Статья:

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИКИ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Костышева Я.В. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИКИ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(18).pdf (дата обращения: 09.08.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИКИ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Костышева Яна Вячеславовна
студент Самарского Государственного Экономического Университета, РФ, г. Самара
Саямова Янина Геннадьевна
научный руководитель, доц. Самарского Государственного Экономического Университета, РФ, г. Самара

 

На сегодняшний день не все малые предприятия уделяют организации логистики должного внимания, не считая ее фундаментальным инструментом управления издержками, и, редуцируя свою логистическую систему до транспортировки и складирования.

Для того, чтобы понять какие результаты приносит грамотная организация логистической системы на малом предприятии, с соблюдением всех ее компонент, был проведен анализ эффективности деятельности организации, активно занимающейся совершенствованием логистики. Актуальность работы определяется тем, что область логистики оказывает прямое и сильнейшее воздействие на результаты деятельности любой компании.

При построении логистической системы на малом предприятии весь процесс управления операциями представляет собой единую деятельность. При этом, эффективность данной системы определяется оптимальным соотношением баланса таких компонент, как затраты, прибыль и уровень качества обслуживания потребителей. Как следствие, необходимо понимать, что логистика — это самая наукоемкая часть бизнеса, поскольку она предполагает знание таких наук, как теория вероятности и математическая статистика. Отдел логистики занимается всеми физическими процессами предприятия и при этом контролирует информацию о расходах на данные процессы. Однако, если малое предприятие состоит из трех человек, то создание отдела логистики не требуется. Если состав компании составляет более десяти человек, но логистика на нем является основополагающей, то создание отдела логистики может стать необходимым. Данная необходимость возникает в том случае, если отдел логистики осуществляет основной вид деятельности предприятия, в отличие от большой компании, где функции логистов специализированы по задачам. Эффективность логистической деятельности, в т. ч. на малом предприятии, зависит от уровня профессиональной компетентности сотрудника отдела логистики. Кроме того, важной частью логистики является функция “Customer Service” или «обслуживание клиентов». Все это определяет необходимость организации логистического отдела на предприятии, в т. ч. на малом.

В первую очередь, необходимо отметить, что малое предпринимательство — это сектор экономики, который включает в себя небольшие частные предприятия и индивидуальное предпринимательство [3]. Важность малого бизнеса определяется такими факторами, как: образование новых рабочих мест, высокоэффективность, прибыльность, мобильность, быстрая окупаемость, воздействие на НТП, а также активность начинающих предпринимателей. Проводя анализ отраслевой структуры малого бизнеса России, можно заметить, что преобладающими являются такие отрасли, как: торговля и ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий (31,49 %), операции в сфере недвижимости и услуг (18,18 %), строительство (14,02 %) [2]. Статистика количества открытий и закрытий малых предприятий, показана на рисунке 1.

По данным Росстата за 2012 года коэффициент открытия малых предприятий (количество новых предприятий на 1 тысячу существующих) равен 22,3, что на 0,6 предприятий меньше, чем в 2011 году. А коэффициент закрытия малых предприятий равен 21,4, что на 5,1 предприятий больше, чем в 2011 году [4]. Анализируя статистические данные, можно заметить, что линия закрытия по количеству постепенно достигает уровня открытых предприятий. Вследствие этого, прогнозируется, что вскоре количество закрытых предприятий будет превосходить число открывающихся. Данная тенденция связана, в первую очередь, с тем, что малым предприятиям становится сложнее функционировать в условиях усиливающейся конкурентной борьбы.

 

Рисунок 1. Динамика, отражающая коэффициент возникновения и закрытия малых предприятий за 2005—2012 года

 

Дело в том, что многие индивидуальные предприниматели уделяют больше внимания элементарным и всем известным аспектам малого предпринимательства, без проведения глубинных исследований, в т. ч. и логистических. Между тем, конкурентные преимущества компании в большей степени определяются тем, насколько эффективно в ней организована логистическая система. Проблемы многих малых предприятий увязываются, в первую очередь, с логистикой, уровень которой необходимо совершенствовать. Для того, чтобы понять каким образом доводить логистику до совершенства, необходимо рассмотреть инструментарий решения логистических задач предприятия.

