СТРУКТУРА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Секция: 11. Экономика
XXXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
СТРУКТУРА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Описывая аспекты процесса финансирования малого и среднего предпринимательства, в первую очередь необходимо отметить, что в научной литературе применительно к тем или иным хозяйствующим субъектам используются сразу два понятия – «бизнес» и «предпринимательство». По своему значению они тождественны и синонимичны и представляют собой одно и то же явление. Разница заключается лишь в том, что термин «малое предпринимательство» – это юридический термин, который закреплен в нормативно-правовых актах, тогда как «малый бизнес» – это экономический термин[1]. Очевидно, что как категория «малое и среднее предпринимательство», так и категория «малый и средний бизнес» достаточно широко исследованы в экономической теории, разнообразно трактуются в нормативных документах стран мира и в деловом реальном обороте.
С экономических позиций малое и среднее предпринимательство представляет собой сложный многопрофильный объект для научных исследований, и с этой точки зрения сущность малого и среднего предпринимательства раскрывается в трех аспектах, а именно как[2]:
· экономическое явление;
· экономическая категория;
· сфера хозяйственной деятельности.
Как экономическое явление под понятием малого и среднего бизнеса понимается совокупность малых предприятий и частных лиц, осуществляющих индивидуальную трудовую деятельность в сфере производства и распределения материальных благ и услуг, а главным критерием к определению сущности малого бизнеса как экономического явления будет являться организационно-экономическая характеристика малого бизнеса.
Как экономическая категория малое и среднее предпринимательство отражает систему рыночных отношений между юридическими и физическими лицами, где хотя бы одна из сторон является малым предприятием либо индивидуальным предпринимателем, ведущими экономическую деятельность в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг с целью получения прибыли и удовлетворения тех или иных потребностей определенных групп людей.
Как сфера деятельности субъектов хозяйствования малый бизнес выражает разновидность экономической деятельности по созданию продукции и, соответственно, ее реализации в условиях рыночной конкуренции и является формой мелкого производства предоставления широко спектра услуг в условиях рынка.
Малые и средние предприятия являются важным звеном национального хозяйства развитых и развивающихся стран, активно участвуют в достижении экономического роста государства, создании и рабочих мест для большинства трудоспособного населения, формировании среднего класса, утверждении демократических принцип и установлении социальной стабильности в обществе[3].
Рассматривая роль и место малого и среднего предпринимательства в национальной экономике, можно выделить несколько причин, благодаря которым малый бизнес имеет особое значение в экономике страны. Так, он не требует крупных стартовых инвестиций, но при этом обеспечивает быстрый оборот ресурсов и высокую динамику роста. Малый бизнес помогает внедрять различные инновационные технологии, решать проблемы безработицы и реструктуризации экономики. За счет меньшего масштаба малые предприятия, которые по своему характеру основываются на учете местных потребностей, оказываются более гибкими к меняющимся экономическим условиям. Помимо этого, малый бизнес может способствовать социальной и политической стабильности в стране, поскольку по своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом такой стабильности.
Основным фактором реализации экономического потенциала малых и средних предприятий является возможность стабильного финансирования за счет интеграции различных инструментов финансирования. В отличие от крупного бизнеса, который привлекает дополнительные источники финансирования деятельности в основном для расширения и развития предприятия, на малых предприятиях вопрос поиска и привлечения финансовых ресурсов возникает как в процессе развития, так и в процессе текущей деятельности. Нехватка оборотных средств является одной из наиболее распространенных проблем на малых предприятиях. В связи с этим, предприятия малого бизнеса испытывают более высокую потребность в привлечении дополнительных источников финансирования[4].
В России источники финансирования предприятий можно представить в самом общем виде тремя группами:
· самофинансирование;
· инвестиционные ресурсы;
· заемные финансовые ресурсы.
Каждая из этих групп включает в себя те или иные источники или инструменты привлечения денежных средств (см. Таблица 1), которые различаются как по субъекту и объекту финансирования, целевому назначению финансовых ресурсов, основным условиям их использования (сумма, срок, плата за пользование). Едва ли не ключевым фактором привлекательности того или иного источника финансирования для заемщика в сложившихся экономических условиях является его срок.
Нельзя не отметить, что особенности функционирования финансовой системы России заключаются в том, что наиболее распространены инструменты краткосрочного финансирования. Доступ же к проектному финансированию, долгосрочным инвестиционным вложениям и государственному финансированию социально значимых объектов достаточно затруднен вследствие экономической конъюнктуры, различных административных и бюрократических барьеров.