Статья:

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ – ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ

Конференция: XXXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Бутаев М.К. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ – ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2(31).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ – ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ

Бутаев Мурад Камилович
магистр 1 курса, направления «Менеджмент» ДГУ, РФ, Республика Дагестан, г. Махачкала
Алиева Надживат Магомедовна
научный руководитель, ст. преподаватель, кафедра «бухгалтерский учет», ДГУ, РФ, Республика Дагестан, г. Махачкала

 Становление рыночной экономики, многообразие различных форм собственности, развитие предпринимательской деятельности, привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику вызывают необходимость создания системы бухгалтерского учета и отчетности, совместимой с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

В середине девяностых годов была предпринята одна из первых попыток адаптации международных стандартов финансовой отчетности в Российской Федерации.

Для определения направлений решения существовавших проблем в учете была принята Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, где был обозначен «идеальный образ» состояния системы бухгалтерского учета, тенденциям развития экономики и отражавший прогрессивные взгляды на теорию и практику ведения бухгалтерского учета в мире[3].

Тогда же, «Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» (Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283), были выделены основные задачи выполнение, которых было необходимо для внедрения МСФО [4]:

·     сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

·     обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

·     оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Основным достижение того периода в рамках внедрения МСФО в нашей стране стало то, что в 1999 году Министерство финансов Российской Федерации разрешило объединениям юридических лиц не составлять сводную бухгалтерскую отчетность по правилам, предусмотренным нормативными актами и методологическими указаниями по бухгалтерскому учету Министерства финансов Российской Федерации, если одновременно соблюдаются условия:

·     сводная бухгалтерская отчетность составлена на основе международных стандартов финансовой отчетности, разработанных Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (г. Лондон);

·     объединением должна быть обеспечена достоверность сводной бухгалтерской отчетности, составленной на основе МСФО (т.е. проведение аудита) [5].

В 2004г. была принята Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в качестве цели их развития на среднесрочную перспективу (2004–2010 гг.). Концепция установила создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации.

Задача Концепции состояла в определении оптимального характера применения МСФО в России.

В документе было дано определение Международным стандартам финансовой отчетности, согласно ему стандарты представляют собой систему принятых в общественных интересах положений о порядке подготовки и представления финансовой отчетности. Предметом международных стандартов финансовой отчетности были определены правила и требования, установленные на наднациональном уровне, к отчетной информации о финансовом положении, его показателях и изменениях финансового положения компании[5]. 

Концепция определяла два направления развития системы бухгалтерского учета России:

Первое – разработка правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, которые бы полностью соответствовали принципам, закрепленным в МСФО, и требованиям российского законодательства (в т.ч. нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов);

Второе – переход на формирование консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

Временные рамки Концепции были определены в основном, сроками перехода организаций на составление консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности, планировалось осуществить полный переход к 2008 г[2].

Для реализации первого направления были введены основополагающие принципы бухгалтерского учета, зафиксированные в МСФО: начисления, непрерывности деятельности, общие требования к бухгалтерской отчетности. Закрепленные в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» принципы конкретизированы и раскрыты в положениях (стандартах) по бухгалтерскому учету.

Согласно авторам Концепции для реализации второго направления – поэтапному переходу к формированию консолидированной финансовой отчетности на основе МСФО необходимо было обеспечить прохождение и принятие подготовленного Минфином России проекта Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности».

В качестве проблем перехода указывались:

·     переработка 12 стандартов из 35 действующих на первом этапе и на втором этапе все остальные стандарты;

·     организация оперативного сотрудничества с Комитетом по МСФО по переводу авторизованного текста МСФО на русский язык и его последующей систематической актуализации.

Так же Концепцией была поставлена задача перейти, от заявительного (добровольного) характера формирования консолидированной финансовой отчетности на основе МСФО к ее обязательному составлению и представлению публичными организациями[5].

В целом в этот период Российские ПБУ были по возможности максимально приближены к действующим стандартам по МСФО [6]

Однако, необходимо рассмотреть и различия в принципах.

