ПРОБЛЕМАТИКА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ
Секция: 11. Экономика
XXXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ПРОБЛЕМАТИКА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ
Анализ «теневой» экономики, ее качественных особенностей, унаследованных от системы директивно-плановых отношений, не может быть достаточно полным без обобщения исторического опыта. Данный анализ, прежде всего, должен базироваться на изучении ретроспективы развития процессов «тенизации» экономики в России, происходивших в экономике бывшего СССР. Это важно сделать, поскольку в настоящее время имеет место быть, довольно ошибочная точка зрения, что современную «теневую» экономику, а также современную «мафию» породила существующая власть, и этому как катализатор способствовал исключительно процесс рыночной трансформации.
Неконъюнктурный взгляд на наше не совсем далекое прошлое на самом деле показывает, что это далеко не так. Масштабная «тенизация» экономики и выход на арену экономического криминалитета в СССР приходится на середину 60-х - начало 70-х годов, а уже в конце 80-х годов теневой оборот ее хозяйственно-коммерческой деятельности по экспертным оценкам превышал даже бюджеты некоторых союзных республик. [1]
Следовательно, не подтверждается весьма распространенный тезис, что организованная преступность и уголовная экономика не могут возникнуть и существовать в условиях тоталитарного государства, которое по логике не должно допускать разделения властей ни с кем другим.
В своих «доперестроечных» исследованиях советские ученые, как правило, к теневой экономике относили скрытую хозяйственную деятельность, которая базировалась на:
1) Нецелевом использовании государственных производственных ресурсов.
2) На технологических, финансовых, экологических нарушениях официальных норм с целью личного или группового обогащения.
3) На коррупции.
4) На искривленной отчетной информации (в пользу предприятий
и ведомств).
К вышеперечисленным видам теневой деятельности относились:
1) Приписки, хищения государственных материальных, технических и финансовых ресурсов.
2) Мелкое хищение на производствах (так называемые «несуны»), что приобрели массовый характер.
3) Подпольная предпринимательская и производственная деятельность («цеховики»).
4) Выпуск неучтенной продукции (услуг) на государственных предприятиях.
5) Нарушения в розничной торговле и общественном питании.
6) Перепродажу дефицитных бытовых товаров и продуктов питания (спекуляция).
7) Неофициальное предоставление бытовых услуг, изготовление
и реализация самогона, иных спиртных напитков домашнего производства и тому подобное.
К теневой экономике относили и «криминальную» экономику (наркобизнес, спекуляцию, торговлю оружием, торговлю краденым, контрабанда спирта и так далее), а также личное подсобное хозяйство и индивидуальную трудовую деятельность.
Значительно усилилось внимание к изучению теневой экономики
в СССР во время периода «перестройки». Это можно объяснить тем, что сама жизнь требовала неконъюнктурного анализа этой существенной составляющей социалистической экономики, поскольку после продолжительного периода «застоя», именно теневая экономика начала бурно развиваться на ранних стадиях процесса рыночной трансформации. Именно в период перестройки многие ученые начали открывать существующую «аномалию», то есть то, что теневая экономика может также иметь и определенное положительное влияние на нормализацию процессов, которые происходили в народном хозяйстве. Начиная со второй половины 80-х годов XX века уже нельзя было назвать ни одной отрасли экономики, где бы не переплетались процессы, которые вроде исключали друг друга, а вся экономика стала носить парадоксальный характер, когда грани между теневой и легальной экономикой сильно размывались. [1, c. 110]
Теневая экономика СССР на этом этапе имела ряд характерных особенностей, которые были присущи только ей. С одной стороны, по происхождению она оставалась следствием административно-командной системы и не воспринимала законов цивилизованного рынка. С другой стороны, теневые дельцы уже в то время вынуждены были пускать в продуктивный оборот свои капиталы и тем самым подталкивать «маркетизацию» хозяйственной жизни, ускорять процессы рыночной трансформации. Это своеобразное переплетение противоположных качественных проявлений и определяло характер деятельности, структуру и функции теневой экономики, которые действовали в условиях распада административно-централизованной экономической системы СССР. Период «перестройки» засвидетельствовал дальнейшую невозможность «списывать» все то, что связано с теневой экономикой, на недостатки правоохранительной деятельности.
