = 7,343x + 6,394

101,9

139

размещение заказов на товары (работы, услуги)

y = 0,228x2 + 4,632x + 9,083

107,8

154

оплата поставляемых товаров (работ, услуг)

y = 3,363x + 10,15

53,9

115

получение электронной продукции

y = 0,330x2 + 1,769x + 4,490

83,3

218

Число организаций, использовавших сеть Интернет для связи с потребителями товаров (работ, услуг) по следующим целям:

предоставление сведений об организации, ее товарах (работах, услугах)

y = 0,270x2 + 3,665x + 16,66

109,9

154

получение заказов на выпускаемые товары (работы, услуги)

y = 2,188x + 10,95

39,4

129

осуществление электронных расчетов с потребителями

y = 6,268x0,684

36,3

121

распространение электронной продукции

y = 0,084x2 - 0,048x + 3,221

16,8

163

послепродажное обслуживание

y = 2,154e0,177x

21,5

181

 

В целом прогноз всех показателей направлен к росту (табл. 4), что свидетельствует об их значимости для организаций и необходимости их внедрения в бизнес-процессы организаций. В группе «Число организаций, использовавших сеть Интернет для связи с поставщиками товаров (работ, услуг)» возрастет размещение заказов на товары и услуги. Это позволяет организациям более эффективно осуществлять заказы и экономит много времени. Рост оплаты объясняется удобством и мгновенностью оплаты.

Превышение числа организаций, размещающих заказ и оплачиваемых предоставляемые товары через интернет, в 2 раза объясняется тем, что организации больше доверяют традиционным формам расчета. Также заметен рост организаций, получавших электронную продукцию (программное обеспечение, электронные книги и т. д.).

Возрастет на 54 % число организаций, предоставляющих сведения о своей компании и продаваемых товарах за счет того, что организации используют специальные платформы, как tiu.ru, и специальные сайты, где можно размещать эти сведения. Рост количества организаций, использующих интернет для связи с поставщиком для послепродажного обслуживания, увеличится на 81 %, что подтверждает важность послепродажного обслуживания, потому что благодаря этому осуществляется сокращение издержек на поиски нового покупателя и, следовательно, прибыль возрастет.

В целом можно утверждать, что интернет играет важную роль для связи поставщиков и потребителей. В будущем больше организаций будет его использовать для продвижения своей продукции на рынок, возрастет роль послепродажного обслуживания в интернете; вырастет количество организаций, использующих электронные платежи для расчетов с поставщиками и потребителями.

Интернет — главный фактор развития электронной коммерции. Одним из главных достижений электронной коммерции является экономия затрат при совершении сделки. Любой бизнес-процесс, в который можно внедрить электронный способ взаимодействия между людьми, имеет потенциал для сокращения затрат, что, в свою очередь, повлечет за собой снижение цен и рост полезности для заказчиков и также увеличение прибыли компаний.

 

Список литературы:
1.    Гришин Н.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. / В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилова — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2009. — 416 с.
2.    Кубкина Ю.С. Правовые основы регулирования электронной коммерции // Вопросы экономики и права. — 2012. — № 5. — С. 91—94.
3.    Официальная статистика. Информационное общество —  [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/sci... (дата обращения 30.12.2013)
4.    Российский статистический ежегодник. 2008—2013: Стат.сб./Росстат. — Р 76
5.    Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии / И.А. Стрелец — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 256 с.