РЕКЛАМА РЕГИОНАЛЬНОГО ДИЗАЙНА: РАЗРАБОТКА ФЕСТИВАЛЬНЫХ ПЛАКАТОВ ДЛЯ ПРОЕКТА «ЕВРАЗИЙСКАЯ КООРДИНАТА РОССИИ»
Секция: 10. Реклама и PR
XXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
РЕКЛАМА РЕГИОНАЛЬНОГО ДИЗАЙНА: РАЗРАБОТКА ФЕСТИВАЛЬНЫХ ПЛАКАТОВ ДЛЯ ПРОЕКТА «ЕВРАЗИЙСКАЯ КООРДИНАТА РОССИИ»
Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с необходимостью разработки конкурсной серии информационно-рекламных плакатов для фестивального маршрута, объединяющего все регионы Российской Федерации. ЗАКАЗЧИК: руководство Института искусств и креативных технологий (Москва, МГГУ имени М.А. Шолохова). Центр консультаций — Школа научного дизайна, где был разработан проект «Евразийская координата России». Реклама регионального дизайна рассматривается впервые.
Учитывая многонациональный показатель культурного наследия народов России и современные жанры народной культуры, мы обратились, прежде всего, к достижениям художников, историков, путешественников, запечатлевших свои наблюдения в разных уголках России, начиная с 16 века. Суммарно создана масштабная панорама этно-художественных и графических достижений в разных локальных территориях. Соответственно, каждый компонент культурного наследия рассматривается как материальная и эстетическая ценность. Для дизайнеров важно иметь доступ к масштабной панораме достижений, созданных в прежние столетия.
Проведен системный анализ литературы по теме проекта, учтены замечания и выводы специалистов по современным направлениям культурного развития в регионах РФ.
Идея проекта — отразить национально-культурный колорит народной художественной культуры в разных жанровых модификациях.
Цель проекта — создать панорамный обзор достижений народов РФ в разных жанрах на основе плакатной серии.
Объект исследования — жанровое разнообразие народной художественной культуры народов России.
Предмет исследования — процесс этапов разработки художественно-графической серии плакатов на основе проведенного исследования в области жанрового разнообразия НХК.
Методы исследования:
1. системный анализ научной литературы по теме ВКР,
2. сравнительный и эмпирический анализ аналогичных фестивальных плакатов федерального уровня,
3. инновационный метод «триады», раскрывающий особенности национально-культурного колорита народов России.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что если использовать метод триадичного моделирования (триады), включающий:
1. базис: формальный нормативный модуль разработки фестивального тематического плаката,
2. креативный подход к комбинаторике в композиции плаката,
3. жанровый показатель национально-культурных маркеров творчества, то каждый плакат будет представлять собой информационный модуль о разнообразии достижений в области народной художественной культуры народов России.
Каждый плакат фестивальной плакатной серии будет визуально демонстрировать жанры творчества.
Задачи проектного исследования в рамках ВКР:
1. провести системный анализ научной литературы,
2. сформулировать результат сравнительного анализа аналогичных фестивальных плакатных серий;
3. определить жанровые акценты эмпирического анализа на основе артефактов, раскрывающих особенности национально-культурного колорита народов России,
4. разработать методический алгоритм поэтапного проектирования плакатной серии на основе комбинаторного метода дизайна,
5. сформулировать инновационный подход к разработке фестивальной плакатной серии на основе гипотетического предположения и реализовать в дипломном проекте.
Предполагаемая новизна результатов исследования будет представлена теоретической и практической значимостью выпускной квалификационной работы.
Содержательная часть.
В первой главе рассмотрен теоретический блок «Формальные нормативы художественно-графического плаката с фестивальной символикой». В него включены вопросы:
1. роль фестивального плаката в организации социально-культурного мероприятия федерального масштаба;
2. обзорная ретроспекция коммуникативного феномена мировой культуры «художественно-графический плакат»;
3. композиционные компоненты фестивального плаката: образность, цвет, шрифт;
4. информационная эстетика плаката для фестиваля федерального масштаба.
Во второй главе рассмотрен практический блок «Креативный модуль разработки плакатов фестивального цикла «Евразийская координата России». В него включены вопросы:
1. жанровый подход к разработке фестивального плаката;
2. региональная графика фестивального плаката;
3. авторский метод «триады» в проектировании графической серии фестивального плаката.
