Статья:

СТРУКТУРА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Конференция: XXXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Абрамян Г.А. СТРУКТУРА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2(31).pdf (дата обращения: 25.06.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СТРУКТУРА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Абрамян Гор Ашотович
магистрант, Южный Федеральный Университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

Описывая аспекты процесса финансирования малого и среднего предпринимательства, в первую очередь необходимо отметить, что в научной литературе применительно к тем или иным хозяйствующим субъектам используются сразу два понятия – «бизнес» и «предпринимательство». По своему значению они тождественны и синонимичны и представляют собой одно и то же явление. Разница заключается лишь в том, что термин «малое предпринимательство» – это юридический термин, который закреплен в нормативно-правовых актах, тогда как «малый бизнес» – это экономический термин[1]. Очевидно, что как категория «малое и среднее предпринимательство», так и категория «малый и средний бизнес» достаточно широко исследованы в экономической теории, разнообразно трактуются в нормативных документах стран мира и в деловом реальном обороте.

С экономических позиций малое и среднее предпринимательство представляет собой сложный многопрофильный объект для научных исследований, и с этой точки зрения сущность малого и среднего предпринимательства раскрывается в трех аспектах, а именно как[2]:

·     экономическое явление;

·     экономическая категория;

·     сфера хозяйственной деятельности.

Как экономическое явление под понятием малого и среднего бизнеса понимается совокупность малых предприятий и частных лиц, осуществляющих индивидуальную трудовую деятельность в сфере производства и распределения материальных благ и услуг, а главным критерием к определению сущности малого бизнеса как экономического явления будет являться организационно-экономическая характеристика малого бизнеса.

Как экономическая категория малое и среднее предпринимательство отражает систему рыночных отношений между юридическими и физическими лицами, где хотя бы одна из сторон является малым предприятием либо индивидуальным предпринимателем, ведущими экономическую деятельность в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг с целью получения прибыли и удовлетворения тех или иных потребностей определенных групп людей.

Как сфера деятельности субъектов хозяйствования малый бизнес выражает разновидность экономической деятельности по созданию продукции и, соответственно, ее реализации в условиях рыночной конкуренции и является формой мелкого производства предоставления широко спектра услуг в условиях рынка.

Малые и средние предприятия являются важным звеном национального хозяйства развитых и развивающихся стран, активно участвуют в достижении экономического роста государства, создании и рабочих мест для большинства трудоспособного населения, формировании среднего класса, утверждении демократических принцип и установлении социальной стабильности в обществе[3].

Рассматривая роль и место малого и среднего предпринимательства в национальной экономике, можно выделить несколько причин, благодаря которым малый бизнес имеет особое значение в экономике страны. Так, он не требует крупных стартовых инвестиций, но при этом обеспечивает быстрый оборот ресурсов и высокую динамику роста. Малый бизнес помогает внедрять различные инновационные технологии, решать проблемы безработицы и реструктуризации экономики. За счет меньшего масштаба малые предприятия, которые по своему характеру основываются на учете местных потребностей, оказываются более гибкими к меняющимся экономическим условиям. Помимо этого, малый бизнес может способствовать социальной и политической стабильности в стране, поскольку по своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом такой стабильности.

Основным фактором реализации экономического потенциала малых и средних предприятий является возможность стабильного финансирования за счет интеграции различных инструментов финансирования. В отличие от крупного бизнеса, который привлекает дополнительные источники финансирования деятельности в основном для расширения и развития предприятия, на малых предприятиях вопрос поиска и привлечения финансовых ресурсов возникает как в процессе развития, так и в процессе текущей деятельности. Нехватка оборотных средств является одной из наиболее распространенных проблем на малых предприятиях. В связи с этим, предприятия малого бизнеса испытывают более высокую потребность в привлечении дополнительных источников финансирования[4].

В России источники финансирования предприятий можно представить в самом общем виде тремя группами:

·     самофинансирование;

·     инвестиционные ресурсы;

·     заемные финансовые ресурсы.

Каждая из этих групп включает в себя те или иные источники или инструменты привлечения денежных средств (см. Таблица 1), которые различаются как по субъекту и объекту финансирования, целевому назначению финансовых ресурсов, основным условиям их использования (сумма, срок, плата за пользование). Едва ли не ключевым фактором привлекательности того или иного источника финансирования для заемщика в сложившихся экономических условиях является его срок.

Нельзя не отметить, что особенности функционирования финансовой системы России заключаются в том, что наиболее распространены инструменты краткосрочного финансирования. Доступ же к проектному финансированию, долгосрочным инвестиционным вложениям и государственному финансированию социально значимых объектов достаточно затруднен вследствие экономической конъюнктуры, различных административных и бюрократических барьеров.

 

Список литературы:
1. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты - М.: Волтерс Клувер, 2006. — 133 с.
2. Глебова И.С., Садыртдинов Р.Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: Учебное пособие. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина. – 2008. – 314 с.
3. Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Финансы организаций (предприятий): учебник. – Москва: Проспект, 2015. — 352 с.
4. Мудунов А.С., Алиев М.А. Проблемы кредитования и финансирования малого предпринимательства на современном этапе // Финансы и кредит. — 2001. — № 15.