Анализ сбыта продукции в разрезе групп потребителей и по каналам сбыта ОАО «Останкинский молочный комбинат»
Секция: Экономика
XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Анализ сбыта продукции в разрезе групп потребителей и по каналам сбыта ОАО «Останкинский молочный комбинат»
Останкинский молочный комбинат основан в 1955 году. ОМК – одно из первых предприятий отрасли, построенных после войны в Москве. Комбинат был оснащен новейшим оборудованием, что позволило наладить выпуск широкого ассортимента высококачественной продукции и занять лидирующие позиции на рынке. Основным видом деятельности предприятия является производство и реализация продуктов питания – молочной продукции.
Продукция ОМК включает в себя несколько брендов, каждый из которых формирует свой индивидуальный и неповторимый ассортимент. Подробнее с ним можно ознакомиться в таблице 1[1].
Таблица 1.
Структура и ассортимент продукции ОМК
Бренды |
Ассортимент |
«Останкинское 1955» – суббренд, объединивший продукцию, изготовленную по ГОСТ, неизменным с советского времени рецептурам с использованием лучших современных технологий производства. |
· Молоко ультрапастеризованное · Молоко пастеризованное · Сливки стерилизованные · Молоко сгущеное · Сметана традиционная · Кисломолочная продукция
|
«Цельносквашено» – суббренд, разработанный для продукции, приготовленной старинным способом, известным сегодня как «термостатный». Молоко или сливки с добавлением специальной закваски разливаются в индивидуальные стаканчики и сквашиваются при щадящей температуре в специальных печах, позволяющих сохранить полезные свойства продукта, его нежный вкус и создать цельный молочный сгусток. |
· Биойгурт · Сметана · Ряженка · Ацидофилин · Простокваша · Варенец |
«ЖИВО» – суббренд, под которым в 2013 г. на Останкинском молочном комбинате начался выпуск функциональных молочных продуктов. «ЖИВО» продукты изготавливаются на ЖИВОЙ закваске с добавлением ЖИВЫХ бифидобактерий, что гарантирует их натуральность и пользу. |
· Биокефиры · Биойогурты питьевые · Сметана · Заправки для салатов
|
История торговой марки «36 копеек» началась в олимпийском 1980 г., когда в преддверии Московской Олимпиады Останкинский комбинат был выбран генеральным поставщиком молочной продукции для участников и гостей Олимпиады. Как и тогда, марка продолжает удерживать лидирующие позиции на рынке по сей день. |
· Молоко ультрапастеризованное · Молоко пастеризованное · Кисломолочные продукты · Сгущеное молоко · Йогурт питьевой · Снежок |
«Добряна» – популярная торговая марка сыров, заслужившая за 10 лет присутствия на рынке любовь и доверие потребителей России. |
· Сыры фасованные · Сыры весовые
|
Для проведения аналитической работы рассмотрена выручка ОМК в динамике с 2013 по 2015 гг. в целом и по отдельным брендам компании. Данная информация представлена в таблице 2 [2].
Таблица 2.
Выручка от продажи товаров
Выручка от брендов |
Сумма, тыс. руб. |
Динамика |
|||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2014/2013, тыс. руб., % |
2015/2014, тыс. руб., % |
|
Всего |
6 375 746 |
7 139 775 |
7 637 847 |
764029, 11% |
498072, 7% |
В том числе: |
|
|
|
|
|
Останкинское 1955 |
2 886 314 |
3 014 197 |
2 923 618 |
127 883, 4% |
-90579, -3% |
Цельносквашено |
438 633 |
629 538 |
637 699 |
190 905, 43% |
8 161, 1% |
ЖИВО |
473 219 |
427 442 |
713 466 |
-45777, -10% |
286 024, 66% |
36 копеек |
1 713 465 |
1 982 315 |
2 327 485 |
268 850, 16% |
345 170, 17% |
Добряна |
864 115 |
1 086 283 |
1 035 579 |
222 168, 26% |
-50 704, -5% |
Из таблицы мы видим, что в целом выручка ОМК за рассмотренные 3 года неуклонно росла. В 2014 году увеличение составило 11%, что в абсолютных единицах равно 764 029 тыс. руб.; в 2015 выручка выросла на 498 072 т.р., что составило 7%. Таким образом можно сделать вывод о финансовой стабильности предприятия.
В частности, данный финансовый успех предприятия обусловлен следующими суббрендами:
«Останкинское 1955». Данная продукция завоевала стабильную любовь покупателей, поэтому мы видим, что во все рассматриваемые периоды наибольшая доля выручки приходится именно на нее. В 2014 году выручка увеличилась на 127 883 т.р., 4%; однако в 2015 году произошло снижение продаж на 90579, 3%, что обусловлено активной рекламной кампанией в отношении более современных суббрендов («ЖИВО», «36 копеек», «Цельносквашено»).
«Цельносквашено». Данный суббренд не занимает лидирующих позиций в доле выручки компании, однако медленно, но верно объём его продаж растет. В 2014 году произошел резкий скачок на 190 905, 43%. Данный период характеризовался началом активной пропаганды здорового образа жизни, и компания, уловив современные тенденции, подстроилась под них, качественно продвигая продукт на рынок. Продукция «Цельносквашено» приготовлена старинным способом, известным сегодня как «термостатный». При нем созревание продукта происходит в упаковке. Молочный сгусток формируется внутри и доходит до потребителя в первозданном виде. При резервуарном способе сквашивание происходит в огромных промышленных резервуарах. Продукт постоянно перемешивается и сгусток нарушается. В результате консистенция становится гораздо более жидкой, и продукт значительно легче расфасовать в потребительскую упаковку. Такой способ производства проще и экономически выгоднее. Поэтому «резервуарные» продукты стоят дешевле. В 2015 году продажи увеличились несущественно, на 8 161 т.р, то есть 1%.
Самые непредсказуемые изменения сопровождали продукцию «ЖИВО», которая позиционируется для активной и здоровой жизни каждый день. В 2014 году выручка снизилась на 45777 т.р, 10%; а уже в следующем, 2015 году увеличились на 286 024 т.р, 66%. Данная продукция представляет больший интерес для молодежи, вкусы которой, также как и покупательская способность, характеризуются непостоянством. Конечно же, это играет свою роль.
«36 копеек» входит в число лидеров брендов ОМК, и стремительный и стабильный рост выручки это только подтверждает. В 2014 г. Увеличение составило 268 850 т.р, 16%; в 2015 - 345 170 т.р, 17%.
«Добряна». Выручка от данной продукции увеличилась на 222 168 т.р, 26% в 2014 году; в 2015 произошло ее снижение на 5%, что составило 50 704.
Таким образом мы видим, что по большей части успех компании обусловлен такими брендами как «Останкинское 1955» и «36 копеек». Именно они приносят наибольшую по объемам, стабильную прибыль. Далее по значимости можно отметить марку «Добряна», за которой следуют «Живо» и «Цельносквашено», находящиеся примерно на одном уровне. Но в целом каждый из суббрендов положительно проявляет себя, не «утягивая» компанию вниз, а наоборот, позволяя разнообразить ассортимент продукции, а значит и наиболее полно удовлетворять запросы потребителей.