ДЕФИНИЦИЯ ПОНЯТИЯ «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»
Секция: 8. Менеджмент
XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ДЕФИНИЦИЯ ПОНЯТИЯ «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»
Статья посвящена актуальному на данный момент понятию — «организационное поведение». Актуальность этого вопроса с каждым годом набирает обороты, так как все больше внимания в любой организации стало уделяться человеку, индивиду, личности, его характеру, потенциалу, ценностям, мотивациям, причинам его поведения на рабочем месте.
В настоящее время мы сталкиваемся с ситуацией, когда от поведения человека на работе фактически может зависеть судьба данной организации. Очень много времени и сил руководители посвящают «воспитанию» своего работника, что требует огромного практического опыта, а так же многих психологических навыков общения с персоналом. Однако нельзя сказать, что организационное поведение как система научных знаний и представлений имеет законченный характер и полностью изучена для ее успешного применения на практике.
В связи с этим видится целесообразным изучать поведение человека на рабочем месте. Быть может, благодаря подобным исследованиям в будущем появится возможность предугадывать мотивы и поступки человека, в частности и на рабочем месте, и направлять их в нужное для организации русло с целью эффективного функционирования персонала компании.
Для начала стоит понять, что же представляет собой организационное поведение.
Организационное поведение (от англ. organizational behaviour) можно определить как науку о взаимодействии работников (групп работиков) внутри организации в процессе осуществления рабочей деятельности, исполнения своих обязанностей, реализации своих полномочий.
С другой стороны организационное поведение представляет собой научную дисциплину о причинах и факторах поведения людей в организации; область научных исследований, которая изучает индивидуальные представления работника, его ценности, мотивы поступков при работе в группах и в целой организации.
Основной целью изучения организационного поведения всегда влялоая заманчивая возможность управления людьми в процессе их трудовой деятельности. Руководителю необходимо понимать причины и мотивы совершения работниками определенных действий и, более того, уметь их предсказывать.
Литвинюк А.А. представила механизм поведения человека на рабочем месте в виде логической схемы (Рисунок 1) [3].
Рисунок 1. Структура механизма поведения человека
Поведение человека на рабочем месте вызвано рядом мотивационных факторов, наличие или отсутствие которых может напрямую влиять на него, изменять его. Схематически влияние этих факторов на поведение работника можно изобразить следующим образом (Рисунок 2):
Рисунок 2. Влияние мотивационных факторов на поведение человека на рабочем месте
Таким образом, система мотивации труда, используемая в организации, напрямую оказывает влияние на качество выполнения работником его трудовых обязанностей.
Наиболее четко проблемы организационного поведения были сформулированы впервые в рамках так называемого механического детерминизма (лат. determinare — определять). Хронологию и эволюцию развития организационного поведения как системы научных знаний, а так же его взаимосвязь с эволюцией взглядов на другие науки можно представить в виде таблицы:
Ученые |
Идеи |
|
ОП |
Г. Галилей (1564—1642) и И. Ньютон (1642—1727) |
человек воспринимался как объект, который состоит из бескачественных частиц вещества; взаимодействуя друг с другом эти частицы определяют действия и поступки индивидуума |
ОП |
Ч. Дарвин (1809—1882) |
психика человека — самостоятельно функционирующий объект, значительно влияющему на характер деятельности |
ОП |
Э. Торндайк (1874—1949). |
поведения человека — это его реакция в ответ на воздействие окружающей среды |
Э. Толмен (1886—1959) и К. Халл (1871—1955) |
человек не только реагирует на воздействие стимулов внешней среды, но и сам может влиять на нее в целях удовлетворения объективно присущих ему потребностей |
|
Б. Скиннер (1904—1990) |
причина поведения - подкрепление, т. е. поощрение или санкция |
|
Г. Фон Эренфельс (1859—1932), М. Вертгаймер (1880—1943) и В. Келер (1887—1967) |
движущей силой человеческого поведения является потребность, т. е. стремление осуществить намеченную субъектом или кем-либо другим для него цель |
|
ОП |
З. Фрейд (1856—1939) |
поступки человека объяснялись борьбой между сферой бессознательного «Оно» (Id); сознания «Я» (Ego), и «Сверх-Я» (Super-Ego) |
М. Паркет-Фоллет (1863—1933), Э. Мэйо (1880—1949), А. Маслоу (1908—1970) К. Хорни (1885—1952), Э. Фромм (1900—1980) и Г. Салливен (1992—1949) |
Впервые встал вопрос о мотивации трудовой деятельности, влиянии на эффективность труда удовлетворенности персонала, а так же о потребностях, групповой динамике и т. п. |
В начале 1930-х гг. благодаря М. Паркет-Фоллет, Э. Мэйо, А. Маслоу и активному развитию науки психологии теория организационного поведения начала трансформироваться в прикладную, практическую науку. В Соединенных Штатах Америки в менеджменте сформировалась так называемая «Школа человеческих отношений», в рамках которой и нашла свое применение теория организационного поведения [1; 2]. Данное направление в менеджменте впервые поставило вопрос о мотивации трудовой деятельности персонала, влиянии на эффективность труда удовлетворенности им, потребностях, групповой динамике и др.
В настоящее время исследование вопросов индивидуальной мотивации и поведения человека на рабочем месте, поведения рабочих групп, лидерства руководителя, межгруппового поведения относятся к «классике менеджмента» и используются руководителями в своей профессиональной деятельности.
Таким образом, раскрыв понятия организационного поведения, выявив факторы, влияющие на поведение человека на рабочем месте, а так же рассмотрев процесс эволюции взглядов на изучение организационного поведения среди ученых, мы оценили значимость изучения данного понятия и проследили, как изменились взгляды на причины организационного поведения начиная с XI в., когда человек воспринимался как объект, состоящий из бескачественных частиц вещества, которые, механически взаимодействуя друг с другом, определяют действия и поступки индивидуума и до наших дней, когда огромное внимание стало уделяться вопросам мотивации трудовой деятельности.
Список литературы:
1 Агафонова М.С., Панченко К.В. Вклад учений школы человеческих отношений в управленческие науки // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vklad-ucheniy-shkoly-chelovecheskih-otnosheniy-v-upravlencheskie-nauki (дата обращения: 2.12.2014).
2 Духанина А.С., Агафонова М.С. История развития школы человеческих отношений и поведенческих наук // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-shkoly-chelovecheskih-otnosheniy-i-povedencheskih-nauk (дата обращения: 2.12.2014).
3 Литвинюк А.А. Организационное поведение: учебник для бакалавров / А.А. Литвинюк. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 505 с. — Серия: Бакалавр. — С. 13.