Статья:

Национальные модели экономики

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Еникеева П.Д. Национальные модели экономики // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(45).pdf (дата обращения: 25.09.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 122 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Национальные модели экономики

Еникеева Полина Дмитриевна
студент, Томский государственный университет, РФ, г. Томск

 

Национальная экономика страны есть продукт длительного исторического развития, она выросла вместе с государством и под его влиянием. Народное хозяйство страны характеризуется исторически определенной экономической системой организации хозяйственной деятельности [6, с. 16]. «Национальная экономика – политически организованный многоотраслевой народнохозяйственный комплекс определенной страны. Она представляет собой народнохозяйственный комплекс, исторически складывающийся в рамках определенного политического образования – государства, и единого социально-культурного пространства» [6, с. 16].

Каждая страна характеризуется своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Поэтому для каждой страны свойственно наличие своей экономической модели, каждая из которых отличается своими особенностями и чертами.

Американская модель. Ведущую позицию в мире занимает американская либеральная экономическая модель. «Американская модель экономики – это система глобального поощрения предпринимательской деятельности, повсеместное обогащение наиболее активной части населения» [4, с. 17]. Для малообеспеченных групп населения создаются достойные условия, обеспечивая им приемлемый уровень жизни за счет льгот и пособий.

В американской экономике государство всесторонне поощряет предпринимательскую активность и создает в обществе благоприятные условия для развития бизнеса.

В данной модели преобладает частная собственность, однако государственная собственность составляет несколько процентов от общего объема производственных фондов. Государственный сектор национальной модели экономики США составляют:

·     Производственная инфраструктура (дороги, мосты, ирригационные сооружения, порты);

·     Электростанции;

·     Образовательные учреждения, научные и исследовательские центры;

·     Здравоохранение.

Вмешательство государства в экономику осуществляется косвенными методами. Социальная поддержка оказывается только лицам, опустившимся за черту бедности, а для состоятельных граждан социальные услуги реализуются на индивидуальной платной основе.

Целями экономической политики внутри страны являются поддержание справедливой конкуренции и высокого уровня производства, поэтому антимонопольное законодательство США является одним из самых жестких в мире [2, с. 16].

Таким образов, основными особенностями американкой модели являются:

·     Активная поддержка предпринимательства государством;

·     Минимальное вмешательство государства в экономику;

·     Доминирующая роль частного сектора в экономике и обществе;

·     Низкая доля государства в перераспределении ВВП;

·     Высокая трудовая этика населения.

Вышеперечисленные особенности составляют основу американской экономической модели, но в последнее время существует еще несколько характеристик, которые усиливают данную экономическую модель, например:

·     Переход к диверсифицированному производству;

·     Повышение наукоемкости экономики;

·     Повышение роли информации;

·     Особая роль сферы услуг области науки, образования и здравоохранения.

Все эти характеристики заметно укрепляют американскую экономическую модель и повышают ее эффективность [3, с. 17].

Шведская модель. Термин «шведская модель» появился в конце 60-х годов, когда в Швеции наблюдались быстрый экономический рост, социальная бесконфликтность и проведение реформ.

В Швеции наблюдалось сочетание рыночного механизма и регулирования со стороны государства. Роль государства сильно ограничивается тем, что оно не в состояние формировать цены, но оно способно регулировать денежное обращение и общий уровень цен.

Один из разработчиков шведской модели Р. Мейднер определял ее так: «прежде всего это модель создания общества благосостояния с равенством и полной занятостью как главными целями, с универсальной, то есть распространяющейся на всех членов общества, системой социального обеспечения, большим государственным сектором социальных услуг, с политикой солидарности в области заработной платы и активной политикой занятости как сущностными компонентами» [4, с. 18].

Скандинавская модель представляет собой либеральную экономику с сильной социальной политикой и политикой выравнивания доходов. Государство осуществляет социальное обеспечение и страхование. Социальный расходы Швеции являются самыми высокими в Западной Европе, они превышают половину ВВП.

В сфере распределения доходов государство занимает жесткую позицию. Высокий уровень жизни в Швеции обеспечивается высокими налоговыми ставками и их долей в государственном бюджете, которая составляет 71,7% [5, с. 201]. Изъятые средства посредством налогообложения позволяют создавать полностью государственную обширную социальную сферу общества.

