Статья:

ДЕОФШОРИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО КАПИТАЛА

Конференция: XXXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Кошман Е.С., Сурикова Е.И. ДЕОФШОРИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО КАПИТАЛА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2(31).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 29 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДЕОФШОРИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО КАПИТАЛА

Кошман Евгений Сергеевич
студент, кафедра Налогов и налогообложения, РЭУ им. Г.В.Плеханова, РФ, г.Москва
Сурикова Елена Игоревна
студент, кафедра Налогов и налогообложения, РЭУ им. Г.В.Плеханова, РФ, г.Москва
Глубокова Надежда Юрьевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. кафедры Налогов и налогообложения РЭУ им. Плеханова, РФ, г. Москва

С 1 января 2015 года вступил в силу закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ, или как его назвали в период обсуждения и разработки «антиофшорный законопроект», «закон о деофшоризации» или «закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК)».

Предлагаю рассмотреть подробнее, что же такое КИК?

Контролируемая иностранная компания (КИК) иностранная структура без образования юридического лица, контролирующими лицами которой являются организации и физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Контролирующим лицом организации, согласно НК РФ, признаются:

1)  физическое или юридическое лицо, у которого доля участия в организации составляет более 25%;

2)  физическое или юридическое лицо, у которого доля участия в организации составляет более 10%, если доля участия всех налоговых резидентов РФ этой организации составляет более 50%.

Кроме того, контролирующим лицом организации также может быть и лицо, не отвечающее перечисленным признакам, но осуществляющее контроль над организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и даже несовершеннолетних детей (п. 5 ст. 25.13 НК РФ). То есть, понятие контроля подразумевает не только определенную долю участия в компании.

Налоговым кодексом предусмотрен ряд условий, при которых прибыль контролируемой иностранной компании может быть освобождена от налогообложения (п. 7 статьи 25.13 НК РФ), притом достаточно соблюдения хотя бы одного из условий.

В пункте 1 ст. 25.14 НК РФ указано, что налоговые резиденты РФ должны уведомить налоговый орган по месту своего нахождения:

1)  о своем участии в иностранных организациях в срок не позднее 1 месяца с даты начала участия или изменения доли в этой организации;

2)  а также о том, что они являются контролирующими лицами КИК в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором у контролирующего лица доля прибыли КИК подлежит учету.

Согласно п.2 ст. 25.15 НК РФ, прибыль КИК приравнивается к прибыли организации, полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой КИК, и учитывается при определении налоговой базы в доле, соответствующей доле участия этого лица в КИК. Уменьшает прибыль КИК величина дивидендов, которые эта иностранная компания выплатила в календарном году, следующем за годом за который составляется финансовая отчетность. Если КИК является иностранной структурой без образования юр лица, то прибыль уменьшается на величину распределенной в пользу контролирующих лиц и участников прибыли.

Однако согласно п.11 статьи 309.1 НК РФ, сумма налога, исчисленная в отношении прибыли КИК, может быть уменьшена как на величину налога, исчисленного в соответствии с законодательством иностранных государств и законодательством РФ, так и налога на прибыль организации, который был исчислен с постоянного представительства КИК в РФ.

Следует заметить, что прибыль КИК за налоговый период учитывается при определении налоговой базы, если ее величина более 10 млн рублей, в 2015 году – 50 млн рублей, а в 2016 - 30 млн рублей.

Возникает вопрос: какие доходы учитывать в качестве прибыли КИК для целей налогообложения?

1)  дивиденды;

2)  доходы, получаемые в результате распределения прибыли или имущества;

3)  процентный доход от долговых обязательств любого вида, в ключая облигации;

4)  доходы на использование прав на объекты интеллектуальной собственности;

5)  доходы от реализации акций и устапки прав в иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву;

6)  доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок;

7)  доходы от реализации недвижимого имущества и инвестиционных паев;

8)  доходы от сдачи в ареду имущества;

9) доходы от оказания различного вида услуг и поведепия научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

10)  прочие доходы.

После вступления в силу закона о контролируемых иностранных компаниях в налоговой политике произошли следующие позитивные изменения:

Во-первых, российские компании и физические лица, которые ранее использовали нерезидентные структуры в своем бизнесе и осуществляли международные операции, качественно улучшили управление своими налоговыми рисками, чтобы обеспечить соответствие своей деятельности новому закону, часть компаний и вовсе отказались от дальнейшего использования нерезидентных структур.

Во-вторых, несмотря на трудности, связанные с санкционной политикой в отношении России, были расширены возможности по международному обмену налоговой информацией будут, а процедуры – совершенствуются, в частности, уже имеется работающий механизм обмена информацией в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения. С 1 июля вступила в силу ратифицированная Россией в ноябре 2014 года Конвенцию ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам. Планируется заключение двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией (в том числе с классическими оффшорами).

В-третьих, усилен контроль за использованием льгот и освобождений, предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения. Иностранные компании, которые получают доход от российских, чтобы считаться имеющими «фактическое право» на доходы и претендовать на применение льгот и освобождений, предусмотренных налоговыми соглашениями, должны иметь реальное присутствие в стране своей регистрации. Это означает, что кроме комплекта учредительных документов компания должна иметь в стране регистрации, иметь офис, местного директора, секретаря, телефон и факс, вести деятельность, а также иметь местный банковский счет.

Хотя, процесс введения правил налогообложения КИК еще не завершен, в связи с тем, что на практике он применяется год. На данном этапе закон имеет ряд пробелов, позволяющих двояко его толковать, однако Налоговым Кодексом предусматривается разработка и принятие ряда подзаконных актов, устраняющих законодательные коллизии, таких как:

·  формы уведомления о контролируемых иностранных компаниях;

·  формы сообщения сведений об участниках иностранной организации (учредителях, бенефициарах и управляющих иностранной структуры без образования юридического лица), имеющей имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ;

·  перечня стран, не обеспечивающих обмена налоговой информацией с РФ («черного списка» ФНС);

·  порядка информирования налогового органа источником выплаты доходов о выплате доходов иностранному лицу, постоянным местонахождением которого является государство, с которым у РФ имеется международный договор по вопросам налогообложения, и не имеющему фактического права на такие доходы.

В связи со сложностью применения нормативной базы, следует ожидать письменных разъяснений Минфина РФ налогоплательщикам, гарантированных статьей 34.2 НК РФ, касательно вопросов применения законодательства о КИК. Так же часть ответов будет получено в дальнейшем из судебно-арбитражной практики.

 

Список литературы:
1. Дирков И. И. Налогообложение прибыли иностранных организаций. Обзор изменений НК // Журнал «Нормативные акты для бухгалтера», май 2015 – №9.
2. Казимов А. С. Закон о контролируемых иностранных компаниях: новые способы борьбы с офшорами // – [Электронный ресурс]. – М.: Интернет-ресурс для бухгалтеров – 29.01.2015.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации – [Электронный ресурс]. – М.: Информационно-правовой портал «Гарант.ру», 2015.
4. Федеральный закон от 24.11.2014 №376-ФЗ (ред. от 08.06.2015) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» / Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» – [Электронный ресурс]: – сайт. – URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156010/ (Дата обращения: 20.11.2015).