КРЕСТЬЯНСКОЕ ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО - КАК МЕТОД ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА
Секция: 8. Менеджмент
XXXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
КРЕСТЬЯНСКОЕ ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО - КАК МЕТОД ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА
Республика Молдова относится к региону с благоприятными природными и социально-демографическими предпосылками развития сельской местности, способствующими ее достаточной освоенности и преимущественно аграрной специализации. Но проблема занятости сельского населения всегда являлась одной из наиболее комплексных и сложно решаемых. В сельской местности основной отраслью местной экономики традиционно является сельское хозяйство. Это обуславливает необходимость вовлечения в сельхозпроизводство значительных земельных и человеческих ресурсов территории.
Молдова издавна славилась плодородием своих земель, а сельское хозяйство традиционно составляло основу ее экономики и благополучия государства. В 2013 году в земельном фонде страны было зарегистрировано 3,38 миллионов гектар земли. Из них почти 60% имеют сельскохозяйственное назначение.
Сельское хозяйство является одним их важных секторов экономики Молдовы. В 2013 году оно составляло 13% ВВП. Этот сектор обеспечивает работой 26% трудоспособного населения страны, поэтому сектор необходимо поддерживать. При всем этом страна сталкивается с рядом проблем социального, организационного и финансово-экономического характера. В современных условиях изучение ситуации сельского рынка труда и проблемы развития сельского хозяйства и сельских территорий выходит на одно из первых мест в решении данной проблемы. Положение на рынке труда в сельской местности характеризуется большой напряженностью. Возможность трудоустройства и выбор вакансий сильно ограничены, а темпы роста и продолжительность безработицы выше, чем в городе, и превышают социально допустимый уровень [1].
Крестьянские (фермерские) хозяйства по существу остаются единственным щитом не только крестьянского землевладения, но и сохранения деревни как социокультурной системы и сельскохозяйственного образа жизни. В соответствии с законодательством арендованная у крестьян земля остаётся собственностью пайщиков и в перспективе может стать основой новых крестьянских (фермерских) хозяйств. Соответственно, в укрупняющихся и развивающихся фермерских хозяйствах создаются новые рабочие места, как постоянные, так и сезонные. Однако главным позитивным и сущностным аспектом является предотвращение массового оттока сельского населения в другие сферы жизнедеятельности, закрепление сельских жителей в местах своего постоянного проживания и привлечение в село населения из различных мест проживания.
Структура земельных участков сельскохозяйственного назначения по организационно-юридическим формам хозяйствования в Республике Молдова представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура земельных участков сельскохозяйственного назначения по организационно-юридическим формам хозяйствования (% от общей площади)
Около 43% от общей площади сельскохозяйственных угодий приходится на долю обществ, 37% - крестьянских и фермерских хозяйств, 10% - других формирований, 10% - производственных кооперативов[2].
В таблице 1 определены основные характеристики КФХ в Республике Молдова [3].
Таблица 1.
Основные характеристики КФХ в Республике Молдова
Регионы |
Число хозяйств |
Общая площадь (га) |
В том числе: |
|
Земля в поле |
Участки возле дома и сада |
|||
Республика Молдова |
902214 |
2243540,02 |
1926771,59 |
316768,43 |
Кишинев |
32098 |
27018,81 |
20689,97 |
6328,84 |
Север |
310241 |
793248,91 |
683975,40 |
109273,51 |
Центр |
357997 |
707549,01 |
581471,30 |
126077,71 |
Юг |
160920 |
564064,83 |
503787,06 |
60277,77 |
АТО Гагаузия |
40958 |
151658,46 |
136847,86 |
14810,60 |
На рисунке 2 представлено распределение хозяйств по размерам площади.
Рисунок 2. Распределение хозяйств по размерам площади
Анализируя данные, представленные на рисунке 2, следует отметить, что основную долю КФХ в Республике Молдова составляют хозяйства с площадью до 1 га [4].
Отраслевая структура производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Отраслевая структура производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий
Анализируя данные, представленные на рисунке 3, отмечается тенденция снижения доли продукции растениеводства, несмотря на превышающие объемы данного вида производства в отрасли за анализируемый период.
Предпринимаемые попытки стабилизации численности сельского населения и повышения уровня занятости через смену форм собственности на землю и развитие рыночных форм хозяйствования не давали ожидаемых результатов, и эта проблема остаётся актуальной в конце XX- начале XXI веков. По подсчётам учёных с каждым годом численность работников на селе сокращается.
