Статья:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ, БЕЛАРУСИ, КАЗАХСТАНА

Конференция: XV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Банникова Е.А. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ, БЕЛАРУСИ, КАЗАХСТАНА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(15). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/8(15).pdf (дата обращения: 12.06.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 10 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ, БЕЛАРУСИ, КАЗАХСТАНА

Банникова Евгения Андреевна
студент Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
Кубкина Юлия Сергеевна
научный руководитель, преподаватель Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

В связи с происходящими изменениями на мировой арене и усиливающейся конкуренцией за рынки и ресурсы отдельного внимания заслуживают процессы экономической и политической интеграции стран на постсоветском пространстве.

В период распада бывшие союзные республики пережили ряд экономических волнений и кризисов, что значительно подорвало их экономику. На глазах уничтожался прежний хозяйственный механизм. Закрывались многие предприятия, а порой и целые отрасли [1, c. 128]. Для того чтобы обозначить перспективы развития той или иной страны в условиях как социально-политической, так и экономической нестабильности, возникла необходимость взаимовыгодной интеграции со стратегически важными государствами.

В настоящее время можно утверждать, что Таможенный союз и Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана, функционирование которых началось в 2010 г. и 2012 г., соответственно, становятся привлекательными для других партнеров СНГ. Они объединяют страны с населением 167 млн. чел., с совокупным ВВП в размере более 2 трлн. долл. и товарооборотом около 900 млрд. долл. По прогнозам, к 2015 г. общий эффект от создания ТС и ЕЭП для его участников может составить до 15 % прироста ВВП [2, c. 201]. Однако стоит отметить, что ожидания стран-участниц связаны как с активизацией внешнеэкономической деятельности, так и с появлением новых возможностей для претворения в жизнь совместных инновационных проектов.

Ближайшие перспективы Таможенного союза будут определяться отчасти возможностью расширения его состава. Для того, чтобы добиться наибольшей экономической эффективности, организации нужно увеличить численность своих граждан вдвое. По понятным причинам это можно будет сделать только за счет вхождения в организацию новых членов.

2013 год открыл новые перспективы интеграционного развития Таможенного союза, поскольку руководители Казахстана, России и Беларуси утвердили дорожную карту по присоединению Армении к союзу.

Не смотря на малую численность населения, отсутствие общей границы со странами-участниками ТС, а также не совсем привлекательное экономическое положение республики в плане интеграционных усилий, возможное вступление Армении в ТС, по прогнозам Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР), даст положительный эффект как в политическом, так и экономическом плане.

По данным аналитиков, дополнительный рост ВВП Армении составит около 4 % в год. Мало того, одним из основных выигрышей Армении от вступления в ЕЭП будет являться интеграция единого рынка труда. Соглашения в нем, касающиеся трудовой миграции, направлены на объединение трудовых ресурсов государств-участников, а также на создание и эффективное функционирование общего рынка труда [3].

Возведение новой атомной электростанции и реализация других проектов в энергетике, строительство железной дороги в Иран, транспортного коридора «Север-Юг» относят к наиболее многообещающим и перспективным инфраструктурным проектам в Армении с участием инвесторов из стран ЕЭП.

Необходимо обозначить, что в них заинтересована не только Армения, но и другие страны-участники ТС-ЕЭП, так как реализация проектов по созданию и развитию железнодорожных и автомобильных транспортных коридоров через Армению в направлении Южной Азии и Ближнего Востока свяжет эти рынки со странами ТС.

Также был рассмотрен потенциал внешней торговли Армении. По мнению аналитиков, стране придется значительно повысить уровень защиты своего рынка до уровня Таможенного союза (средневзвешенный импортный таможенный тариф Армении составляет в настоящее время 2,7 %, а в Таможенном союзе — 6,9 %). Повышение таможенных пошлин приведет к сокращению дефицита бюджета, но запустит механизм корректировки в рамках ВТО.

Однако, вступление Армении в ТС может повлечь некоторые проблемы:

  • во-первых, возникновение противоречий с Азербайджаном, который, как известно, официально выступил против вступления;
  • во-вторых, интеграция с ТС-ЕЭП сделает невозможным сотрудничество Еревана с ЕС;
  • в-третьих, Вашингтон не раз указывал на противоречивость евразийской интеграции национальным интересам США.

Среди других стран, изучающих возможность вступления в ТС, стоит отметить Киргизию и Таджикистан.

