Статья:

РОЛЬ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Конференция: XXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Шматова Ю.С. РОЛЬ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(22). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(22).pdf (дата обращения: 17.07.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 5 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Шматова Юлия Сергеевна
студент Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина, РФ, г. Елец
Сапрыкин Владимир Александрович
научный руководитель, канд. социол. наук, доц. Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина, РФ, г. Елец

 

Многие отечественные и зарубежные исследователи выделяют неблагополучную семью как один из главных факторов риска формирования девиантного поведения подростков. Данное утверждение вполне уместно, так как именно в семье человек проходит первый и наиболее важный этап своего развития и становления как личности, усваивает принятые в обществе образцы и формы поведения.

Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что дети в неблагополучных семьях подвергаются риску нарушения психического и физического развития вследствие жестокого обращения и перенесенных травмирующих ситуаций [7, с. 129]. По мнению психологов, принятые от родителей формы поведения, плохо поддаются изменениям и могут остаться на всю жизнь. Так, например, замкнутость, скрытность и озлобленность в неблагополучной семье в последующем становятся привычными компонентами жизни подростков, переходящих во взрослую самостоятельную жизнь [4, с. 103]. Таким образом, именно в подростковом возрасте начинает сильнее проявляться девиантное поведение в виде агрессивности, нецензурной брани, потребления алкоголя, наркотиков, табака, совершения противоправных действий.

В нашей работе мы акцентируем внимание на неблагополучной семье, как причине образования девиаций у подростков. Также систематизируем данные о типах неблагополучных семей и используемых в них стилях воспитания для того, чтобы получить представление о том, каким образом происходит принятие девиантных форм поведения от старшего поколения к младшему.

Шипунова Т.В. выделяет три типа неблагополучных семей, способствующих формированию девиантного поведения детей и подростков [6, с. 64—67].

  1. Конфликтные семьи. Конфликты в семьях могут проявляться в открытой форме (ссоры, скандалы, физическое насилие) и скрытой или не ярко выраженной форме. В не зависимости от формы проявления в большинстве случаев конфликты в семье приводят к возникновению детских и подростковых нервозов, снижают самооценку и повышают риск правонарушений несовершеннолетних. Согласно исследованиям А.И. Кравченко, «в семьях, где царят агрессивность и жестокость, этот риск увеличивается в 9—10 раз» [2, с. 188—215].

К причинам семейных конфликтов, возникающих между родителями, можно отнести: разные взгляды на воспитание детей и семейную жизнь, неоправданные ожидания от семейной жизни, пьянство или наркомания одного из родителей, супружеская неверность, насилие, бытовая неустроенность и многое другое. Конфликты между родителями и их детьми могут возникнуть вследствие разногласий по поводу должной, с точки зрения родителей, ответственности подростка, поведения и отношения к учебе, взаимоотношений в семье, нравственных и моральных ценностей. Конфликты между детьми и родителями могут возникнуть при демонстрации неуважения к старшим со стороны подростка, его инфантильности, ссорах с братьями или сестрами. В неблагополучных семьях ограниченность общения с окружающим миром способствует разрастанию конфликтов с вовлечением в них детей. В результате у подростка, испытывающего агрессию и насилие со стороны родителей, падает успеваемость в школе, проявляется девиантная направленность поведения: замкнутость, отчуждение, агрессия.

  1. Нравственно неблагополучные семьи. К таким семьям относятся семьи с алкоголезависимыми и наркозависимыми родителями. Данный тип семей занимает особое место в проблеме семейного неблагополучия, так как данный вид девиации получил широкое распространение, особенно это актуально в отношении алкоголизации населения.

Подростки в семьях с алкоголезависимыми родителями отличаются повышенным уровнем тревожности и отчуждения. Происходит оскудение эмоционально-волевой сферы, задерживается развитие коммуникативных способностей и ограничиваются волевые ресурсы, необходимые для преодоления трудностей. Также отсутствие должного родительского воспитания и заботы приводит к эмоциональной холодности, черствости, неразвитости эмпатии, развитию агрессивности и разных видов насильственных поступков (например, издевательство над животными, одноклассниками). В таких семьях подростки не рассказывают родителям о своих чувствах, переживаниях, проблемах и становятся недоверчивыми к окружающим. Не получив должного воспитания и знаний от своей семьи, они долго остаются незрелыми в отношении со сверстниками и инфантильными. В тоже время подростки, беря на себя ответственность за своих младших братьев или сестер и девиантных родителях, вынуждены быстро становиться взрослыми.

В нравственно неблагополучных семьях складывается попустительский стиль воспитания, характеризующийся отсутствием внимания и контроля за поступками, поведением и даже соблюдением санитарно-гигиенических норм. В результате запущенность подростка перерастает в беспризорность и безнадзорность.

  1. Криминальная семья. На формирование личности детей большое влияние оказывает наличие судимых родственников. Дети и подростки в криминальной семье рано вовлекаются в преступную деятельность, часто под давлением старших. По мнению А.Н. Ильяшенко, «такое насилие ведет к реконструкции нравственных, гуманистических основ семейного воспитания, к росту детской безнадзорности и беспризорности, вовлечению несовершеннолетних в потребление спиртных напитков, наркотиков, в проституцию и криминальную деятельность» [1, с. 90]. Подросток, приобщаясь к ценностям и нормам криминальной субкультуры, очень быстро усваивают девиантные формы поведения. При этом большое давление на него оказывает общественное мнение, авторитет старших правонарушителей, что только усугубляет положение.