С целью эффективного и результативного решения логистических задач на предприятии применяются различные методы воздействия на объект управления: метод системного анализа; кибернетический метод; методы экономико-математического моделирования; метод исследования операций; методы прогностики. В частности, системный анализ предполагает выработку, принятие и обоснование управленческих решений в процессе логистического исследования и управления. При этом, задачи логистики необходимо рассматривать как единую систему, учитывая факторы внешней и внутренней среды.

Кибернетический метод основывается на описании основополагающих свойств логистики с помощью математических моделей. Применение данного метода помогает по-новому рассмотреть способы связей между элементами логистики, процесс управления которыми рассматривается как процесс преобразования информации.

Экономико-математическое моделирование применяется для прогноза поведения процессов логистической системы в определенных условиях с помощью создания модели-отображения реальной логистической системы и исследования свойств и вариантов поведения данной модели.

Метод исследования операций предполагает применение математических количественных способов обоснования принятых решений в области логистики. Касаемо метода прогностики, то он осуществляется при помощи построения научно обоснованного суждения о вероятностном состоянии логистической системы предприятия в будущем.

Благодаря применению данных методов, возможно осуществление успешного прогнозирования интенсивности и величины материальных потоков, построения гибких интегрированных систем управления и контроля за движением товарно–материальных ценностей, а также разработка адаптивных систем логистического обслуживания, которые позволяют оптимизировать величину запасов сырья и готовой продукции на складе и решить другие задачи [1; 88].

Для того, чтобы понять, насколько организация логистических исследований влияет на деятельность малого предприятия, была рассмотрена небольшая компания, занимающейся реализацией осветительных приборов.

Была исследована деятельность индивидуального предпринимателя, осуществляющего продажу осветительных приборов на рынке «Славянский мир» в магазине «Светокомплект» в г. Москва. Данное предприятие было выбрано по причине того, что мелкие фирмы действующие в крупных городах в большей степени окружены конкурентоспособными компаниями, в результате чего, проводят различные исследования, в т. ч. логистические, в отличие от компаний, работающих в небольших городах.

Основным направлением деятельности компании является поставка осветительных приборов, бытовых аксессуаров, продажа и установка входных и межкомнатных дверей.

Управление компанией возложено на двух лиц: непосредственно индивидуальный предприниматель, который принимает заказы и осуществляет реализацию товара в магазине, второе лицо осуществляет прием и доставку товара клиентам. Остальную работу выполняет вспомогательный персонал.

Основными технико-экономическим особенностям компании являются такие компоненты как: сезонность спроса; широкая номенклатура применяемых материалов; необходимость широкого ассортимента предлагаемой продукции; ежегодное освоение новых видов продукции. В первые годы своей деятельности, прибыль компании была не высокой, что было связано со следующими проблемами:

·     определение наиболее значимых ассортиментных позиций;

·     оптимальный выбор поставщиков.

С целью удовлетворения всех вышеперечисленных технико-экономических особенностей, компанией было проведено логистическое исследование, которое было сведено к анализу рынков сбыта и анализу поставщиков товаров. В первую очередь, предприниматель проанализировал рынок сбыта. Рассмотрим алгоритм анализа рынка сбыта компании.

Определяется тип рынка (непосредственный, опосредованный, рынок заменителей, новые рынки). Полученная информация отражает такие рыночные показатели, как предложение, спрос и рыночный баланс. При этом, информация обрабатывается с помощью современного анализа рынка или «моментального снимка»; оценки динамики изменения конъюнктуры рынка; прогнозирования изменения рынка.