Рисунок 4. Изменение численности городского и сельского населения РМ, 2005-2013 гг.
Удельный вес сельского населения в Республике Молдова в общей численности населения на начало 2013 г. составлял 26,8%, или 38,2 млн. чел. В сельской местности проживает 40% бедного населения Республики Молдова, крайне бедного 54,9%. Статистика уровня бедности в сельской местности является свидетельством того, какие сложности возникают у сельского населения при обеспечении жизнедеятельности в условиях сельской местности [5].
Анализируя данные о состоянии трудовых ресурсов в агропромышленном комплексе Республики Молдова, следует отметить, что в период до 2011 года прослеживалась тенденция к сокращению количества работников АПК и их доли в общей численности занятых в экономике страны. В качестве одной из причин данной тенденции был низкий уровень оплаты труда и неразвитость социальной инфраструктуры. С 2012 г. ситуация изменилась, произошло увеличение количества работников АПК (рисунок 5).
Рисунок 5. Доля работников сельского хозяйства в общей численности занятых в Республике Молдова в 2008-2013 гг., %
Существенное влияние на развитие КФХ в Республике Молдова оказывают миграционные процессы (рисунок 6) [6].
Рисунок 6. Динамика миграции жителей Республики Молдова, 2005-2013 гг.
В качестве основных причин миграции следует рассматривать отсутствие рабочих мест (52%), низкий уровень заработной платы (42%). Согласно данным, представленным на рисунке 7, следует отметить, что более 70% мигрантов приходится на сельскую местность [5].
Рисунок 7. Распределение трудовых мигрантов по типу местности, 2005-2013 годы, %
В сельской местности миграционные настроения характеризуются масштабностью, что свойственно преимущественно молодому населению. В качестве причин миграции в сельском социуме в Республике Молдова следует рассматривать низкий уровень заработной платы, отсутствие работы, отсутствие перспектив профессионального роста [6].
В качестве одной из основных проблем миграции в Республике Молдова следует рассматривать миграцию квалифицированных кадров, что обусловлено ограниченными условиями на рынке труда. Данные по уровню образования мигрантов в Республике Молдова приведены на рисунке 8.
Рисунок 8. Уровень образования временных трудовых мигрантов, 2004- 2013 гг.
Следует отметить, что в последнее десятилетие отток из Республики Молдова лиц с высшим, средним специальным и профессионально-техническим образованием составил 52,3% от общего количества мигрантов.
Именно поэтому в данных социально-экономических и политических условиях фермерское хозяйство становилось серьёзным социально- экономическим комплексом, сдерживавшим миграционные процессы из сельской местности и способствовавшим переезду части населения как правило, в родные места. Естественно, что роль крестьянских (фермерских) хозяйств в этом процессе в изучаемый период не следует переоценивать и идеализировать. Однако саму тенденцию и практические результаты также нельзя игнорировать [5].
Количество рабочих мест в сельской местности неуклонно сокращается. Вместе с тем важно при разработке направлений реформирования современного села исходить из того, что сельская местность является социально-культурно-экономическим комплексом и образом жизни, обеспечивающее не только общественную гармонию в стране, но и в широком смысле национальную безопасность страны. В крупных хозяйствах действительно имеется недостаток специалистов. Однако, несмотря на хорошие условия труда, зарплату и другие социальные блага большинство специалистов не готовы к работе в новых условиях и самое главное они не видят социальных перспектив развития современной деревни.
И вот здесь открывается новое общественно-экономическое предназначение и особенная роль крестьянских (фермерских) хозяйств как системообразующих центров социально-культурной и хозяйственной жизни молдавских сёл и деревень. Они становятся фактически реальными центрами по обучению наёмных рабочих, бывших колхозников, нынешних владельцев земельных паёв созданию и развитию собственных малых форм предпринимательства в сельском хозяйстве. Фермерские хозяйства в определённой степени являются бизнес-инкубаторами для сельских жителей- владельцев паевых земель.
На основе целевых индикаторов развития аграрного сектора необходимо определить прогнозные значения численности квалифицированных кадров рабочих профессий. Целевые индикаторы обозначены в государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».