Среди основных причин разрастания «теневого» сектора в СССР советские ученые выделяли следующие:
1) Всеобщее огосударствление собственности.
2) Гиперцентрализация народнохозяйственного комплекса.
3) Несовершенство хозяйственного механизма, административно-командные формы управления экономикой.
4) Непаритетные и неуравновешенные цены.
5) Запрет на индивидуальную трудовую и коммерческую деятельности, основанные на частной собственности.
6) Произвольные налоги.
7) Недостатки правового регулирования хозяйственной деятельности, которые оставляют значительные возможности для преступных действий или провоцируют к ним.
8) Недостаточность официальных стимулов и мотивов к трудовой деятельности граждан и производственной деятельности предприятий.
9) Значительный товарный дефицит, который был следствием указанных недостатков и вызвал на это ответную реакцию «предприимчивых» людей [3].
На современном этапе доля теневой и неформальной экономики наиболее ярко отражает уровень коррупции и криминализации страны или региона. В Российской Федерации доля неформальной экономики не уменьшается, а в 2014 году даже выросла.
Сопоставление рейтингов регионов показывает, что доля неформальной экономики ниже в промышленных регионах, где есть рабочие места и в регионах с низкой долей сельскохозяйственной продукции. В Москве - всего лишь 4,1% занятых в неформальной экономике в 2013 году и Санкт-Петербурге — 2,8%. В обеих столицах - избыток рабочих мест, отсюда самые низкие доли неформальной экономики [6].
Теневая экономика ниже в промышленных регионах: в Челябинской, Свердловской, Кемеровской, Липецкой, Калужской, Тюменской, Московской областях и особенно высока там, где почти нет промышленности: в республиках Северного Кавказа и других окраинных республиках.
Теневая экономика во всех странах учитывается в ВВП и ВРП. В ВВП РФ она вносит 14-15%. Лидеры по вкладу теневой экономики в добавленную стоимость отрасли: сельское хозяйство, строительство и торговля. Наиболее «чиста» от неуплаты налогов - промышленность.
По мнению экономистов, причины теневой экономики в России бывают - экономические, социальные, правовые [2, c. 15].
К экономическим причинам можно отнести стихийный характер развития рыночной экономики. Это в первую очередь неравномерность развития различных сфер, структур экономики и регионов, инфляционные процессы. Теневая составляющая экономики усиливается, когда государство не может создавать благоприятные условия для функционирования предпринимательства. Так, во время экономических кризисов переходного периода от командно-административной к рыночной экономике теневая экономика получает дополнительные стимулы для своего возвышения.
К социальным причинам можно отнести, во-первых, двойственную природу человека, которая заключается в постоянной борьбе добра и зла. Личные интересы часто противоречат общественным. Это становится поводом для личного обогащения в теневой сфере экономики. Во-вторых, дифференциацию общества по имущественным признакам. В теневую экономику втягивались, как правило, представители бедных и маргинальных слоев населения, среди которых - молодежь, безработные, рабочие-мигранты и другие. Они были самыми многочисленными представителями теневой экономики. Основная масса представителей криминальных экономических действий также формируется в этой среде.
К правовым причинам следует отнести несовершенство правовой базы. Даже в рыночно развитых странах экономические процессы опережают правовую основу. Государственное законодательство, как правило, отстает от новых реалий экономической жизни [2, с. 22].
