ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Секция: 11. Экономика
XXXVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В современных условиях рыночной экономики привлечение инвестиций в регионы становится неотъемлемой частью функционирования экономики самого субъекта, учитывая тот факт, что приток инвестиции в экономику страны оказывают влияние на конкурентоспособность данной страны и ее регионов в системе мировой экономики. Поэтому повышение инвестиционной привлекательности для регионов является в настоящий момент одной из самых актуальных задач. Помимо этого, привлечение инвестиции способствует развитию отраслевой экономики, внедрению новых технологий, позволяющих эффективно использовать имеющиеся ресурсы, созданию новых рабочих мест и других составляющих и, именно поэтому в нем заинтересованы как развитые, так и развивающиеся страны, и их регионы. Однако необходимо учитывать, как социально-экономические, так и природно-ресурсные параметры, определяющие стратегию социально-экономического развития. На сегодняшний день проблемой эффективного регионального управления является организация механизмов, которые способствуют экономическому росту в условиях стабильной социально-политической ситуации.
Для комплексной оценки инвестиционной привлекательности регионов России была выбрана авторская методика определения интегрального показателя В.Е. Андреева, которая позволяет оценить инвестиционную привлекательность региона, то есть его инвестиционный потенциал (таблица 1).
По данной методике на первом этапе проведения анализа инвестиционной привлекательности регионов были определены блоки показателей, характеризующие основную составляющую инвестиционного потенциала. Для анализа выбраны семь регионов Российской Федерации: Кемеровская область, Новосибирская область, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Республика Татарстан, Омская область, Ульяновская область. Исследование основывается на статистических данных, которые повышают объективность полученных результатов и расширяют возможности их применения в части межрегиональных сравнений и изучения динамики состояния инвестиционного потенциала в динамике с 2005–2014 гг.
Таблица 1.
Основные показатели, используемые в исследовании
|
Блок |
Показатели |
Методика расчета |
||
№1
|
Нормативно-правовые акты (НПА) |
Наличие закона Регионального |
Xi/Xmax |
||
Наличие стратегии инвестиционного развития |
Xi/Xmax |
||||
Наличие программы или комплекса мер по инвестиционному развитию региона |
Xi/Xmax |
||||
Ср.ар (1блока) = (I1 + I2 + I3 + I4 )/4 |
|||||
№2
|
Организационные факторы (ОФ) |
Наличие государственного органа по инвестициям |
Xi/Xmax |
||
Наличие инвестиционных фондов развития |
Xi/Xmax |
||||
Наличие объектов инновационной инфраструктуры (технопарков) |
Xi/Xmax |
||||
Ср.ар (2блока) = (I1 + I2 + I3 + I4 )/4 |
|||||
№3
|
Финансирование (Фин) |
Инвестиции в основной капитал |
Xi/Xmax |
||
Инвестиции в основной капитал организаций с участием иностранного капитала |
Xi/Xmax |
||||
Инвестиции в основной капитал на душу населения |
Xi/Xmax |
||||
Ср.ар (3блока) = (I1 + I2 + I3 + I4 )/4 |
|||||
№4
|
Результативность (Рез) |
Индекс физического объема инвестиции в основной капитал |
Xi/Xmax |
||
ВРП на душу населения |
Xi/Xmax |
||||
Ранг в рейтинге инвестиционного потенциала среди субъектов РФ |
Xi/Xmax |
||||
Ср.ар (4блока) = (I1 + I2 + I3 + I4 )/4 |
|||||
ИП = |
На втором этапе выбранные показатели были преобразованы в сопоставимый вид, применяя следующую формулу:
(1)
где: I – индекс показателей каждого отдельного блока;
Xi – фактическое значение i-того показателя;
Xmax –максимальное значения показателя в рассматриваемый период среди всех исследуемых регионов.
После расчета показателей каңдого блока был произведен расчет субинтегральных индексов по каждому блоку методом средней арифметической. Рассмотрим на примере первого блока показателей:
(2)
где: I – индекс показателей каждого отдельного блока;
n - количество анализируемых показателей в блоке;
На третьем этапе анализа статистических данных был произведен расчет интегральных индексов: индекс первого блока (НПА), индекс второго блока (ОФ), индекс третьего блока (Ф), индекс четвертого блока (Р). Расчеты были произведены по следующей формуле:
ИП = (3)
Таким образом, для расчета интегрального показателя инвестиционного потенциала регионов СФО и ПФО с 2005-2014гг. были приведены показатели в соответствие друг с другом. После произведенных расчетов были получены следующие данные, которые представлены в таблице № 2.
Таблица 2.
Интегральные значения инвестиционного потенциала регионов России
Субъект |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Кемеровская область |
0 |
0 |
0 |
0,051 |
0,032 |
0,085 |
0,086 |
0,092 |
0,072 |
0,093 |
Новосибирская область |
0,006 |
0,008 |
0,008 |
0,024 |
0,018 |
0,014 |
0,039 |
0,042 |
0,052 |
0,113 |
Республика Башкортостан |
0,009 |
0,008 |
0,011 |
0,014 |
0,007 |
0,015 |
0,084 |
0,081 |
0,0732 |
0,112 |
Удмуртская Республика |
0 |
0,012 |
0,006 |
0,006 |
0,006 |
0,010 |
0,013 |
0,010 |
0,040 |
0,085 |
Республика Татарстан |
0,065 |
0,064 |
0,065 |
0,071 |
0,073 |
0,095 |
0,103 |
0,010 |
0,165 |
0,131 |
Омская область |
0,005 |
0,006 |
0,031 |
0,034 |
0,023 |
0,018 |
0,010 |
0,011 |
0,051 |
0,061 |
Ульяновская область |
0,012 |
0,013 |
0,036 |
0,048 |
0,047 |
0,022 |
0,031 |
0,065 |
0,060 |
0,050 |
Подводя итоги, отметим, что все расчетные величины находятся в интервале [0;1], где 0 - соответствует минимальному значению признака уровня инвестиционной привлекательности региона, а 1 — максимальному. Нормирование показателей на основе линейного масштабирования осуществляется в каждый исследуемый год. По подсчетам интегрального показателя за 2005–2014 год самыми развитыми регионами являются Республика Татарстан и Республика Башкортостан об этом свидетельствуют наличие законодательной базы для стимулирования развития инвестиционного потенциала и защиты инвесторов; долгосрочные, краткосрочные программы, принятые для развития региона; наличие инновационной инфраструктуры и наличие инвестиционных и венчурных фондов. Менее развитыми регионами являются Новосибирская область, Омская область, Кемеровская, Ульяновская область и Удмуртская Республика. В период Мирового Экономического кризиса в менее развитых регионах наблюдался спад экономики, что в результате повлияло на инвестиционную привлекательность регионов. Что касается более развитых регионов, то в этих регионах даже во время экономического кризиса продолжается приток инвестиции. Это связано в первую очередь с ресурсным потенциалом (наличие природных ресурсов, добыча нефти и газа). Однако не стоит упускать из виду наличие ранга инвестиционного потенциала среди субъектов, который ежегодно рассчитываются рейтинговыми агентствами. Исходя из него, высоким инвестиционным потенциалом обладают регионы: Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Кемеровская область, Новосибирская область. Такие регионы как Ульяновская область, Омская область Удмуртская республика менее привлекательны и развитие этих регионов, как в экономическом плане, так и в развитии инновационной инфраструктуры происходит медленно. Для повышения уровня инвестиционной привлекательности регионов необходима регулярная комплексная оценка показателей и на основе их разработка научно обоснованного комплекса мер, направленных на повышение инвестиционного потенциала и снижение инвестиционного риска.