ДЕОФШОРИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО КАПИТАЛА
Секция: 11. Экономика
XXXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ДЕОФШОРИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО КАПИТАЛА
С 1 января 2015 года вступил в силу закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ, или как его назвали в период обсуждения и разработки «антиофшорный законопроект», «закон о деофшоризации» или «закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК)».
Предлагаю рассмотреть подробнее, что же такое КИК?
Контролируемая иностранная компания (КИК) – иностранная структура без образования юридического лица, контролирующими лицами которой являются организации и физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.
Контролирующим лицом организации, согласно НК РФ, признаются:
1) физическое или юридическое лицо, у которого доля участия в организации составляет более 25%;
2) физическое или юридическое лицо, у которого доля участия в организации составляет более 10%, если доля участия всех налоговых резидентов РФ этой организации составляет более 50%.
Кроме того, контролирующим лицом организации также может быть и лицо, не отвечающее перечисленным признакам, но осуществляющее контроль над организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и даже несовершеннолетних детей (п. 5 ст. 25.13 НК РФ). То есть, понятие контроля подразумевает не только определенную долю участия в компании.
Налоговым кодексом предусмотрен ряд условий, при которых прибыль контролируемой иностранной компании может быть освобождена от налогообложения (п. 7 статьи 25.13 НК РФ), притом достаточно соблюдения хотя бы одного из условий.
В пункте 1 ст. 25.14 НК РФ указано, что налоговые резиденты РФ должны уведомить налоговый орган по месту своего нахождения:
1) о своем участии в иностранных организациях в срок не позднее 1 месяца с даты начала участия или изменения доли в этой организации;
2) а также о том, что они являются контролирующими лицами КИК в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором у контролирующего лица доля прибыли КИК подлежит учету.
Согласно п.2 ст. 25.15 НК РФ, прибыль КИК приравнивается к прибыли организации, полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой КИК, и учитывается при определении налоговой базы в доле, соответствующей доле участия этого лица в КИК. Уменьшает прибыль КИК величина дивидендов, которые эта иностранная компания выплатила в календарном году, следующем за годом за который составляется финансовая отчетность. Если КИК является иностранной структурой без образования юр лица, то прибыль уменьшается на величину распределенной в пользу контролирующих лиц и участников прибыли.
Однако согласно п.11 статьи 309.1 НК РФ, сумма налога, исчисленная в отношении прибыли КИК, может быть уменьшена как на величину налога, исчисленного в соответствии с законодательством иностранных государств и законодательством РФ, так и налога на прибыль организации, который был исчислен с постоянного представительства КИК в РФ.
Следует заметить, что прибыль КИК за налоговый период учитывается при определении налоговой базы, если ее величина более 10 млн рублей, в 2015 году – 50 млн рублей, а в 2016 - 30 млн рублей.
Возникает вопрос: какие доходы учитывать в качестве прибыли КИК для целей налогообложения?
1) дивиденды;
2) доходы, получаемые в результате распределения прибыли или имущества;
3) процентный доход от долговых обязательств любого вида, в ключая облигации;
4) доходы на использование прав на объекты интеллектуальной собственности;
5) доходы от реализации акций и устапки прав в иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву;
6) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок;
7) доходы от реализации недвижимого имущества и инвестиционных паев;
8) доходы от сдачи в ареду имущества;
9) доходы от оказания различного вида услуг и поведепия научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
10) прочие доходы.
После вступления в силу закона о контролируемых иностранных компаниях в налоговой политике произошли следующие позитивные изменения:
Во-первых, российские компании и физические лица, которые ранее использовали нерезидентные структуры в своем бизнесе и осуществляли международные операции, качественно улучшили управление своими налоговыми рисками, чтобы обеспечить соответствие своей деятельности новому закону, часть компаний и вовсе отказались от дальнейшего использования нерезидентных структур.
Во-вторых, несмотря на трудности, связанные с санкционной политикой в отношении России, были расширены возможности по международному обмену налоговой информацией будут, а процедуры – совершенствуются, в частности, уже имеется работающий механизм обмена информацией в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения. С 1 июля вступила в силу ратифицированная Россией в ноябре 2014 года Конвенцию ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам. Планируется заключение двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией (в том числе с классическими оффшорами).
В-третьих, усилен контроль за использованием льгот и освобождений, предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения. Иностранные компании, которые получают доход от российских, чтобы считаться имеющими «фактическое право» на доходы и претендовать на применение льгот и освобождений, предусмотренных налоговыми соглашениями, должны иметь реальное присутствие в стране своей регистрации. Это означает, что кроме комплекта учредительных документов компания должна иметь в стране регистрации, иметь офис, местного директора, секретаря, телефон и факс, вести деятельность, а также иметь местный банковский счет.
Хотя, процесс введения правил налогообложения КИК еще не завершен, в связи с тем, что на практике он применяется год. На данном этапе закон имеет ряд пробелов, позволяющих двояко его толковать, однако Налоговым Кодексом предусматривается разработка и принятие ряда подзаконных актов, устраняющих законодательные коллизии, таких как:
· формы уведомления о контролируемых иностранных компаниях;
· формы сообщения сведений об участниках иностранной организации (учредителях, бенефициарах и управляющих иностранной структуры без образования юридического лица), имеющей имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ;
· перечня стран, не обеспечивающих обмена налоговой информацией с РФ («черного списка» ФНС);
· порядка информирования налогового органа источником выплаты доходов о выплате доходов иностранному лицу, постоянным местонахождением которого является государство, с которым у РФ имеется международный договор по вопросам налогообложения, и не имеющему фактического права на такие доходы.
В связи со сложностью применения нормативной базы, следует ожидать письменных разъяснений Минфина РФ налогоплательщикам, гарантированных статьей 34.2 НК РФ, касательно вопросов применения законодательства о КИК. Так же часть ответов будет получено в дальнейшем из судебно-арбитражной практики.