Заключение.
Техническое задание по разработке фестивального плаката с национально-культурным компонентом, отражающим разнообразие и уникальность локальных культур народов России, помогло познать исследовательские возможности для повышения компетенций магистра с масштабно-региональным кругозором.
Реклама регионального дизайна в фестивальном проекте «Евразийская координата России» впервые будет озвучена на маршруте мероприятий содружества науки, образования, культуры и национальных видов творчества. В этой связи можно утверждать о новаторском подходе к композиции плаката, когда традиция не разрушается, не вытесняется, но поддерживается с помощью инструментария и технологий компьютерного дизайна.
Разработка фестивальных плакатов с конкретной тематикой стала своеобразной творческой лабораторией. Мы предположили, что использование метода триадичного моделирования (триады), введенного в учебную практику, позволит смоделировать серию плакатов разных жанров и разных климатических поясов жизнедеятельности человека, что взаимосвязано. Данный метод нужен для того, чтобы наши плакаты были не только тематическими, но и отражали успешность подготовленности студентов, выполняющих в будущем такие плакаты. Наш метод триадичного моделирования (триады) имеет свой содержательный контент:
1. базис, как нормативный модуль гуманитарных знаний и композиционных приемов распределения материала в границах плаката,
2. креативный подход к комбинаторике составляющих компонентов фестивального плаката,
3. жанровый показатель национально-культурных маркеров творчества, то каждый плакат будет представлять собой информационный модуль о разнообразии достижений в области народной художественной культуры народов России.
Каждый плакат фестивальной плакатной серии визуально демонстрирует жанры творчества. Новизна результатов нашей выпускной квалификационной работы состоит в следующем:
1. теоретическая значимость результатов исследования мы выдвигаем на защиту по следующим показателям:
комплексный показатель 1 — рассмотрена роль фестивального плаката в организации социально-культурного мероприятия федерального масштаба, в том числе:
· адаптирован метод «триады» применительно к визуальной и инструментальной культуре создания фестивального плаката;
· уточнены показатели информационной коммуникативной эстетики фестивального плаката на основе региональных маркеров.
· конкретизирован метод жанрового подхода к разработке фестивального плаката.
2. Практическая значимость результатов ВКР представлена по следующим показателям:
комплексный показатель 2 — разработан и реализован алгоритм реализации технического задания в виде проектного предложения, в том числе: сконструирован и тематически проработан комплекс плакатов фестивального проекта «Евразийская координата России».
Рисунок 1. Плакат фестивального проекта «Евразийская координата России»
Рисунок 2. Плакат фестивального проекта «Евразийская координата России»
показатель 3 — реализован авторский метод «триады» в проектировании художественно-графической серии фестивальных плакатов.
Выдвигаемый на защиту комплект плакатов предлагается как формат рекламы регионального дизайна. Региональный дизайн как новая форма диалога с традиционными школами мастерства, не может выйти на общероссийский уровень без рекламы. В процессе подготовки дизайнеров-графиков необходимо проводить экспериментальные проекты, где реклама и региональный дизайн нацелены на выполнение одной задачи — повышение рейтинга культурных достижений народов многонациональной Российской Федерации.
Список литературы:
1. Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры: Монография. — М.: МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2000. — 105 с.
2. Кочешков Н.В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего Северо-Востока СССР. — Л., 1989. — 197 с.
3. Ткалич С.К. Региональная художественная константа: Монография. — М.: Издательский дом МГОУ, 2010. — 160 с.
4. Ткалич С.К. Региональный вектор исследований в дизайне: информационная репликация изобразительного искусства в структуре наследия. Статья. // Сборник международной конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии». Новосибирск РФ. 2013. № 27. — С. 47—52. CИбак@info.ru.
5. Ткалич С.К., Коновалова А.В., Верхова Г.В. Перспективное моделирование комбинированной образовательной методики для дизайнеров: императив триадичной интеграции. Статья. // Успехи современного естествознания. № 10. 2013. — С. 95—97. ISSN 1681-7494.
6. Флейтман М.Г. Музейная афиша и плакат как визуальное отражение коммуникативных связей. Статья. // Международный студенческий научный Форум РАЕ–2015. «Педагогические науки». Секция «Интеграция гуманитарных знаний, проектной культуры дизайна и компьютерных технологий». studforum@rae.ru.