Данная программа предполагает увеличение рентабельности организаций аграрного сектора, учитывая 15%-е субсидии, рост заработной платы в аграрном секторе до 25490 лей в месяц, увеличение объема производства зерновых культур до 2500 тыс. тонн, а также увеличение производства скота и птицы до 140 тыс. тонн, молока – до 281 тыс. тонн.
Таблица 2.
Расчет потребности в квалифицированных кадрах рабочих профессий в аграрном секторе Республике Молдова
Показатели |
Годы |
||||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
Коэффициент производства растениеводческой продукции |
104,9 |
102 |
103,4 |
101,7 |
103,7 |
102,2 |
102,7 |
102,3 |
107,4 |
Крупный рогатый скот мясных пород
|
4,2 |
5,5 |
5,8 |
6,1 |
6,3 |
6,5 |
7,2 |
8,5 |
10,0 |
Живой вес скота и птицы на убой |
107,1 |
110,0 |
113,5 |
118,7 |
123,0 |
127,5 |
132,2 |
136,3 |
140,0 |
Молоко, тыс. т |
232,6 |
237,5 |
243,9 |
250,5 |
255,3 |
260,4 |
265,6 |
272,5 |
281,0 |
Количесво операторов машинного доения, чел. |
1009 |
1030 |
1058 |
1087 |
1107 |
1130 |
1152 |
1182 |
1219 |
Количество трактористов-машинистов, чел. |
3180 |
3244 |
3354 |
3411 |
3537 |
3615 |
3713 |
3798 |
4079 |
Количество скотников КРС, чел. |
1278 |
1674 |
1765 |
1856 |
1917 |
1978 |
2191 |
2586 |
3043 |
Количество свиноводов, чел. |
668 |
686 |
708 |
740 |
767 |
795 |
825 |
850 |
873 |
Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что целевые индикаторы развития аграрного сектора в рамках реализации программ могут быть достигнуты при условии увеличения численности квалифицированных рабочих [5].
Увеличение производственных показателей может привести к увеличению тружеников села. Удовлетворение потребности в данных категориях работников в Республике Молдова может быть достигнуто за счет создания условий для молодых специалистов, развития социальной инфраструктуры на территории сельских поселений.
Таким образом, нужен принципиально новый подход к формированию человеческой составной производительных сил агросферы. Основные резервы повышения эффективности производства на современном этапе - это качественное совершенствование состава и структуры кадров, повышение его общеобразовательного и профессионального уровня.
В сельском хозяйстве условия воспроизводства хуже, если проводить сравнение с другими отраслями. Эта ситуация является следствием низкой инвестиционной привлекательностью отрасли, наличием монополизма предприятий-переработчиков и поставщиков средств производства, что, в свою очередь, приводит к диспаритету цен на продукцию сельского хозяйства, а также к снижению эластичности спроса, увеличению доли импорта на отечественном рынке.
В связи с вышесказанным возникает необходимость государственного регулирования процессов воспроизводства в аграрной отрасли, включая процессы формирования и использования рабочей силы.
Таким образом, на основе проведенного исследования следует отметить, что предпринимаемые попытки стабилизации численности сельского населения и повышения уровня занятости через смену форм собственности на землю и развитие рыночных форм хозяйствования не давали ожидаемых результатов, и эта проблема остаётся актуальной в конце XX-начале XXI веков. Ежегодно происходит сокращение численности работников на селе.
Анализируя данные о состоянии трудовых ресурсов в агропромышленном комплексе Республики Молдова, следует отметить, что в период до 2011 года прослеживалась тенденция к сокращению количества работников АПК и их доли в общей численности занятых в экономике страны. В качестве одной из причин данной тенденции был определен низкий уровень оплаты труда и неразвитость социальной инфраструктуры, а также отсутствие рабочих мест и низкий уровень заработной платы.
В связи с этим в сложившихся социально-экономических и политических условиях фермерское хозяйство становится серьёзным социально-экономическим комплексом, сдерживавшим миграционные процессы из сельской местности и способствующим переезду части населения родные места. Естественно, что роль крестьянских (фермерских) хозяйств в этом процессе в изучаемый период не следует переоценивать и идеализировать, тем не менее, результативность данной формы организации трудовой деятельности в Республике Молдова подтверждается исследованиями, свидетельствующими о том, что в последнее время складываются положительные тенденции в воспроизводственных процессах на рынке труда, выражающиеся в постепенном увеличении численности населения сельских территорий, в росте оплаты труда.