СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕХ МОДЕЛЕЙ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ
Секция: 11. Экономика
XXXVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕХ МОДЕЛЕЙ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. Развитие любой организации происходит по определенным этапам, которые имеют свои особенности и характеристики. Вследствие разнообразных подходов и взглядов на фазы жизненного цикла предприятия, образуются различные модели. Для правильного выбора той или иной модели жизненного цикла, следует понимать и различать ее основные отличительные черты.
Ключевые слова: жизненный цикл, модели, этапы, организация.
Вследствие подробного изучения внутренней природы фирмы, выявилась определенная закономерность событий, происходящих с различными компаниями. Проходя взаимосвязанные этапы развития, организация колеблется в показателях и размерах, образуя тем самым жизненный цикл. Так возникла концепция жизненного цикла организации, в период 60-х гг. ХХ столетия. Опираясь на концепцию жизненного цикла, появляется возможность объяснить причины организационных изменений.
В качестве инструментария реализации концепции жизненного цикла организации (ЖЦО) выступает механизм перехода с одного этапа на другой. Сама модель ЖЦО создана для формулировки стратегии компании. «Теория концепции жизненного цикла организации подразумевает создание и рассмотрение двух направлений развития: по теоретическим и эмпирическим моделям» [3, с. 42]. Ученые долгое время опирались только на теоретические модели жизненного цикла. «К концу 80-х г. прошлого столетия рассмотрение вопросов, связанных с жизненным циклом организации началось с новой стороны, стали применяться эмпирические подходы» [6, с. 117].
Общие представления о циклических колебаниях в экономике были связаны с именами таких ученых как Д.Риккардо, Т.Мальтуса, К.Жюгляр. Более подробное рассмотрение и обоснование теории экономических циклов отдается ученым А. Маршаллу и А.А.Богданову.
«Значительное влияние на развитие концепции ЖЦО оказали становление и развитие эволюционной теории экономических изменений и работы Р. Нельсона и С. Уинтера. Согласно эволюционной экономической теории, механизм изменений в организации связан с изменчивостью, наследованием и отбором» [7, с 61]. В данном случае организация представлена в дуалистическом характере. А именно с одной стороны в качестве члена делового сообщества, с другой стороны, она выступает как объект, имеющий собственные принципы и традиции при принятии управленческих решений, касающихся жизненного цикла. При этом учитывается поведение организации в зависимости от влияния внешней и внутренней среды, которое изменяется вместе с организацией. Идеи эволюции деятельности организации, исследуемые в рамках экономической теории, неоднозначны и нередко не показывают причин перехода организации из одной стадии развития в другую или изменение этапов жизненного цикла. «В рамках эволюционного подхода таким источником предлагается считать влияние внешних сил, в том числе изменения в отрасли, которые вынуждают организации искать новые, более подходящие рутины, что приводит к следующему этапу развития» [5, с. 96].
Теоретической основой концепции развития организации в соответствии с её жизненным циклом послужили определённые достижения в области управленческих наук, к которым мы можем отнести теорию организации и теорию стратегического управления. Эволюционные идеи рассматриваемой концепции, представленные различными взглядами и подходами учёных – экономистов, заключаются междисциплинарной природе жизненного цикла организации. Исследования показывают, что существуют несколько теоретических направлений эволюционной парадигмы становления и развития организации в соответствии со своим жизненным циклом. Одним из перспективных направлений можно выделить экологию организационных популяций. Данное направление базируется на теории естественного отбора в зависимости от качественного состояния бизнеса и финансового положения организации на рынке свободной конкуренции.
Вопреки всеобщему мнению, что данный подход воспринимается как слишком детерминистский, у него есть свой неоспоримый плюс – он просто и доступно объясняет процессы, связанные с рождением, выживанием, развитием и смертью организаций.
Опираясь на теорию ресурсной зависимости, любая организация свободно взаимодействует с внешней средой, из-за отсутствия возможности создавать абсолютно все ресурсы в которых она нуждается. Эти взаимоотношения, выстраиваемые на разных стадиях жизненного цикла, развиваются по-разному. В дальнейшем это может привести либо к смерти компании, либо наоборот к прогрессу. Так же следует учитывать влияние различных ресурсов, оно обосабливает направление развития организации. Поскольку доступность, тех или иных средств и возможностей, на разных стадиях жизненного цикла, определяет уровень развития организационных форм и моделей ЖЦО.
