Статья:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Конференция: XV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Анисова Д.Ю., Перевузник И.С. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(15). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/8(15).pdf (дата обращения: 02.04.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 55 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Анисова Дарья Юрьевна
студент Амурского государственного университета, РФ, г. Благовещенск
Перевузник Ирина Станиславовна
студент Амурского государственного университета, РФ, г. Благовещенск
Якимова Вилена Анатольевна
научный руководитель, канд. экон. наук, Амурский государственный университет, РФ, г. Благовещенск

 

 

На уровне муниципальных образований для муниципальных ресурсоснабжающих организаций (РСО) часто отсутствуют документы, регламентирующие процедуру и методику экономического обоснования цен на коммунальные услуги. Это создает ситуацию экономической неопределенности для предприятий, потребителей и органов по регулированию цен (тарифов). Потому все стороны заинтересованы в создании объективной и прозрачной системы установления обоснованного тарифа.

Целью работы является совершенствование методики по расчёту экономически обоснованного тарифа на жилищно-коммунальные услуги для РСО.

Предметом исследования являлся тариф на услуги тепло- и водоснабжения и его обоснование с помощью методов экономического анализа.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в особенности обоснования тарифов с помощью методов экономического анализа, совершенствовании методики путем предложения алгоритма, информационно-методического обеспечения, современной нормативной базы регулирования тарифов и методов их расчетов.

Необходимо отметить, что до 1999 г. существовала Методика по расчету экономически обоснованных тарифов на услуги ЖКХ, но она утратила силу, при этом, в литературе описываются положения устаревшей методики, а существующие методы экономического анализа не учитывают отраслевые особенности тарифов и затрат предприятий ЖКХ.

В ходе исследования выявлено, что в настоящее время постоянный рост тарифов на услуги ЖКХ, субсидирование межтарифной разницы ведут к росту числа судебных разбирательств, где решающую роль играет экспертиза экономического обоснования тарифов. Кроме того, существует множество проблем экономического обоснования тарифов, которые можно разбить на следующие группы:

1)  значительная разница в размере экономически обоснованного тарифа и тарифа, установленного для потребителей (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Тарифы Амурской области на коммунальные услуги за 2012 г.

 

2)  Отсутствие единого подхода к комплектованию структуры затрат.

3)  При расчете тарифов используются устаревшие, не отвечающие современным требованиям нормы и нормативы.

4)  Отсутствие стимулов и возможностей привлечения инвестиционных ресурсов. Так как, при установлении тарифа используется затратный метод, то предприятия стараются включить как можно большую сумму затрат, вследствие чего возрастет себестоимость и тариф. Данная ситуация не привлекает инвестиционные средства на развитие предприятия (рисунок 2).

 

Investy_13

Рисунок 2. Объем инвестиций на объектах ОАО «РКС» за 2003—2013 гг. (млн. руб., с НДС)

 

На основе данных рисунка 2 можно проследить нестабильность инвестиций в сферу ЖКХ, что подтверждает непривлекательность отрасли.

5)  Решение вопросов установления тарифа происходит на разных государственных уровнях. Так, Л.Н. Чернышов (зам. Председателя Экспертного совета по строительству и ЖКХ Минрегиона России) выразил мнение о том, что «слабым местом» в сфере установления и обоснования тарифов является тот факт, что решение вопросов установления тарифа происходит на разных государственных уровнях, что зачастую вызывает противоречие: так, например, тарифы на тепловую энергию устанавливаются региональными органами регулирования, а нормативы потребления, размер платы за подключение, надбавки к тарифам и тарифы на услуги по снабжению горячей водой — муниципальными органами [9, c. 55].

Таким образом, на основании проведенного анализа выявлено несовершенство методической базы в области экономического обоснования тарифов на услуги ЖКХ. Все это свидетельствует о необходимости разработки новых подходов к экономическому обоснованию тарифов на услуги предприятий жилищно-коммунального комплекса, которые должны стать альтернативой традиционному методу обоснования тарифов, искажающему рыночные сигналы, снижающему стимулы РСО к эффективной хозяйственной деятельности и ограничивающему им доступ к инвестиционным ресурсам.

