Статья:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕСУРСОВ ФИРМЫ

Конференция: XXXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Оразмагамбетова А.Е. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕСУРСОВ ФИРМЫ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2(31).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 44 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕСУРСОВ ФИРМЫ

Оразмагамбетова Алия Ермековна
магистр Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза, Республика Казахстан, г. Караганда
Доскалиева Баян Биккаировна
научный руководитель, д-р экон. наук, проф. Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза, Республика Казахстан, г. Караганда

Организации и предприятия Республики Казахстан в целях реализации своей деятельности применяют разнообразные экономические ресурсы, которые включают основные долгосрочные активы и оборотные средства. Для производства продукции предприятия должны своевременно приобретать у своих поставщиков требуемые ресурсы в том количестве, которое является более экономически обоснованным. В краткосрочном периоде планирования спроса на материальные ресурсы заключается в предположении, что организация покупает необходимый ресурс на конкурентном рынке и, в свою очередь, реализует произведенную продукцию на своей доле рынка.

Любое предприятие, планируя величину прибыли, должно взвешивать выгоды от приобретения каждой дополнительной единицы ресурсов, позволяющей ему производить и продавать больше продукции. Предприятие принимает решение о приобретении дополнительных ресурсов на основе сравнения получаемого или планируемого предельного дохода от применения этого ресурса с его предельными издержками.

Совершенствование планирования потребности различных ресурсов на каждом предприятии должно ориентироваться на удовлетворение имеющегося спроса на продукцию и соответствующего предложения с максимально возможной эффективностью производства.

Проблемы наличия и осуществления своевременных поставок материальных ресурсов предприятия, к которым относят запасы, сырье, материалы и полуфабрикаты (оборотные активы), а также требуемых машин, оборудования и сооружений (долгосрочных активов), является актуальным вопросом для многих организаций и предприятий.

Планирование ресурсов организации начинается уже на прединвестиционной фазе, при проведении разработки технико-экономического обоснования планируемого производства работ, услуг, далее продолжается непосредственно на фазе планирования, где проводится непосредственный расчет потребностей в ресурсах и возможностях их обеспечения.

На основании практики деятельности крупных предприятий Республики Казахстан, таких как АО «Арселор Миталл Темиртау», основные мероприятия, предпринимаемые для эффективного управления материальными ресурсами, можно свести к следующему:

1)  проведение диагностики потребностей предприятия в материальных ресурсах на основании информации, содержащейся в сметной до­кументации по организации производственного процесса в целом. Проведение разработки календарных графиков осуществления поставки требуемых ресурсов при возникновении их необходимости;

2)  анализ поставщиков материальных ресурсов на основании исследования квалификационных данных претендентов как результат торгов либо с помощью осуществления переговоров с надежными и проверенными поставщиками;

3)  проведение поэтапной поставки материальных ресурсов на предприятие. Так, на первом этапе производится размещение заказов у выбранных поставщиков, на втором этапе производится поставка заказанных материальных ресурсов в соответствии с выбранным гра­фиком;

4)  осуществление контроля поставок материальных ресурсов на основании соотнесения плана с фактическим временным промежутком поставок дифференцировано по каждому из видов материальных ресурсов.

Главной задачей управления материальными ресурсами является их обеспечение и оптимальное применение для достижения конечной цели - создания продукции, работ, услуг на предприятии, а затем сравнение фактических результатов с плановыми.

Процесс совершенствования планирования материальных ресурсов предусматривает порядок проведения основных процессов, к которым относим: закупку, поставку, распределение ресурсов и управление запасами поставленных ресурсов на складе и в производственном процессе.

В связи с этим можно выделить структурную модель процесса планирования материальными ресурсами, которая отражена на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Модель процесса планирования материальных ресурсов предприятия

 

При осуществлении производства ресурсы предприятия ограничены, ввиду чего необходимо постоянное управление ими. Среди задач управления материальными ресурсами как средства их планирования является:

a)  управление осуществлением закупок ресурсов;

b)  управление снабжением, что включает в себя:

·     управление поставками ресурсов;

·     управление запасами ресурсов;

·     управление распределением ресурсов по работам.

На рисунке 2 представим структуру материально-технического обеспечения производственного процесса с помощью ресурсов.

Согласно представленной схемы, закупки и снабжение ресурсами предприятия являются центральными элементами систе­мы управления материальными ресурсами. Процесс закупки являются наиболее сложными в управлении ресурсами и требует организации эффективного закупа как по цене, так и по количеству.

 

Рисунок 2. Структура материально-технического обеспечения производственного процесса

 

Можно выделить два основных подхода к совершенствованию планирования ресурсов фирмы:

1)  необходимость применения в стратегическом планировании укрупненных методов установления потребностей в экономических ресурсах;

2)  потенциал применения натуральных показателей (измерителей) расхода производственных ресурсов.

В процессе осуществления планирования потребностей в материальных ресурсах в долгосрочной перспективе необходимо решать следующие задачи:

·     дефиниция состава требуемых входных ресурсов и их группирование по видам, функциям, способам осуществления закупок, срокам хранения и прочим признакам;

·     определение аргументированных сроков закупки необходимых ресурсов;

·     предпочтение основных поставщиков по видам требуемых предприятию ресурсов;

·     координирование с поставщиками важнейших требований производства к качеству входных ресурсов;

·     проведение расчета необходимых ресурсов, размеров транспортных партий и числа поставок материалов и комплектующих изделий;

·     установление издержек на приобретение, транспортировку и хранение материальных ресурсов.

Проведение планирования потребности входных ресурсов во многих предприятиях и организациях является наиболее разработанной стадией внутрипроизводственного управления. Оно должно воздействовать на все остальные процессы производства, распределения и потребления, материальных благ и находиться, в свою очередь, под воздействием каждого из них. Вместе с тем на большинстве наших предприятий, как и на зарубежных фирмах, определение потребности ресурсов сводится в основном лишь к финансовому планированию. Деньги не являются единственным и наиболее важным ресурсом в перспективном или стратегическом планировании.

При планировании перспективной потребности входных ресурсов следует также учитывать, что ни ранее рассчитанные показатели, ни выработанные плановые решения, ни основные источники снабжения не следует в будущем принимать как нечто неизменное или постоянное. Предварительные допущения, используемые при оценке потребностей в ресурсах, необходимо периодически пересматривать, чтобы знать степень реальности изменяющихся со временем потребностей и возможность появления лучших поставщиков и эффективных способов выполнения поставок.

 

Список литературы:
1. Ансофф И. Стратегическое управление: Москва: Экономика, 2009. — 303 с.
2. Парахина В. Н., Максименко А. С., Панасенко С. В. Стратегический менеджмент – учебник, 2012. – 496 с.
3. Виханский О. Стратегическое управление. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 2013. – 296 с.
4. Романов А.П., Жариков И.А. Стратегический менеджмент: учебное пособие. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2013. – 80 с.