Статья:

Трендовые модели прогнозирования налоговых поступлений по НДФЛ

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Семакина В.Д. Трендовые модели прогнозирования налоговых поступлений по НДФЛ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(43).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 11 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Трендовые модели прогнозирования налоговых поступлений по НДФЛ

Семакина Владлена Дмитриевна
студент факультета «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», РФ, г. Краснодар
Гончарова Наталия Александровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. ВАК, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», РФ, г. Краснодар

 

Налоговое прогнозирование на государственном уровне и уровне органов местного самоуправления выступает в качестве основы для выработки социально-экономического прогноза государства, субъектов РФ и муниципальных образований на средне и долгосрочный периоды. Целью оперативного составления проектов бюджета федерального, регионального и муниципального уровней на предстоящий финансовый год, является принятие необходимых политических, экономических и социальных решений.

Государственное налоговое планирование представляет собой процесс планирования налоговых поступлений на макроуровне, то есть страны в целом, субъектов РФ и муниципальных образований.

При прогнозе налоговых поступлений происходит ориентация на максимально высокий их уровень, это объясняется постоянно растущими потребностями государства.

К объективным причинам увеличения потребностей государства можно отнести:

·     необходимость развития научно-технического прогресса;

·     обеспечение необходимой безопасности и обороноспособности государства;

·     повышение качества жизни населения и другие.

К субъективным причинам:

·     потребность органов управления и ведомств иметь более высокие финансовые возможности.

Следует также учитывать, что потребности увеличения расходов и вызванное этим ориентирование на максимальное изъятие средств налогоплательщиков имеют определенные экономические ограничения, связанные с:

1)  возможностями экономического роста хозяйства государства и отдельных его отраслей, повышения эффективности экономики;

2)  уровнем налоговых изъятий, за пределом которого налоги могут не только оказывать негативное влияние на развитие экономики, но и при определенных условиях привести к свертыванию предпринимательской деятельности.

Поэтому в ходе налогового прогнозирования данные факторы обязательно должны учитываться.

В ходе налогового планирования и прогнозирования применяются общеизвестные методы экономического и финансового планирования:

·  балансовый метод;

·  метод коэффициентов;

·  нормативный метод;

·  регрессивно-корреляционный метод;

·  метод прогнозной экстраполяции с применением трендовых моделей и другие.

Рассмотрим более подробно налоговое планирование с помощью метода прогнозной экстраполяции с применением трендовой модели.

Под экстраполяцией понимается перенос закономерностей, взаимосвязей и соотношений, рассматриваемых в прошедшем периоде на будущее. В более широком значении слова ее рассматривают как получение представлений о будущем на основе данных, имеющей отношение к прошлому и нынешнему.

Тренд представляет собой направленность изменения финансовых показателей, которые формируются за счет обработки данных и определения на этой основе тенденций финансового роста либо спада.

Рассмотрим трендовый метод прогнозирования налоговых поступлений по налогу на доходы физических лиц.

Налог на доходы физических лиц является одним из самых значимых налогов по суммам поступлений в государственный бюджет, которые уплачиваются физическими лицами. Настоящий налог касается почти каждого гражданина Российской Федерации. Разберем его более детально.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – прямой федеральный налог, уплачивающийся от общей суммы доходов физического лица.

Методы исчисления НДФЛ довольно просты и понятны, ставки - фиксированы, объекты – конкретны. Все это делает налог на доходы физических лиц достаточно простым для налогообложения, однако в РФ данный налог является предметом острых дискуссий и споров, так как, несмотря на богатую историю, НДФЛ далёк от совершенства, поэтому крайне необходимо его реформирование, для улучшения системы налогообложения в целом.

Поступления от НДФЛ являются важным источником государственного бюджета. Они занимают большой удельный вес в структуре доходов бюджетов различных уровней. Проанализируем удельный вес НДФЛ в доходах консолидированного бюджета РФ и бюджета Краснодарского края за 2013–2015 гг. [5].

Таблица 1.

Удельный вес доходов от НДФЛ в бюджеты за 2013–2015гг.

Бюджет

2013г

2014г

2015г

Консолидированный бюджет РФ, %

22,1

21,3

20,5

Консолидированный бюджет Краснодарского края, %

39,5

41,8

35,3

 

Исходя из данных, приведенных в таблице, можно сделать вывод, что НДФЛ является одним из основных бюджетообразующих налогов. Объём поступлений от НДФЛ зависит от заработной платы и роста доходов населения.

Построим прогноз налоговых поступлений с помощью трендовой модели в бюджет Краснодарского края по налогу на доходы физических лиц на 2016–2017 года в программе Microsoft Excel (рисунок 1) на основе данных налоговой отчетности ФНС РФ за 2006–2015 гг (таблица 2).

Возможность и целесообразность применения трендовых моделей для прогнозирования обусловливается рядом условий:

1)  период, используемый для построения тренда, должен быть необходимым для выявления тенденции развития, чем больше период, тем точнее прогноз;

2)  анализируемый период должен быть динамически устойчивым, без резких скачков;

3)  не должно быть значительных внешних влияний на рассматриваемый процесс, которые могут основательно оказать влияние на тенденцию развития [3].

Таблица 2.

Налоговые поступления в консолидированный бюджет Краснодарского края по НДФЛ за 2006–2015 гг.

Год

Налоговые поступления в доходы консолидированного бюджета по НДФЛ, тыс. руб.

2006

21587305

2007

29095168

2008

39871359

2009

41841732

2010

45898538

2011

52865453

2012

61181434

2013

68886384

2014

72003844

2015

73613305

 

Приведем наглядный пример того, как выглядит линия тренда налоговых поступлений в федеральный бюджет по НДФЛ (рис. 1).