Перечень товарного ассортимента, сроки и размеры закупок определяются непосредственно индивидуальным предпринимателем. Был проведен ABC анализ ассортиментных позиций по доходам от позиций. Результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Общий вклад по доходам от ассортиментных позиций


Объект


Вклад объекта, ед.


Доля вклада объекта, %


Группа и ее вклад в результат


Лампа э/с


1200


42,01


Группа А 76,05 %


Светильник точечный


250


34,04


Полка металлическая


60


4,9


Группа В 19,07 %


Коробка для выключателя


120


3,86


Розетка


300


3,5


Предохранитель


60


2,48


Светильник бытовой


10


2,3


Выключатель


120


2,03


Электропровод


1200


1,8


Группа С 4,88 %


Роллер металлический


15


1,46


Коробка для о/п


120


0,95


Евровилка


120


0,67

 

Формирование заявок к поставщикам осуществляется по определенной схеме, которая представлена на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Схема формирования заказа поставщику фирмы «Светокомплект»

 

После подтверждения, заказ считается размещенным и товар поступает в отдел закупок, после чего отказаться от него уже невозможно, а товар, находящейся на складе, резервируется.

В случае, если прайс–листы поставщиков изменятся, цена товара в резерве изменяется в соответствии с прайс–листом. Если возникает необходимость фиксации цены на момент согласования заказа, то резерв становится окончательным и забронированным. Важно отметить, что товар из резерва может быть реализован, в то время как бронь является прототипом расходной накладной. Также, в резерве ассортимент и количество товара может изменяться в течение всего товародвижения до отгрузки, в отличие от брони, где подобные действия являются нарушением правил резервирования.

Касаемо второго аспекта логистического исследования — анализ и выбор поставщиков, то большинство товара закупается в оптовых компаниях в широком ассортименте и мелкими партиями. При выборе поставщиков, предприниматель осуществлял поиск потенциальных поставщиков, после чего проводил их анализ на основании определенных критериев (надежность, цена, качество, условия поставки и т. д.). После анализа, сформировался перечень поставщиков, наиболее всего удовлетворяющих поставленным условиям.

Значительное влияние на выбор поставщика оказывают работы по ранее заключенным соглашениям. Для этого формируется шкала оценок, которая позволяет рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга выполняется дифференциация закупаемых товаров. Расчет рейтинга поставщиков фирмы «Светокомплект» представлен в таблице 2.

Можно наблюдать, что наибольший рейтинг получил поставщик ООО «ПрофиРост», главным образом за счет оптимального соотношения качества и цены.

Важным для фирмы является расчет показателя надежности поставок. Так, поставщик ООО «ПрофиРост» задерживал поставку в двух случаях на 3 и 5 дней соответственно. В результате общее время опоздания составляет 8 дней.

Таблица 2.

Составление рейтинга поставщиков компании «Светокомплект»


Филиал ИП «Новэлком» (г. Новгород)


Критерий выбора поставщика


Удельный

Вес критерия


Оценка значения критерия по десятибалльной шкале у данного поставщика


Произведение удельного веса критерия на оценку


1.   Надежность поставки


0,15


7


1,05


2.   Цена


0,25


6


1,5


3.   Качество товара


0,30


7


2,1


4.   Условия платежа


0,15


4


0,6


5.   Возможность внеплановых поставок


0,10


7


0,7


6.   Финансовое состояние поставщика


0,5


4


0,2


Итого


1,0


 


6,15


ООО «ПрофиРост» (г. С-Петербург)


Критерий выбора поставщика


Удельный

Вес критерия


Оценка значения

критерия по

десятибалльной шкале

у данного поставщика


Произведение

удельного

веса критерия

на оценку


1.   Надежность поставки


0,15


8


1,2


2.   Цена


0,25


7


1,75


3.   Качество товара


0,30


9


2,7


4.   Условия платежа


0,15


5


0,75


5.   Возможность внеплановых поставок


0,10


4


0,4


6.   Финансовое состояние поставщика


0,5


6


3


Итого


1,0


 


