Современное состояние мирового рынка факторинговых операций
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Современное состояние мирового рынка факторинговых операций
Факторинг – это комплекс услуг по обслуживанию факторинговой компанией (фактором) поставок клиента с отсрочкой платежа под уступку дебиторской задолженности. Факторинг включает в себя финансирование товарных кредитов, страхование кредитных рисков, управление дебиторской задолженностью и информационное обслуживание[2, c. 65].
Процесс организации факторингового обслуживания в каждом конкретном случае имеет свои специфические особенности, зависящие от множества факторов, которые и определяют вид факторинга. Однако если рассматривать типовой механизм факторинговой операции, то его можно свести к следующему. В осуществлении факторинговой сделки участвуют три стороны: фактор, поставщик, покупатель.
Схема взаимодействия участников при договоре факторинга довольно проста и состоит всего из восьми коротких шагов:
1. Поставщик и покупатель заключают договор купли-продажи товара (работ, услуг);
2. Факторинговая компания и поставщик заключают договор факторинга;
3. Поставщик информирует покупателя о заключенном соглашении. Подписываются соответствующие документы, в которых поставщик и покупатель подтверждают свое согласие, что оплату по ранее заключенному между ними договору купли-продажи товара (работ, услуг) – основному договору – покупатель будет производить на счет факторинговой компании;
4. Поставщик производит поставку товара (проведение работ, оказание услуг) покупателю и оформляет соответствующие товаросопроводительные документы;
5. Поставщик передает факторинговой компании оригиналы товарных накладных/актов выполненных работ и счетов-фактур, то есть документов, подтверждающих дебиторскую задолженность покупателя;
6. Факторинговая компания производит первое (авансовое) финансирование поставщика в объеме до 95% под уступленную поставщиком дебиторскую задолженность покупателя;
7. Покупатель в установленный ранее основным договором с Поставщиком срок производит факторинговой компании полную оплату стоимости поставленных ему ранее товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
8. Факторинговая компания выплачивает поставщику оставшуюся сумму за вычетом своего комиссионного вознаграждения.
Проанализируем мировой рынок факторинговых операций.
По данным международной факторинговой сети Factors Chain International (FCI), мировой рынок факторинга достиг оборота 2 373 003 млн. евро в 2015 году прирастив 1,14% к показателям 2014 года – это самый большой показатель за всю историю. В 2014 году по сравнению с 2013 годом рынок факторинговых операций увеличился на 6,7% или на 146 539 млн. евро.
Однако рост в 2015 году значительно ниже тренда семилетнего годового темпа роста (CAGR) на уровне 9%. Это в основном связано с резким падением объемов факторинга в Азии, второго по величине рынка факторинга [1].
Европа, крупнейший игрок факторингового рынка во всем мире, был самым сильным регионом увеличив объем на 6,5% до 1 557 202 млн. евро (2014 – 1 462 585 млн. евро, в 2013 – 1 353 804 млн. евро). Рост в основном был обусловлен стратегическим вниманием к факторингу коммерческим банковским сектором, который контролирует около 90% объема факторинга Европы. Азиатско-Тихоокеанский регион, второй по величине мировой рынок факторинга сократил показатель объема факторинга в 2015 году на 8,1% до 596 513 млн. евро. Однако в 2014 по сравнению с 2013 годом данный показатель вырос на 2,2% и составил 648 711 млн. евро. Северная и Южная Америки также вступили в период упадка, снизив показатели на 6% до 194 174 млн. евро. Однако в 2014 году по сравнению с 2013 годом объем факторинговых операций в странах Южной и Северной Америки вырос на 8,3% и составил 206 625 млн. евро. В Африке в 2015 году по сравнению с 2014 годом факторинг упал на 1 248 млн. евро или на 8,5%. Однако, в 2014 году по сравнению с 2013 годом факторинг вырос на 23,3% и составил 14 735 млн. евро.
Несмотря на общую тенденцию роста объемов факторинга, различные регионы имеют разные тренды развития этих операций. Рассмотрим удельный вес факторинговых операций по регионам мира (Рисунок 1):
Рисунок 1. Доля факторинговых операций по регионам мира
Из рисунка 1 видно, что наибольший удельный вес по факторинговым операциям занимают страны Европы – 65,62%, на второе место можно отнести Азиатско-Тихоокеанский регион – 25,14% от мирового объема факторинговых операций. С наименьшей долей по факторинговым операциям являются страны Африки – 0,57% и Ближнего Востока и Северной Африки – 0,49%.
Если рассматривать факторинг как внутри определенной страны, так и внешний (международный) с ее стороны, то на мировом рынке факторинга сложилась следующая ситуация. Внутренний факторинг в 2015 году составил 1,843 млрд евро (78% от общего объема рынка) и международный факторинг 530 млрд евро (22%). Несмотря на продолжающиеся проблемы в мировой экономике, объем международного трансграничного факторинга увеличился на 8% и остается рулевым будущего роста факторинга (Таблица 1).
Таблица 1.
Факторинговые операции по некоторым странам
Страны |
Внутренний факторинг |
Международный факторинг |
Общий факторинг |
|||
2014 |
2015 |
2014 |
2015 |
2014 |
2015 |
|
Китай |
297451 |
226 600 |
82677 |
126 279 |
380128 |
352 879 |
Германия |
130630 |
149 401 |
40660 |
59 600 |
171290 |
209 001 |
Россия |
41072 |
23 086 |
888 |
246 |
41960 |
23 332 |
США |
71739 |
80 000 |
12000 |
15 000 |
83739 |
95 000 |
Таким образом проанализировав Таблицу 1, можно сделать следующие выводы:
В 2015 общий объем факторинговых операций в Китае по сравнению с 2014 годом снизился на 27 249 млн. евро или на 7,2%. На данное снижение повлияло сокращение операций на внутреннем факторинговом рынке Киитая на 70 851 млн. евро или на 23,82%. В то время как международные операции по факторингу выросли на 52,7; или на 43 602 млн. евро.
Что касается рынка Германии по факторинговым операциям, то за анализируемый период (2014–2015 гг.), наблюдается устойчивая тенденция роста. Так в 2015 году сумма факторинговых операций увеличилась на 22% или на 37 711 млн. евро. Из них на данное увеличение повлиял рост международного факторинга на 46,6% или на 18 940 млн. евро, а также рост внутреннего факторинга на 14,37% или на 18 771 млн. евро.
Объем операций на рынке России по факторингу не большой. В 2015 году сумма факторинговых операций сократилась на 54,4% или на 18 628 млн. евро. Данное снижение объясняется тем что в 2015 году произошел резкий спад международных факторинговых операций на 72,3% или на 642 млн. евро, так и за счет спада внутреннего факторинга на 43,8%.
Рынок факторинговыхх операций США в 20115 году по сравнению с 2014 годом увеличился на 13,4% или на 11 261 млн. евро. Из них за счет увеличения международного факторинга на 25% или на 3 000 млн. евро, а также за счет увеличения внутренних операций по фактрингу на 826 млн. евро или на 11, 52%.
На развитие мирового рынка факторинга существенно повлиял мировой финансовый кризис. Многие фактор-фирмы испытывают дефицит денежных средств, повышается стоимость факторингового обслуживания. Мировой опыт свидетельствует: для динамично развивающейся компании, стремящейся «занять свое место под солнцем» на рынке, партнерство с факторинговой компанией – надежный путь к успеху. Даже в условиях сложившихся в настоящее время на мировом финансовом рынке, факторинг остается одним из наиболее динамично развивающихся продуктов почти в любой стране, и один из наиболее активно развивающихся секторов мировой экономики.