 

Рисунок 1. Линия тренда налоговых поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края по НДФЛ на 2006–2018 гг.

 

С помощью представленного метода планируются следующие показатели поступлений по НДФЛ в консолидированный бюджет Краснодарского края (таблица 3).

Таблица 3.

Налоговые поступления в консолидированный бюджет Краснодарского края по НДФЛ за 2016–2018 гг.

Показатель

2016г

2017г

2018г

Налоговые поступления НДФЛ, тыс. руб.

80016213

84152851

87990387

 

Как видно из представленной выше таблицы, поступления по НДФЛ в консолидированный бюджет Краснодарского года имеет тенденцию к увеличению.

С целью поддержания дальнейшей тенденции к увеличению налоговых поступлений по НДФЛ необходимо совершенствование данного налога. Проанализируем основные проблемы налога на доходы физических лиц, которые присутствуют на сегодняшний день в РФ:

1.  Достижение рационального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Данная проблема заключается в выборе приоритета между социальной справедливостью и экономической эффективностью, согласно чему и устанавливается та или иная шкала налогообложения.

2.  Низкий уровень доходов населения России, по сравнению с развитыми странами. Особенно это проявляется в периоды экономического кризиса.

3.  Применение вычетов по НДФЛ. Большая часть населения не знает о том, что имеет возможность на ежегодное возвращение денежных средств из бюджета страны, а достигается это посредством предоставления налоговых вычетов.

4.  Выбор ставок для НДФЛ. В настоящее время активно обсуждается вопрос относительно социальной справедливости, рациональности и эффективности принятых ставок по НДФЛ.

В августе 2016 года депутаты ЛДПР внесли в Госдуму законопроект по установлению прогрессивной шкалы по НДФЛ. В нем предлагается установить дифференцированные ставки в зависимости от уровня годового дохода налогоплательщика и ввести прогрессивную шкалу налогообложения.

В настоящем законопроекте предлагается установить следующие налоговые ставки:

·     размер налогооблагаемого совокупного годового дохода до 180 000 рублей – 0%;

·     от 180 001 до 2 400 000 рублей – 13% с суммы, превышающей 180 тысяч рублей;

·     от 2 400 001 рублей до 100 000 000 рублей – 288,6 тысячи рублей + 30% с суммы, превышающей 2 400 000 рублей;

·     от 100 000 001 рублей и выше – 29 568,6 тысячи рублей + 70% с суммы, превышающей 100 000 000 рублей.

Согласно пояснительной записке к данному законопроекту, предполагается в случае применения дифференцированной системы налоговых ставок дополнительное поступление в бюджетную систему РФ 2,05 триллиона рублей[2].

По мнению разработчиков данной инициативы, данное нововведение будет способствовать выравниванию доходов граждан, уменьшению разрыва между самыми высоко и самыми низкооплачиваемыми категориями работающих лиц, а также обеспечит соблюдение принципов социальной справедливости. Мировая практика налогообложения доходов физических лиц однозначно говорит в пользу введения прогрессивной шкалы налогообложения.

Министр финансов Антон Силуанов считает, что вопрос установления прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ может быть рассмотрен только после 2018 года, когда стабилизируется экономическая ситуация в РФ, будут приведены бюджеты РФ и регионов в устойчивое состояние и возможные уходы в тень будут минимизированы [2].

Также для совершенствования налога на доходы физических лиц необходимо:

1.  Увеличение размера налоговых вычетов на основании прожиточного минимума и средней заработной платы.

Так, например, депутат Госдумы Александр Агеев внес на рассмотрение законопроект, в котором он предложил увеличение максимально возможной суммы вычетов на обучение детей до 100 тыс. руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей. А общую величину социальных налоговых вычетов – до 200 тыс. руб.

Также в данном законопроекте предлагается отнести к вычету расходы на аренду жилья, если студенту не предоставлено общежитие. Такие затраты предлагается учитывать в сумме фактических расходов с учетом ограничений в 200 тыс. руб. в год на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей [2].

2.  Ужесточение контроля по собираемости налога на доходы физических лиц, совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения и повышение эффективности контрольной деятельности налоговых органов.

Так для увеличения эффективности налогового контроля необходимо улучшить работу с кадрами. В первую очередь необходимо постоянное совершенствование знаний налоговых инспекторов в сфере последних изменений налогообложения, а для этого необходимо стимулировать работников налоговой службы путем увеличения их заработной платы.

Дать положительный результат при совершенствовании НДФЛ способно грамотное, последовательное введение изменений в систему налогового законодательства, начиная с базовых положений, влияющих на все стадии налогового функционирования, а именно: контроль, качество, эффективность и последующих преобразований, касающихся определенных элементов налога на доходы физических лиц. Необходимо совершенствовать налоговое законодательство, приводить его в соответствие с гражданским, трудовым законодательством, для того, чтобы избежать правонарушений по расчету, уплате налогов [4].

 

Список литературы:
1. ГАРАНТ.РУ – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.garant.ru/news/756990/#ixzz4Rrr6zoOb (дата обращения 04.12.2016).
2. Московский Комсомолец. – 2016. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.mk.ru/economics/2016/11/21/ (дата обращения 04.12.2016).
3. Помощь бухгалтеру – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://helpacc.ru (дата обращения 04.12.2016).
4. Попова О.Г. НДФЛ: оптимальные способы исчисления: Учебник. / О.Г. Попова. – М.: «Сибирское университетское издательство», 2012. – 192с.
5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.nalog.ru/rn23/ (дата обращения 04.12.2016).