Совершенствование методического подхода к установлению и экономическому обоснованию тарифов должно учитывать интересы всех участников процесса, опираться на соответствующую нормативно-правовую базу, обеспечивающую прозрачную и долгосрочную ценовую (тарифную) политику, открытую для потребителей систему информации о структуре тарифа, а рассчитанный экономически обоснованный тариф должен создавать условия для обновления материальной базы отрасли и развития современной инженерной инфраструктуры, позволяющей предоставлять услуги в необходимом количестве и надлежащего качества. Вышеперечисленное позволяет судить об актуальности и практической значимости темы исследования.

Процедура экономического обоснования тарифа на ЖКУ представляет собой комплекс мероприятий по определению и расчету обоснованных расходов, нормы вкладываемой прибыли (рентабельности) и их обоснованию с экономической точки зрения.

По нашему мнению, целью методики экономического обоснования тарифа является определение основных положений по расчету размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, включаемых в тариф на ЖКУ.

Предлагается выделить задачи методики экономического обоснования тарифов:

1)  определение состава затрат, включаемых в себестоимость;

2)  выявление и исключение из себестоимости непроизводительных расходов;

3)  определение состава и расчет прибыли, подлежащей включению в тариф.

Так как в существовавшей ранее методике по расчету экономически обоснованных тарифов отсутствовал алгоритм, мы предлагаем алгоритм обоснования тарифов, который складывается из ряда этапов (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Предлагаемый алгоритм расчета экономически обоснованного тарифа на услуги ЖКХ

 

Первый блок — анализ фактического уровня затрат.

Главными официальными информационными источниками для комплексного анализа затрат является годовая бухгалтерская и статистическая отчетность предприятия. При едином методологическом подходе расчета себестоимости в нормативной и методической документации должны быть отражены особенности, связанные с конкретными условиями производства услуг, климатическими, экологическими и другими факторами.

Предлагается для анализа затрат адаптировать методику П.И. Мисуно [7, c. 18—19], состоящую из следующих этапов:

Первый этап заключается в аналитическом исследовании динамики и структуры затрат на производство на предприятии, целесообразно выявление тенденции изменения удельного веса отдельных элементов в общих производственных затратах: исследуется структура за 2 или более лет, рассчитывается экономия (или перерасход) по каждому элементу затрат.

На втором этапе рекомендуется провести анализ динамики уровня затрат в объеме произведенных услуг (затраты на 1 рубль произведенных услуг) по виду коммунальных услуг. Анализ себестоимости позволит выявить непроизводительные затраты и исключить их из себестоимости. Выявленная тенденция роста показателя на 1 рубль произведенных услуг служит основанием для детального аналитического изучения производственных затрат по калькуляционным статьям расходов, который проводится на третьем этапе. Анализ изменения затрат по калькуляционным статьям расходов целесообразно проводить, в первую очередь, по тем статьям, по которым был выявлен рост удельных затрат.

В расчет экономически обоснованного тарифа закладываются экономически обоснованные расходы, таким образом, из общей калькуляции себестоимости необходимо исключить непроизводительные расходы, т. е. затраты, не дающие полезного результата (например, потери при хищении, брак в производстве, пени, штрафы, неустойки и т. д.). Одним из способов выявления непроизводительных затрат является проверка их на соответствие установленным нормам.

Также на этом этапе предлагается рассчитывать абсолютные и относительные отклонения по укрупненным статьям расходов: прямым материальным, прямым трудовым и косвенным затратам с целью обнаружения потенциальных резервов снижения затрат на производство и дальнейшей факторной оценки изменения производственных затрат.

Второй блок. Важным этапом формирования экономически обоснованных тарифов является определение прибыли (уровня рентабельности).

В существовавшей методике по расчету экономически обоснованного тарифа отсутствует четкий алгоритм определения уровня прибыли (нормы рентабельности), подлежащей включению в тариф. В методике лишь сказано, что она устанавливается путем согласования между «заказчиком» и «подрядчиком». Поэтому необходимо предложить рекомендации по расчету и экономическому обоснованию закладываемой нормы прибыли.

