Статья:

Современное состояние мирового рынка факторинговых операций

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Адномах А.Ю. Современное состояние мирового рынка факторинговых операций // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Современное состояние мирового рынка факторинговых операций

Адномах Анастасия Юрьевна
студент, УО «Полесский Государственный Университет», РБ, г. Пинск
Германович Наталья Евгеньевна
научный руководитель, ассистент, УО «Полесский Государственный Университет», РБ, г. Пинск

 

Факторинг – это комплекс услуг по обслуживанию факторинговой компанией (фактором) поставок кли­ента с отсрочкой платежа под уступку дебиторской задолженности. Факторинг включает в себя финанси­рование товарных кредитов, страхование кредитных рисков, управление дебиторской задолженностью и информационное обслуживание[2, c. 65].

Процесс организации факторингового обслуживания в каждом конкретном случае имеет свои специфические особенности, зависящие от множества факторов, которые и определяют вид факторинга. Однако если рассматривать типовой механизм факторинговой операции, то его можно свести к следующему. В осуществлении факторинговой сделки участвуют три стороны: фактор, поставщик, покупатель.

Схема взаимодействия участников при договоре факторинга довольно проста и состоит всего из восьми коротких шагов:

1.  Поставщик и покупатель заключают договор купли-продажи товара (работ, услуг);

2.  Факторинговая компания и поставщик заключают договор факторинга;

3.  Поставщик информирует покупателя о заключенном соглашении. Подписываются соответствующие документы, в которых поставщик и покупатель подтверждают свое согласие, что оплату по ранее заключенному между ними договору купли-продажи товара (работ, услуг) – основному договору – покупатель будет производить на счет факторинговой компании;

4.  Поставщик производит поставку товара (проведение работ, оказание услуг) покупателю и оформляет соответствующие товаросопроводительные документы;

5.  Поставщик передает факторинговой компании оригиналы товарных накладных/актов выполненных работ и счетов-фактур, то есть документов, подтверждающих дебиторскую задолженность покупателя;

6.  Факторинговая компания производит первое (авансовое) финансирование поставщика в объеме до 95% под уступленную поставщиком дебиторскую задолженность покупателя;

7.  Покупатель в установленный ранее основным договором с Поставщиком срок производит факторинговой компании полную оплату стоимости поставленных ему ранее товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

8.  Факторинговая компания выплачивает поставщику оставшуюся сумму за вычетом своего комиссионного вознаграждения.

Проанализируем мировой рынок факторинговых операций.

По данным международной факторинговой сети Factors Chain International (FCI), мировой рынок факторинга достиг оборота 2 373 003 млн. евро в 2015 году прирастив 1,14% к показателям 2014 года – это самый большой показатель за всю историю. В 2014 году по сравнению с 2013 годом рынок факторинговых операций увеличился на 6,7% или на 146 539 млн. евро.

Однако рост в 2015 году значительно ниже тренда семилетнего годового темпа роста (CAGR) на уровне 9%. Это в основном связано с резким падением объемов факторинга в Азии, второго по величине рынка факторинга [1].

Европа, крупнейший игрок факторингового рынка во всем мире, был самым сильным регионом увеличив объем на 6,5% до 1 557 202 млн. евро (2014 – 1 462 585 млн. евро, в 2013 – 1 353 804 млн. евро). Рост в основном был обусловлен стратегическим вниманием к факторингу коммерческим банковским сектором, который контролирует около 90% объема факторинга Европы. Азиатско-Тихоокеанский регион, второй по величине мировой рынок факторинга сократил показатель объема факторинга в 2015 году на 8,1% до 596 513 млн. евро. Однако в 2014 по сравнению с 2013 годом данный показатель вырос на 2,2% и составил 648 711 млн. евро. Северная и Южная Америки также вступили в период упадка, снизив показатели на 6% до 194 174 млн. евро. Однако в 2014 году по сравнению с 2013 годом объем факторинговых операций в странах Южной и Северной Америки вырос на 8,3% и составил 206 625 млн. евро. В Африке в 2015 году по сравнению с 2014 годом факторинг упал на 1 248 млн. евро или на 8,5%. Однако, в 2014 году по сравнению с 2013 годом факторинг вырос на 23,3% и составил 14 735 млн. евро.