Основным принципом МСФО является приоритет содержания над формой представления финансовой информации. В соответствии с МСФО для правильного отражения операций или событий в отчетности следует рассмотреть вопрос, соответствует ли содержание операции или события тому, каким оно представляется на основании их юридической формы. В соответствии с РСБУ операции, как правило, учитываются строго в соответствии с их юридической формой. Например, при отсутствии надлежащей документации для списания основных средств, нет оснований для их списания с баланса, несмотря на то, что руководству известно о том, что такие объекты более не существуют. Пока документы на списание не будут оформлены, такие основные средства продолжают отражаться в качестве активов в балансе организации[7].

Другим главным принципом международных стандартов учета, отличающим их от российской системы учета, ведущим к возникновению множественных различий в финансовой отчетности, является отражение затрат. Одно из основополагающих допущений МСФО предписывает следовать концепции соотнесения, согласно которому затраты отражаются в том же периоде, что и соответствующие доходы, а в российской системе учета затраты отражаются не раньше того, как будут выполнены определенные требования в отношении документации. Жесткая привязка к документам часто не позволяет российским предприятиям отразить все операции, относящиеся к определенному периоду, отразить все понесенные в периоде затраты. Эта разница приводит к различиям в периоде отражения операций. Рассматривая различия в основных принципах подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО и РСБУ, можно сделать следующие выводы:

·     основными задачами бухгалтерского учета в РСБУ, согласно Закону «О бухгалтерском учете», являются формирования полной и достоверной информации в отчетности, обеспечение информацией, необходимой для контроля над соблюдением норм законодательства и предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности;

·     в российской практике присутствуют допущение имущественной обособленности организации, допущение последовательности применения учетной политики, в качестве основополагающих допущений они не предусмотрены МСФО;

·     в российской практике большинство принципов раскрыто менее подробно, чем в МСФО;

·     структура принципов в российском законодательстве не соответствует МСФО (например, ограничение уместности и надежности сформулировано как требование) собственно принципы РСБУ не представлены в каком-либо одном нормативном документе и не структурированы;

·     присутствуют различия в терминологии. В РФ принципы бухгалтерского учета сформулированы в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете», Положениях по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/2008) и «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) и в принятой Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике. На практике существуют значительные сложности с реализацией продекларированных принципов. Эта главная проблема, которая пока остается нерешенной до настоящего времени [7].

Переход системы бухгалтерского учета на принципы, закрепленные в МСФО, потребует внесения изменений в процесс подготовки и переподготовки кадров учетных работников специалистов смежных областей экономики (аудиторов, финансистов). Для этой цели необходимо осуществить формирование системы мониторинга содержания учебных программ, включая программы дополнительного профессионального образования.

В настоящее время в Российской Федерации существуют во многом независимые для отдельных видов налогов системы бухгалтерского учета и налогового учета.

Такое положение значительно усложняет положение экономических служб в организациях, которые вынуждают вести параллельно два учета. Прежде всего, это относится к нормам главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой закреплен порядок исчисления налога на прибыль. Необходимость ведения двойного учета связана с тем, что для целей определения налоговой базы данной главой предусматриваются отличный от правил бухгалтерского учета порядок определения стоимостной оценки активов и обязательств, деления расходов на прямые и косвенные и способы их списания, свои методы определения стоимости незавершенного производства и готовой продукции. Имеются и другие принципиальные различия. Безусловно, при таком подходе увеличиваются трудовые и материальные затраты организаций на содержание экономических служб, снижается качество определения налогооблагаемой базы. Следует отметить, что налоговый учет представляет собой уже не просто процедуры влияния корректировок или ведение специальных регистров (таких как книги покупок и продаж для исчисления НДС), а в значительной мере автономную систему учета для целей расчета налога на прибыль организаций. Причем в целях ведения налогового учета законодатель вводит обособленный понятийный аппарат, позаимствовав практически все термины из других отраслей законодательства (в частности, термины бухгалтерского учета), придав им новое значение и смысл, введя свою классификацию видов доходов и расходов в целях расчета налога на прибыль[2].