В универсализации взглядов на разъяснение концепции ЖЦО, как с теоретической, так и с эмпирической точки зрения, была представлена междисциплинарная сущность концепции. Она описывает изменение предприятия в определенный период времени как развитие живого организма. Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и скучноватой старости … Организации могут преодолевать время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками» [1, с. 267]. Все стадии жизненного цикла организации протекают последовательно, являясь следствием предыдущей, рассматривая при этом широкий спектр организационных составляющих. В целом, принято выделять четыре стадии ЖЦО: становление, рост, зрелость и упадок. Последняя имеет возможность, при правильном подходе, перейти в стадию обновления (рис.1).
Рисунок 1. Основные стадии жизненного цикла
Проанализировав все стадии ЖЦО, можно констатировать «наличие зависимости лидерства руководителя от стадий жизненного цикла: его востребованность уменьшается от стадии зарождения к стадии зрелости, затем возрастает на стадии упадка» [2].
Каждый из авторов берет за основу разные характеристики, рассматривая их под разным уклоном. Разногласия, которые появились у ученых при исследовании концепции, начиная от названий и количества этапов в модели и заканчивая тем, что не достигнуто согласование в едином подходе к методологии исследования ЖЦО, в результате привели к появлению теоретического плюрализма.
Таблица 1.
Этапы жизненного цикла организации
Автор |
Описание модели ЖЦО |
Этапы |
Взгляд на проблему |
Ларри Грейнер |
Рассматривает организацию как организм; опыт прошлого оказывает сильное влияние на будущее; не имеет временных оценок |
1. Рост через креативность; 2. Рост через директивное руководство; 3. Рост через делегирование; 4. Рост через координацию; 5. 5.Рост через сотрудничество |
Общий |
Ицхак Адизес |
Любая организация имеет проблемы роста и угрозу возникновения патологий. В организации существует зависимость гибкости и управляемости от возраста компании |
1. Выхаживание; 2. Младенчество; 3. 3."Давай-давай"; 4. Юность; 5. Расцвет; 6. Стабилизация; 7. Аристократизм; 8. Ранняя бюрократия; 9. Бюрократизация; 10. 10.Смерть |
Синтез |
Ричард Торбет |
Организация проходит естественную последовательность стадий ЖЦО, на каждой определяется индивидуальное восприятие сложившейся ситуации |
1. Стадия вымыслов; 2. Стадия инвестиционная; 3. Стадия устойчивости; 4. Стадия опытов и экспериментов; 5. Стадия определения производительности; 6. Стадия конъюнктурного выбора структуры; 7. Стадия базового единства; 8. 8.Стадия консервативных порядков |
Новый |
На основе представленной информации, были проанализированы разные взгляды на жизненный цикл организации. «В каждой модели существует три этапа, которые обязательно проходит любая организация - это появление, расцвет и смерть» [8, с.214]. «Остальные стадии, через которые пройдет компания зависят от особенностей и индивидуальных параметров предприятия и выбранной ею стратегией» [4, с.35]. Однако в любой модели важна роль руководителя, который руководствуясь концепцией ЖЦО, сможет предвидеть проблемы и кризисы, обходит их стороной, и успешно осуществить выбранную стратегию.
В настоящее время, экономическое общество находится в состоянии некой неопределенности, поскольку кризисы могут возникнуть в любой момент и любого масштаба. Следовательно, недостаточно классической модели жизненного цикла организации. Следует выбирать более подробные модели, где период перехода с одного этапа на другой занимает относительно небольшой промежуток времени. Тем самым появляется возможность для своевременной реакции со стороны организации на те, или иные начинающиеся изменения. В данной статье, такой моделью может считаться модель жизненного цикла организации по И. Адизесу. Думается, что она будет наиболее удобной для большинства наших организаций, среднего и малого бизнеса.