9,8


ОДО «Шторм» (г. Дзержинск)


Критерий выбора поставщика


Удельный вес критерия


Оценка значения критерия по десятибалльной шкале у данного поставщика


Произведение удельного веса критерия на оценку


1.   Надежность поставки


0,15


6


0,9


2.   Цена


0,25


6


1,5


3.   Качество товара


0,30


8


2,4


4.   Условия платежа


0,15


6


0,9


5.   Возможность внеплановых поставок


0,10


5


0,5


6.   Финансовое состояние поставщика


0,5


6


3


Итого


1,0


 


9,2

 

Поскольку, осуществляется резервирование товара у поставщика, объем поставок по плану соответствует фактическому. Поэтому, объем недопоставки продукции равен нулю (∆Q = QфактQплан). Условное опоздание в случае недопоставки равно нулю (tоп = ∆Q/q).

Вследствие, общее число опозданий равна фактической, т. е. 8. За годовой период поставщик отказывал в резервировании товара три раза. Соответственно число отказов равно 19 (Qt=(365-8)/3=119). Интенсивность отказов составила 0,125 (π=1/8=0,125). Коэффициент готовности поставок равен 0,98 (=(365-8)/365=0,98). В результате надежность снабжения равна 0,86.

Показатели снабжения для поставщиков Филиал ИП «Новэлком» и ОДО «Шторм» в результате анализа составили 0,71 и 0,63 соответственно. Низкий показатель надежности снабжения связан с отсутствием возможности резервирования товара, что приводит к возможной недопоставке.

Важно, что директор фирмы и логист сконцентрирован в одном лице, что позволяет видеть все физические процессы и соотносить их со всеми затратами. В результате этого, предпринимателю успешно удается осуществлять управление затратами, ведение учета и оптимизацию накладных расходов.

Примечательно, что объем продаж после проведения логистических исследований значительно повысился. На рисунке 3 отображена динамика объема продаж за период 2008—2010 год.

 

Рисунок 3. Динамика объема продаж фирмы «Светокомплект» за период 2008—2010 года за последний месяц года

 

Из рисунка видно, что объем продаж значительно вырос. В первую очередь, за счет того, что компании удалось решить основополагающие проблемы, касающиеся ассортиментных позиций и выбора поставщика. Логистический анализ помог выявить ассортиментные позиции, приносящие больший объем прибыли. Благодаря составлению рейтинга поставщиков, путем критериальной оценки, был выбран наиболее надежный. Таким образом, в результате реализации разработанных мероприятий, произошел рост объема продаж. Однако у фирмы есть множество недоработок в области логистики, которые необходимо исправлять и доводить до совершенства таким образом, чтобы достичь эффекта эмерджентности.

В связи с растущей конкуренцией, увеличивать прибыль на малом предприятии возможно лишь с помощью оптимизации расходов, а также за счет увеличения гибкости и адаптации компании к конъюнктуре рынка т. е. реализации логистической концепции осуществления предпринимательской деятельности, а не за счет высокой наценки. Поэтому построение грамотной логистической системы позволяет достичь хорошего результата без нанесения ущерба потребителю в финансовом плане. При построении системы логистики также важно, чтобы компании было присуще свойство конгруэнтности. Необходимо найти увязку возникших проблем именно с логистикой. Иначе, расходы на создание логистического отдела и проведение логистических исследований могут не принести положительного эффекта.

 

Список литературы:
1. И.В. Павлюченко., Логистика: краткий теоретический курс. Ульяновск: УлГТУ., 2011.
2. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise.
3. Электронный ресурс: Малый бизнес и предпринимательство. Режим доступа: http://www.vdcr.ru/important/terminology/small-business.html.
4. Электронный ресурс: Статистика малого бизнеса в России 2012. Режим доступа: http://b2bzona.org/.