Несмотря на общую тенденцию роста объемов факторинга, различные регионы имеют разные тренды развития этих операций. Рассмотрим удельный вес факторинговых операций по регионам мира (Рисунок 1):

 

Рисунок 1. Доля факторинговых операций по регионам мира

 

Из рисунка 1 видно, что наибольший удельный вес по факторинговым операциям занимают страны Европы – 65,62%, на второе место можно отнести Азиатско-Тихоокеанский регион – 25,14% от мирового объема факторинговых операций. С наименьшей долей по факторинговым операциям являются страны Африки – 0,57% и Ближнего Востока и Северной Африки – 0,49%.

Если рассматривать факторинг как внутри определенной страны, так и внешний (международный) с ее стороны, то на мировом рынке факторинга сложилась следующая ситуация. Внутренний факторинг в 2015 году составил 1,843 млрд евро (78% от общего объема рынка) и международный факторинг 530 млрд евро (22%). Несмотря на продолжающиеся проблемы в мировой экономике, объем международного трансграничного факторинга увеличился на 8% и остается рулевым будущего роста факторинга (Таблица 1).

Таблица 1.

Факторинговые операции по некоторым странам

Страны

Внутренний факторинг

Международный факторинг

Общий факторинг

2014

2015

2014

2015

2014

2015

Китай

297451

226 600

82677

126 279

380128

352 879

Германия

130630

149 401

40660

59 600

171290

209 001

Россия

41072

23 086

888

246

41960

23 332

США

71739

80 000

12000

15 000

83739

95 000

 

Таким образом проанализировав Таблицу 1, можно сделать следующие выводы:

В 2015 общий объем факторинговых операций в Китае по сравнению с 2014 годом снизился на 27 249 млн. евро или на 7,2%. На данное снижение повлияло сокращение операций на внутреннем факторинговом рынке Киитая на 70 851 млн. евро или на 23,82%. В то время как международные операции по факторингу выросли на 52,7; или на 43 602 млн. евро.

Что касается рынка Германии по факторинговым операциям, то за анализируемый период (2014–2015 гг.), наблюдается устойчивая тенденция роста. Так в 2015 году сумма факторинговых операций увеличилась на 22% или на 37 711 млн. евро. Из них на данное увеличение повлиял рост международного факторинга на 46,6% или на 18 940 млн. евро, а также рост внутреннего факторинга на 14,37% или на 18 771 млн. евро.

Объем операций на рынке России по факторингу не большой. В 2015 году сумма факторинговых операций сократилась на 54,4% или на 18 628 млн. евро. Данное снижение объясняется тем что в 2015 году произошел резкий спад международных факторинговых операций на 72,3% или на 642 млн. евро, так и за счет спада внутреннего факторинга на 43,8%.

Рынок факторинговыхх операций США в 20115 году по сравнению с 2014 годом увеличился на 13,4% или на 11 261 млн. евро. Из них за счет увеличения международного факторинга на 25% или на 3 000 млн. евро, а также за счет увеличения внутренних операций по фактрингу на 826 млн. евро или на 11, 52%.

На развитие мирового рынка факторинга существенно повлиял мировой финансовый кризис. Многие фактор-фирмы испытывают дефицит денежных средств, повышается стоимость факторингового обслуживания. Мировой опыт свидетельствует: для динамично развивающейся компании, стремящейся «занять свое место под солнцем» на рынке, партнерство с факторинговой компанией – надежный путь к успеху. Даже в условиях сложившихся в настоящее время на мировом финансовом рынке, факторинг остается одним из наиболее динамично развивающихся продуктов почти в любой стране, и один из наиболее активно развивающихся секторов мировой экономики.

 

Список литературы: 
1. Глобальный объем факторинга достиг самого высокого показателя за все время наблюдений от 29.06.2016 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://factor.org.ua/global-nyj-ob-em-faktoringa-dostig-samogo-vysokogo-pokazatelya-za-vse.html (Дата обращения 05.12.2016).
2. Огнев Д.В., Нечаев А.С. Факторинг: анализ ситуации // Банковское дело. – 2009. - № 8, С. 65–66.
3. Сравнительный анализ опыта осуществления факторинговый операций в России и за рубежом – [Электронный ресурс] – Режим доступа: /http://elibrary.ru/download/72414376.pdf (Дата обращения 05.12.2016).
4. Total Factoring Volume By Country//Factors Chain International – [Electronic resource] / https://fci.nl/en/about-factoring/statistics (Дата обращения 05.12.2016).