Россия, являющаяся частью мировой экономической системы, объективно обречена на использование МСФО. По этой причине все большую актуальность приобретает вопрос составления финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами в связи с началом формирования рыночной экономики и выходом российских предприятий на международный рынок. Возникла необходимость представления иностранным партнерам и инвесторам в понятной им форме информации о финансовом состоянии предприятия.

Одним из наиболее существенных базовых кирпичиков устойчивой финансовой инфраструктуры является четкая, понятная и общепризнанная система бухгалтерского учета и отчетности, принципы которой можно интерпретировать и применять достаточно жестко и постоянно, что будет выгодно всем основным субъектам на рынке: правительству, предприятиям, кредиторам и инвесторам.

Таким образом, построение системы бухгалтерского учета и отчетности, отвечающей международным стандартам финансовой отчетности и потребностям реформируемой рыночной экономики предопределяет необходимость переосмысления критериев формирования учетной и отчетной информации, более четкого определения элементов финансовой отчетности, порядка их признания и оценки, а также установления взаимосвязи между элементами финансовой отчетности[1; 8].

Данная проблема актуальна и потому, что в период функционирования планово-регулируемой экономики подлинное содержание элементов финансовой отчетности было трансформировано и, по существу, не было востребовано. Отчетность, несмотря на декларируемое требование открытости, была недоступна внешнему пользователю. Изменение в России экономических отношений, а также гражданско-правовой среды, появление под воздействием рынка новых заинтересованных пользователей и их требований к качеству отчетности вызвало необходимость насыщения ее элементов содержанием в полном соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Помимо осмысления и внедрения в российскую практику бухгалтерского учета провозглашенных в МСФО принципов учета и отчетности для успешного реформирования системы бухгалтерского учета необходимо усовершенствовать систему его нормативного регулирования, в которой важная роль отведена стандартам (в российской терминологии - положениям по бухгалтерскому учету и отчетности), призванным конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Вместе с тем, все еще остается много вопросов относительно самого предназначения единого набора высококачественных международных стандартов бухгалтерского учета. На одном конце спектра находится мнение о том, что эти стандарты могут быть приняты только для регистрации международных финансовых операций в некоторых или во всех странах. С другой стороны, международные стандарты действительно способны заменить все национальные, что приведет к принятию общего для всех государств набора стандартов. Каким бы не было окончательное предназначение международных стандартов, их использование окажет существенное влияние на составление финансовой отчетности во многих странах, в том числе и России[2].

Многие российские компании стремятся уже сейчас предоставлять финансовую отчётность в соответствии с МСФО для того, чтобы получать доступ к международным рынкам капитала, а также для того, чтобы иметь объективную оценку своего бизнеса. Тем не менее, очевидно, что работа по переходу на МСФО еще далека от своего завершения.

Таким образом, на современном этапе реформирование российского бухгалтерского учёта и отчётности - это одна из самых актуальных задач, неотъемлемая составляющая широкого комплекса экономических преобразований.

 

Список литературы: 
1. Василенко М.Е. Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006.-120с. 
2. Галузина С.М., Пупшис Т.Ф. Международный учет и аудит. - М: Издательство "Питер", 2009, С. 272;
3. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 года) - Электронный ресурс. Режим доступа:- http: //www.minfin.ru/ru/accounting/accounting/basics/programs. (дата обращения 12.10.2015).
4. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2004-2010г (Одобрена приказом Министра - 2004 г.
5. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (утв. постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283) - Электронный ресурс. Режим доступа: - http: //jurist.nm.ru/doc_government (дата обращения 14.10.2015).
6. Различия МСФО и ПБУ. Основные различия между МСФО и российской системой учета // ALLMSFO.RU - [Электронный ресурс]. Режим доступа:- http: //allmsfo.ru/osnovnie-razlichiya.html (дата обращения 14.10.2015).
7. Соответствие Российских правил ведения учета и составления отчетности и МСФО // МСФО ФМ - Электронный ресурс. Режим доступа:- http: //www.msfofm.ru/pbuvsmsfo (дата обращения 14.10.2015).
8. Чая В.Т. «Концептуальные основы адаптации МСФО в России» - Электронный ресурс. Режим доступа: - http: //gaap.ru/articles/48827 (дата обращения 28.10.2015).