Статья:

КЛАССИФИКАЦИИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ – СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Конференция: XXXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Макарова М.Э. КЛАССИФИКАЦИИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ – СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2(31).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КЛАССИФИКАЦИИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ – СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Макарова Маргарита Эдуардовна
магистрант ТГУ, РФ, г. Томск
Баландина Анна Сергеевна
научный руководитель, канд. экон. наук, ТГУ, РФ, г. Томск

Государство, являясь важнейшим экономическим субъектом рыночных отношений, играет определяющую роль регулятора функционирования экономической системы. Среди основных методов воздействия государства на поведение экономических субъектов выделяется метод налогового регулировании, в том числе создание благоприятного налогового режима для хозяйствующих субъектов путем предоставления им определенных налоговых льгот.

Налоговые льготы являются основным инструментом налоговой политики государства, эффективность их действия оказывает прямое влияние на успешность реализации всей налоговой доктрины, поэтому важно и теоретическое изучение данного понятия.

Так, согласно п.1 ст.56 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. При этом применение налоговой льготы не является обязательством для налогоплательщика, а носит добровольный характер, в связи с чем, налогоплательщик вправе отказаться от льготы, либо приостановите ее пользование на один или несколько налоговых периодов[7].

Исходя из данного определения, налоговая льгота – это преимущество для отдельной категории налогоплательщиков, предоставляемое в соответствии с законодательством, предоставляющее возможность решения социально-экономических проблем, стимулирования и поддержку определенных отраслей, социальных групп, секторов экономики. В результате чего реализация стимулирующей подфункции регулирующей функции налогов, выраженная в установлении для налогоплательщиков послаблений, позволяет снизить налоговую нагрузку налогоплательщиков, а также гарантировать государству стабильное получение налоговых доходов, обеспечить рост конкурентоспособности выпускаемой продукции. [3]

В Налоговом кодексе Российской Федерации содержится большое количество преимуществ, предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков, по которым можно все налоговые льготы классифицировать на несколько видов, так, например:

1.  В зависимости от видов налогов, по которым предоставляется льгота:

·     льготы по федеральным налогам;

·     льготы по региональным налогам;

·     льготы по местным налогам.

Одна из основных классификаций, которая также имеет отражение в действующем налоговом законодательстве (п. 3 ст. 56 НК РФ) [7].

2.  В зависимости от уровня управления налоговыми льготами:

·     федеральные льготы;

·     региональные льготы;

·     местные льготы.

Вышеуказанные классификации тесно взаимосвязаны между собой, так как по федеральным, региональным и местным налогам предусмотрено право соответствующих уровней правления по установлению налоговых льгот, оснований и порядка их применения в пределах, предусмотренных НК РФ. Однако нельзя говорить о полной взаимосвязи этих классификаций, так как, например, по налогу на прибыль организации, который является федеральным налогом, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена налоговая ставка для отдельных категорий налогоплательщиков.

3.  В зависимости от налогоплательщиков, которые имеют право применять льготу:

·     льготы для физических лиц;

·     льготы для юридических лиц (организаций).

Также, при определении целевой направленности действия льгот, кроме определения объекта, который имеет право на получение льготы, необходимо установить лицо, фактически являющееся получателем данных преимуществ, то есть бенефициаром[2].

4.  В зависимости от конечного выгодополучателя:

·      льготы, при применении которых выгополучателем является сам налогоплательщик (льготы по прямым налогам);

·     льготы, при применении которых выгополучателем является потребитель, приобретающий товар налогоплательщика (льготы по косвенным налогам в отношении товаров, спрос на которые эластичен по цене);

·     льготы, при применении которых выгополучателем является лицо, предоставляющее налогоплательщику ресурсы (льготы, которые вводятся с целью поощрения приобретения ресурса у тех лиц, которые нуждаются в поддержке государства);

·     льготы, при применении которых выгополучателем является и сам налогоплательщик, и потребитель его услуг, и лицо, которое снабжает налогоплательщика ресурсами в различной степени (льготы по товарам спрос по которым не эластичен по цене);

·     льготы, по которым невозможно определить конкретного выгополучателя. Принято считать, что от таких льгот положительный эффект достигается обществом в целом в результате изменения внешних факторов.

5.  В зависимости от содержания льгот:

·     социальные льготы (способствуют созданию необходимых условий для нормальной жизнедеятельности человека, путем уменьшения существующих неблагоприятных факторов в субъектах);

·     экономические льготы (способствуют созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, увеличения привлекательности инвестиций) [6].

6.  По форме предоставления:

·     льготные режимы налогообложения (предоставляют более благоприятные условия налогообложения для определенной категории налогоплательщиков, отвечающих установленным критериям). Данный вид налоговых льгот также в своих работах выделял И.А.Майбуров, считая их не привязанным к конкретным элементам налогообложения.

·     льготы в виде освобождения (полный или частичный вывод из-под налогообложения конкретной категории налогоплательщиков или налогоплательщиков, соответствующих установленным критериям);

·     льготы в виде изъятия (вывод из-под налогообложения определенные части объекта налогообложения);

·     льготы в виде вычетов (уменьшение величины налоговой базы) [1];

·     льготы в виде скидки (использование пониженных или нулевых налоговых ставок);

·     льготы в виде отсрочки, рассрочки и кредиты (позволяют изменить срок уплаты налога).

В настоящее время насчитывается более 200 налоговых льгот, которые предоставляются налогоплательщикам в Российской Федерации в различных формах; в том числе предоставляемых в форме вычетов, изъятий, освобождений около 30, в то время как в Соединенных Штатах Америки – около 100, Великобритании и Франции – 70-80 [4].

Государство на этапе определения набора налогов, применяемых на конкретной территории, и соответственно состав налогоплательщиков, а также элементы налогов, такие как объекты налогообложения, налоговые базы и налоговые ставки, закладывает механизм налогового льготирования путем включения/исключения из налоговых обязательств конкретного налогоплательщика и/или элемента налогообложения [5].

Учитывая вышеизложенное, классификация налоговых льгот имеет не только теоретическое, но и немаловажное практическое значение, которое позволяет провести более глубокое исследование налоговых льгот с правовой и юридической точек зрения, выявить характерные проблемы регулирования отдельных их видов, провести анализ налоговой системы в целом на предмет перенасыщения налоговыми льготами, а также оценить целесообразность их предоставления и эффективность и последствия их применения, в том числе и для государства в целом.

В заключении хотелось бы отметить, что в действующем законодательстве отсутствует закрепленный перечень видов налоговых льгот, а обозначить вышеуказанную классификацию как окончательную на длительный период, считаем не правомерным, так как во время постоянного развития государства, возможно появление новых налогов, тенденций, которые связаны с осуществлением политических, экономических и других целей, а также видоизменение и отмена действующих налогов.

 

Список литературы:
1. Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики. Финансы // 2010. № 2. С. 39 - 40.
2. Быков С.С. Классификация налоговых льгот как условие и этап оценки их эффективности // Известия ИГЭА. 2013. №5. С.20-26.
3. Гринкевич А.М. Основные направления реформирования системы налоговых льгот в Российской Федерации//Вестник Алтайской академии экономики и права. 2013. № 3. С. 49-52. 
4. Данданян Д.А. Налоговые льготы как форма государственной поддержки//Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 6. № 2. С. 18-28.
5. Калаков Р.Н. О НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТАХ И ПРЕФЕРЕНЦИЯХ//Международный бухгалтерский учет. 2011. № 26. С. 52-62.
6. Малько А.В., Морозова И.С. Льготы в российском праве (проблемы теории и практики). Саратов, 2012. С. 94.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // КонсультантПлюс.