Исходной базой для расчета прибыли должна служить инвестиционная программа организации или план (программа) развития, составленный, как правило, на два-три года. В плане развития и предшествующих ему технико-экономических обоснованиях определяются затраты на осуществление каждого мероприятия, включая потребность в инвестициях, в средствах для возврата взятых кредитных ресурсов (выделяя ту часть, которая финансируется из прибыли).

Обоснование уровня цены на коммунальные услуги остается главным вопросом, от решения которого зависят возможности нормальной эксплуатации и развития РСО. Введение регулирования цен на коммунальные услуги позволяет защитить экономические интересы потребителей от монопольного повышения цен и обеспечить условия для нормального функционирования предприятий в современных условиях.

Анализ практики формирования тарифов показывает, что тарифы существуют в отрыве от реальных условий финансирования предприятий, качества предоставляемых услуг и потребительских предпочтений. Эта ситуация приводит к тому, что предприятия ЖКХ, особенно предприятие-монополист, имеют возможность практически бесконтрольно расходовать ресурсы и устанавливать объемы услуг, предоставляемых потребителям.

Выявленные проблемы способствовали принятию решения в области усовершенствования методики расчета экономически обоснованных тарифов, которая могла бы применяться предприятиями данной отрасли и в равной степени быть доступной и понятной потребителям.

Предложенные рекомендации по усовершенствованию расчета экономически обоснованного тарифа на услуги ЖКХ разработаны для организаций различных видов деятельности ЖКХ: эксплуатации жилищного фонда, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения и прочих видов услуг с учетом специфики производства и реализации услуг в каждом из них.

Таким образом, разработанные методические рекомендации по расчету экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги будут способствовать применению единообразного подхода и расчету обоснованной стоимости данных услуг в процессе взаимоотношений потребителей и производителей услуги, а также органов исполнительной власти на местах, обоснованному планированию бюджетных средств. Внедрение данной работы дает возможность выявить непроизводительные затраты при предоставлении услуг, анализ которых позволяет сформировать перечень мероприятий по их устранению и получению соответствующего экономического эффекта.

Полученные результаты научно-практического исследования целесообразно применять в целях упорядочения системы планирования, финансирования и ценообразования в рассматриваемом виде услуг, а также в целях обеспечения сбалансированности финансирования всего жилищно-коммунального комплекса.

 

Список литературы:
1.    Казаков В.В. /Вопросы осуществления сбалансированной тарифной политики в ЖКХ / В.В. Казаков [Электронный ресурс] — http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/326/image/326-130.pdf.
2.    Ключевская Р.В., Камешкова Е.В. / Двухставочный тариф на тепловую энергию: проблема планировангия экономической устойчивости / Р.В. Ключевская, Е.В. Камешкова приложение к журналу Современные наукоемкие технологии. — № 3. — 2009. — С. 29.
3.    Леванович И.В. / Методологические основы формирования финансового механизма тарифной политики в сфере ЖКХ. / И.В. Леванович. Вестник ОГУ № 10 (92). — 2008. — С. 114.
4.    Ливенская Г.Н. Методы оценки и управленческого учета затрат на потребление сырья и материалов в промышленном производстве продукции / Г.Н. Ливенская // Управленческий учет. — 2010. — № 5. — С. 46—51.
5.    Лукачанова Е.А. / Методика анализа затрат в условиях несостоятельности предприятия / Е.А. Лукчанова [Электронный ресурс] — http://vestnik.ssu.samara.ru/articles/98_9.pdf
6.    Методика формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги от 11.04.2002 г., редакция 05.08.2012 г.
7.    Мисуно П.И. / Анализ затрат на производство продукции на предприятиях промышленности строительных метариалов. // Вопросы управления предприятием. — 2006. № 1. — С. 18—19.
8.    Постановление Правительства РФ от 17.02.2004 № 89 «Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства».
9.    Чернышов Л.Н. / Совершенствование тарифной политики как инструмент модернизации коммунальной инфраструктуры / Л.Н. Чернышов. ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера № 02. — 2011. — С. 55—60.
10.    Чумаков С.В. Проектирование социальных последствий модернизации ЖКХ: анализ результатов и экспертных оценок. / С.В. Чумаков. Вестник ЮРГТУ (НПИ). — № 1. — 2011. — С. 172.