Так, на заседании межведомственной комиссии по переговорам о присоединении Кыргызстана к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству, которое состоялось 16.07.2014, было принято решение «продолжить переговоры с представителями правительства РФ, а рабочей группе по проведению переговоров с ЕЭК начать переговоры по договору о присоединении Кыргызской Республики к Таможенному союзу» [4]. Правительство Киргизии уже опубликовало преимущества интеграции Бишкека в Таможенный союз, среди них наиболее важными являются:

  • Свободное перемещение рабочей силы в ТС (до 2 млн. граждан Киргизии), а также капиталов и инвестиций;
  • Позитивные условия для развития сельского хозяйства;
  • Дальнейшее развитие и рост легкой промышленности;
  • Развитие туризма.

Тем не менее, следует учитывать целый ряд негативных последствий, а именно:

  • вступление Киргизии в ТС (в краткосрочном периоде) может оказаться достаточно болезненным для экономики республики;
  • нарушение обязательств перед ВТО, которое приведет к значительным штрафам, для выплат которых у Киргизии отсутствуют средства;
  • колоссальный рост цен на продукцию повседневного спроса из Китая в связи с поставками более дорогой продукции стран ТС;
  • возникнет проблема нехватки кадров, т. к. поток рабочей силы из Киргизии будет увеличиваться быстрее, чем предложения проектов из стран ТС;
  • Киргизия рискует стать «внутренним офшором» для стран ТС.

Таким образом, простейший анализ показывает, что интеграция республики Кыргызстан в ТС носит весьма противоречивый характер.

Что касается Таджикистана, интенсификация самого переговорного процесса о вступлении Республики в ТС напрямую зависит от вопроса присоединения к нему Кыргызской Республики, поскольку именно в этом случае у РТ появится общая таможенная граница с ТС [5].

По мнению ЦИИ ЕАБР после присоединения к ТС и ЕЭП у Республики Таджикистан (РТ) появится ряд преимуществ, наличие которых положительно скажется на экономике республики. Тем не менее нельзя рассчитывать, что эти преимущества будут получены автоматически — они только откроют для Таджикистана окно возможностей.

Потенциальные эффекты складываются из трех основных компонентов: привлечение инвестиций, повышение производительности и фактор трудовой миграции. Такие эффекты в состоянии обеспечить дополнительное повышение потенциального роста ВВП Таджикистана на 3,5 % в среднесрочной перспективе. В том числе за счет привлечения инвестиций дополнительный рост может составить до 1,6 % в год, за счет повышения производительности 0,5 %, благодаря вовлечению новых трудовых ресурсов и снижению безработицы 0,4 % и за счет денежных переводов — 1 %. Прирост ВВП позволит Таджикистану не только решать насущные социально-экономические проблемы, но и выйти на траекторию устойчивого роста [5].

Говоря о ближайших перспективах развития Таможенного союза, нельзя не отметить переговоры о заключении соглашений о свободной торговле стран-членов ТС с Европейской ассоциацией свободной торговли и Новой Зеландией, начало которым было положено в 2011 г. В четырехстороннем формате проходят заседания совместных исследовательских групп (СИГ) с Вьетнамом, Египтом и Сирией. Евразийской экономической комиссией (высшим органом ТС и ЕЭП) принято решение о создании СИГ с Монголией [2, c. 201].

Также актуальность приобретает развитие торгово-экономических отношений ТС и ЕЭП со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Однако важнейшим этапом развития ТС и ЕЭП является переход к Евразийскому экономическому союзу. По словам В.В. Путина, Евразийский союз способен стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамично развивающимся АТР [2, c. 203].

В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о том, что конечной целью интеграционных процессов в рамках ТС и ЕЭП является создание Евразийского экономического союза. К настоящему времени договор о создании ЕАЭС подписан странами-членами ТС 29 мая 2014 г. и вступит в силу 1 января 2015 г.

 

Список литературы:

  1. Азанов Б.К. Экономический эффект для России от вхождения в Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Журнал «Экономика и управление» — № 12 (86). 2012. — 128 — 129 с.
  2. Лукьянович Н.В., Левченко Л.В. Таможенный союз и Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана: проблемы и перспективы развития. Журнал «Мировая экономика и международные экономические отношения» — № 9 (94). 2012. — 201—203 с.
  3. Вступление Армении в ТС может создать геополитические проблемы – [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://kapital.kz/details/25585/vstuplenie-armenii-v-ts-mozhet-sozdat-geopoliticheskie-problemy.html(дата обращения 17.07.2014).
  4. В правительстве прошло заседание комиссии по присоединению к ТС и ЕЭП — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.vb.kg/doc/280644_v_pravitelstve_proshlo_zasedanie_komissii_po_prisoedineniu_k_ts_i_eep.html (дата обращения 18.07.2014).
  5. Эффект от присоединения Таджикистана к ТС и ЕЭП — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.eabr.org/r/research/centre/projectsCII/Tajikistan_CU_SES / (дата обращения 20.07.2014).