Для скандинавской экономической модели характерно выравнивание доходов. Выравнивание доходов осуществляется посредством политики солидарности. Данная политика опирается на коллективный договор и принцип «равная плата за равный труд».

Коллективный договор выполняет нормообразующую функцию и функцию сохранения трудового мира. Компания и ее работники не имеют права подписывать соглашения на худших условиях, чем установлены в применяемом коллективном договоре. Следуя принципу «равная плата за равный труд», заработная плата зависит от характера и качества труда и должна повышаться одинаково. Если же предприятие не способно обеспечить требуемы уровень заработной платы, то приходят в действие меры государственной политики занятости [4, с. 17].

Шведский рынок труда очень развит и гибок, поэтому доля расходов на политику на рынке труда в государственном бюджете высока. Активная политика государства на рынке труда – характерная черта шведской модели. Государственная политика занятости осуществляет меры для поддержания занятости, повышения мобильности рабочей силы, создания новых рабочих мест и повышения возможностей людей получить и сохранить работу.

Германская модель. Германская экономика является моделью социального рыночного хозяйства.

Важнейшими элементами рыночной экономики государство считает малый и средний бизнес. Государство прилагает большие усилия для поддержки предпринимательства, тем самым обеспечивая конкурентные отношения на рынке.

Также государство оказывает значительное влияние на экономику страны, помимо социальной политики, государство осуществляет макроэкономическое регулирование средствами кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики, а также охватывает и другие сферы экономики и трудовых отношений.

Частная инициатива и конкуренция в сочетании с активной ролью государства представляют собой модель экономики Германии.

Японская модель. Япония – страна с огромной внешнеэкономической зависимостью, но, несмотря на это, она продолжает укреплять свои экономические позиции. В послевоенный период экономическая система Японии представляла собой пример построения оптимального варианта экономики индустриального общества или экономической системы догоняющего типа. Данная система также сочетает в себе рыночный механизм и высокую степень государственного вмешательства. Но отличительной особенностью является своеобразная форма организация бизнеса – группирование.

Группирование – это объединения крупных компаний с малыми и средними, которые носят долгосрочный и единый организационный характер. Крупные компании не поглощают мелкие, а интенсивно сотрудничают, представляя многослойную, неоднородную и гибкую структуру. Рынок, функционирующий в таких условиях, очень выгодный для всех субъектов хозяйственной деятельности, поскольку степень риска и расходы по сделкам снижаются. Японские предприниматели обладают высокой степенью свободы, даже большей, чем предприниматели других западных стран.

Трудолюбие японцев в сочетании с высоким уровнем образования и использование национальных традиций являются отличительной особенностью Японской экономики.

Государство играет немалую роль в экономике страны. На общегосударственном уровне разрабатывается система планов и программ, в которых отражались основные ориентиры экономического развития, необходимые для страны. В планах оговариваются цели и задачи, обеспечивающие стабильность и активность общества, которые определяются такими аспектами, как:

·     Высокая мобильность между социальными слоями;

·     Интенсивная конкуренция;

·     Равномерность распределения доходов;

·     Мирные трудовые отношения и др.

 

Список литературы:
1. Баскакова М. Японская экономическая модель / М. Баскакова // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – № 1. – С. 97–100.
2. Кривяков С. В. Теоретический анализ экономических систем / С. В. Кривяков. – Томск: Издательство Томского университета, 2007. – 153 с.
3. Медведева Е.Ю. Американская модель развития экономики и ее преимущества / Е.Ю. Медведева // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – №4. – С. 16–17.
4. Рамазанов Ж. Ш. Мировые социально-экономические модели и Россия / Ж. Ш. Рамазанов // Известия Томского политехнического университета. – 2010. – Т. 316, №6. – С. 16–21.
5. Россия и страны – члены Европейского союза. 2015: Статистический сборник / Ред. колл.: Г. К. Оксенойт, Б. И. Башкатов, Л. М. Гохберг и др. – M.: Росстат, 2015. – 271 c. 
6. Семенков А. В. Сравнительный анализ экономических систем / А. В. Семенков // Известия Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. – 2011. – №3(3). – С. 4–19.
7. Строганов И. А. Сравнительный анализ экономических систем Европы начала XX века / И. А. Строганов // Известия Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. – 2011. – № 3(3). – С. 17–29.