Теперь необходимо раскрыть возможные пути детенизации теневой экономики. Несмотря на то, что теневая экономика в последние годы изменилась как по сути, так и по формам проявления, для ее легализации необходимые изменения в экономической модели регулирования экономики это исправление образованных в предыдущие годы диспропорций и воспроизводственных механизмов, а также восстановление баланса интересов. По-прежнему, теневая экономика является результатом неэффективной модели управления, а потому успехи на пути ее преодоления будут зависеть от профессионализма специалистов, осуществляющих реформы.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что приоритетным и принципиально важным направлением современной экономической политики государства является детенизация экономики. При разработке стратегии детенизации следует учитывать наличие достаточно широкой базы заинтересованности в сохранении существования теневой экономики среди:
1) Субъектов теневой экономики, которые, накопив значительные капиталы, заинтересованы в дальнейшем развитии своего бизнеса, однако не имеют правовых условий и, часто, экономической заинтересованности в их выводе в официальный сектор экономики.
2) Легальных предпринимателей, которые считают целесообразным частично осуществлять операции за пределами действующего законодательства с целью оптимизации расходов, чтобы избежать фискального давления и увеличения доходности бизнеса.
3) Рядовых граждан, которые вынуждены пополнять собственные доходы за счет теневой сферы из-за низкого уровня официального дохода.
4) Представителей руководства части государственных предприятий, которые, воспользовавшись фактической бесконтрольностью использования госсобственности, перевели юридически государственные производственные ресурсы под фактический частный контроль, что сделало государственную собственность источником доходов теневого сектора, привело к резкому снижению эффективности государственных предприятий.
5) Части государственных служащих различного уровня, в первую очередь в местных органах власти и силовых структурах, которые получали выгоду от коррупционных действий, обусловленных осуществлением теневых операций [5].
Промедление с внедрением в предыдущие годы действенной политики детенизации экономики, которая предусматривала «мягкую» модель адаптации некриминальных теневых капиталов к деятельности в легальной экономике и отделение бизнеса от власти, обусловило значительное обострение проблем, связанных с детенизацией экономики. Поскольку сфера теневой экономики будет сохранять привлекательность до тех пор, пока не будут созданы условия надлежащей доходности деятельности в официальной сфере, следует ожидать попытки сохранить контакт местных деловых и управленческих элит с целью сохранения сложившихся схем теневых экономических операций, в том числе путем сращивания бизнес-структур с новыми структурами власти. Эта угроза усиливается в результате назначения на руководящие должности значительного количества лиц, близких к предпринимательским структурам, которые часто не имеют надлежащих навыков управленческой деятельности.
Важными общими факторами детенизации экономики являются:
1) Определение четкого курса экономических преобразований с артикулированными прозрачными стратегическими приоритетами.
2) Деполитизация экономики, введение подконтрольности и ответственности власти.
3) Установление в России благоприятного экономико-правового климата для развития национального предпринимательства и восстановления устойчивого экономического роста.
4) Ограничение монопольного поведения во всех сферах экономической деятельности.
5) Внедрение открытого диалога органов государственной власти с представителями субъектов хозяйствования.
Важным фактором детенизации экономики должно стать продолжение широкомасштабной налоговой реформы, направленной на снижение и выравнивание налогового бремени, упрощение налоговой системы, усиление налогового контроля за уровнем издержек производства, поощрения инвестиционной деятельности и накопления амортизационных фондов предприятий, минимизацию расходов на выполнение
и администрирования налогового законодательства.
При этом следует подвергнуть сомнению мнение об эффективности максимальной унификации политики в отношении всех субъектов хозяйствования путем отмены налоговых и таможенных льгот для снижения уровней коррумпированности и тенизации экономики. Лишение государства этого инструмента структурной политики приведет к углублению диспропорций экономического и социального развития, а значит, будет сохранять базовые предпосылки тенизации экономики. Целесообразным представляется переход к определенной кодифицированной системе льгот и преференций, которые соответствуют международным экономико-правовым нормам и предоставляются по прозрачным механизмам с равным доступом к ним всех экономических субъектов [4].