Тот или иной тип неблагополучной семьи влияет на выбор и интенсивность проявления стиля воспитания. Так, в отечественной литературе представлено несколько особых стилей воспитания в неблагополучных семьях. Один из них — негармоничный стиль. В данном стиле выделяют шесть типов негармоничного воспитания, которые могут привести к формированию девиаций у подростка [8, с. 76—85]:

  1. Потворствующая гиперпротекция. Родители уделяют своему ребенку излишне много времени и внимания. Данному типу воспитания свойственно удовлетворение любых потребностей подростка, постоянная похвала и обожание. Дети в таких семьях не знают отказа в своих желаниях и наказания за провинности. В результате у детей формируется «завышенная самооценка, непереносимость трудностей и неспособность преодолевать препятствия на пути к удовлетворению желаний» [5, с. 225]. Подростки, сталкиваясь с трудностями и не имея навыков и желания преодолеть их, прибегают к употреблению ПАВ, которые дают им возможность без всяких усилий изменить свое настроение.
  2. Доминирующая гиперпротекция. Родители устанавливают над подростком полный контроль, они сами выбирают для него друзей, организуют досуг, навязывают свои взгляды и нормы поведения. Данный тип негармоничного воспитания характеризуется мелочным контролем за действиями подростка, жесткой системой запретов и в некоторых случаях слежкой. Это приводит к формированию в ребенке чувства неполноценности, неумению самостоятельно действовать и принимать решения, к отсутствию инициативы и ответственности за свои поступки. В результате подросток в такой семье стремится к самостоятельности, убегает из дома, становится неуправляемым, формирует конфликтный тип личности. У него возникает «страх перед ситуацией напряженности, испытанием, что в дальнейшем часто становится толчком к употреблению психотропных веществ» [5, с. 258].
  3. Повышенная моральная ответственность. Характеризуется завышенными требованиями со стороны родителей к своему ребенку, не соответствующих его возможностям. При таком типе воспитания, родители игнорируют потребности и интересы подростка, его психофизиологические особенности. Как результат подростки, не выдерживая возложенных обязанностей, избегают всякой ответственности, становятся агрессивными к членам своей семьи, испытывают возмущение и ненависть.
  4. Эмоциональное отвержение. Родитель отвергает подростка в явной или скрытой формах. В первом случае, родитель проявляет непринятие своего ребенка, испытывает к нему раздражение. Во втором — не смотря на внутреннее недовольство и неприязнь, родитель все же исполняет свои родительские обязанности. В данном случае подросток ощущает, что им тяготятся, что без него в семье было бы лучше и т. д. Отвержение может проявляться вместе с жестким контролем, навязыванием надлежащего типа поведения. Но также отвержение может сочетаться и с недостатком контроля и равнодушием. В такой ситуации подростки проявляют независимость, протест, пытаются привлечь к себе внимание с помощью необъяснимых краж, показного интереса к алкоголю и табаку, демонстрации суицидальных наклонностей. Некоторые подростки, не получив любви от своих родителей ищут внимание на стороне или уходят в себя, погружаясь в собственные фантазии.
  5. Жестокие взаимоотношения. Данный стиль характеризуется физическим насилием, суровыми наказаниями за мелкие проступки, срыванием зла родителями в отношении своего ребенка. Подростки в таких семьях становятся ранимыми и мнительными, они не доверчивы, не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, склонны к жестокости.
  6. Гипопротекция. Родители уделяют пониженное внимание к подростку, мало интересуются его делами, переживаниями. Подростки в таких семьях растут бесконтрольными и безнадзорными. Гиперпротекция может проявляться в сочетании с хорошим эмоциональным контактом и с эмоциональной холодностью. Если гипопротекция сочетается с хорошим эмоциональным контактом, то подросток растет в ситуации вседозволенности, он не способен к самоорганизации, контролю своего поведения. При гипопротекции в сочетании с эмоциональной холодностью подросток тяжело переживает безразличие родителей, формируют в нем комплекс неполноценности. В результате, дети и подростки вырастают агрессивными, способными добиваться своих целей обманом и силой.

Кроме негармоничного стиля также выделяют хаотический стиль или непоследовательное руководство. Данному стилю свойственно отсутствие единого подхода к воспитанию, конкретных требований к подростку, выраженные разногласия в стиле воспитания. Данный стиль воспитания влечет за собой повышенную тревожность, неуверенность и импульсивность, а также импульсивность, неуправляемость и социальную дезадаптацию подростков.

Таким образом, применение в неблагополучной семье одного из представленных стилей воспитания может привести к формированию у подростка своей «искаженной» базы ценностей, взглядов и взаимоотношений, по средствам которых происходит интерпретация всего окружения. Как следствие, подросток становится бесконтрольным, запущенным и заброшенным, а «родители становятся образцами девиантного поведения» [3, с. 44].

 

Список литературы:

  1. Ильяшенко А.Н. Основные черты насильственной преступности в семье // Социологические исследования. — М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, — 2003. — № 4.
  2. Кравченко А.И. Социальная работа. — М.: Проспект, 2008. — 416 с.
  3. Лисицын С.А. Особенности работы с детьми и молодежью «группы риска» / под науч. ред. С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. — СПб.: Издательство «ЛОИРО», 2006. — 228 с.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. — М.: Академия, 2006. — 608 с.
  5. Олифирович Н.И. Психология семейных. — СПб.: Речь, 2006. — 360 с.
  6. Шипунова Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 240 с.
  7. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. — М.: Дрофа, 2005. — 254 с.
  8. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. — СПб.: Речь, 2006. — 352 с.