Статья:

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕХ МОДЕЛЕЙ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Конференция: XXXVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Звягинцева А.А. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕХ МОДЕЛЕЙ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(36). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/7(36).pdf (дата обращения: 19.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕХ МОДЕЛЕЙ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Звягинцева Александра Андреевна
студент Смоленского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Смоленск
Карпова Татьяна Петровна
научный руководитель, д-р экон. наук, заведующая кафедрой Смоленского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Смоленск

Аннотация. Развитие любой организации происходит по определенным этапам, которые имеют свои особенности и характеристики. Вследствие разнообразных подходов и взглядов на фазы жизненного цикла предприятия, образуются различные модели. Для правильного выбора той или иной модели жизненного цикла, следует понимать и различать ее основные отличительные черты.

Ключевые слова: жизненный цикл, модели, этапы, организация.

Вследствие подробного изучения внутренней природы фирмы, выявилась определенная закономерность событий, происходящих с различными компаниями. Проходя взаимосвязанные этапы развития, организация колеблется в показателях и размерах, образуя тем самым жизненный цикл. Так возникла концепция жизненного цикла организации, в период 60-х гг. ХХ столетия. Опираясь на концепцию жизненного цикла, появляется возможность объяснить причины организационных изменений.

В качестве инструментария реализации концепции жизненного цикла организации (ЖЦО) выступает механизм перехода с одного этапа на другой. Сама модель ЖЦО создана для формулировки стратегии компании. «Теория концепции жизненного цикла организации подразумевает создание и рассмотрение двух направлений развития: по теоретическим и эмпирическим моделям» [3, с. 42]. Ученые долгое время опирались только на теоретические модели жизненного цикла. «К концу 80-х г. прошлого столетия рассмотрение вопросов, связанных с жизненным циклом организации началось с новой стороны, стали применяться эмпирические подходы» [6, с. 117].

Общие представления о циклических колебаниях в экономике были связаны с именами таких ученых как Д.Риккардо, Т.Мальтуса, К.Жюгляр. Более подробное рассмотрение и обоснование теории экономических циклов отдается ученым А. Маршаллу и А.А.Богданову.

«Значительное влияние на развитие концепции ЖЦО оказали становление и развитие эволюционной теории экономических изменений и работы Р. Нельсона и С. Уинтера. Согласно эволюционной экономической теории, механизм изменений в организации связан с изменчивостью, наследованием и отбором» [7, с 61]. В данном случае организация представлена в дуалистическом характере. А именно с одной стороны в качестве члена делового сообщества, с другой стороны, она выступает как объект, имеющий собственные принципы и традиции при принятии управленческих решений, касающихся жизненного цикла. При этом учитывается поведение организации в зависимости от влияния внешней и внутренней среды, которое изменяется вместе с организацией. Идеи эволюции деятельности организации, исследуемые в рамках экономической теории, неоднозначны и нередко не показывают причин перехода организации из одной стадии развития в другую или изменение этапов жизненного цикла. «В рамках эволюционного подхода таким источником предлагается считать влияние внешних сил, в том числе изменения в отрасли, которые вынуждают организации искать новые, более подходящие рутины, что приводит к следующему этапу развития» [5, с. 96].

Теоретической основой концепции развития организации в соответствии с её жизненным циклом послужили определённые достижения в области управленческих наук, к которым мы можем отнести теорию организации и теорию стратегического управления. Эволюционные идеи рассматриваемой концепции, представленные различными взглядами и подходами учёных – экономистов, заключаются междисциплинарной природе жизненного цикла организации. Исследования показывают, что существуют несколько теоретических направлений эволюционной парадигмы становления и развития организации в соответствии со своим жизненным циклом. Одним из перспективных направлений можно выделить экологию организационных популяций. Данное направление базируется на теории естественного отбора в зависимости от качественного состояния бизнеса и финансового положения организации на рынке свободной конкуренции.

Вопреки всеобщему мнению, что данный подход воспринимается как слишком детерминистский, у него есть свой неоспоримый плюс – он просто и доступно объясняет процессы, связанные с рождением, выживанием, развитием и смертью организаций.

Опираясь на теорию ресурсной зависимости, любая организация свободно взаимодействует с внешней средой, из-за отсутствия возможности создавать абсолютно все ресурсы в которых она нуждается. Эти взаимоотношения, выстраиваемые на разных стадиях жизненного цикла, развиваются по-разному. В дальнейшем это может привести либо к смерти компании, либо наоборот к прогрессу. Так же следует учитывать влияние различных ресурсов, оно обосабливает направление развития организации. Поскольку доступность, тех или иных средств и возможностей, на разных стадиях жизненного цикла, определяет уровень развития организационных форм и моделей ЖЦО.

 В универсализации взглядов на разъяснение концепции ЖЦО, как с теоретической, так и с эмпирической точки зрения, была представлена междисциплинарная сущность концепции. Она описывает изменение предприятия в определенный период времени как развитие живого организма. Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и скучноватой старости … Организации могут преодолевать время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками» [1, с. 267]. Все стадии жизненного цикла организации протекают последовательно, являясь следствием предыдущей, рассматривая при этом широкий спектр организационных составляющих. В целом, принято выделять четыре стадии ЖЦО: становление, рост, зрелость и упадок. Последняя имеет возможность, при правильном подходе, перейти в стадию обновления (рис.1).

 

Рисунок 1. Основные стадии жизненного цикла

 

Проанализировав все стадии ЖЦО, можно констатировать «наличие зависимости лидерства руководителя от стадий жизненного цикла: его востребованность уменьшается от стадии зарождения к стадии зрелости, затем возрастает на стадии упадка» [2].

Каждый из авторов берет за основу разные характеристики, рассматривая их под разным уклоном. Разногласия, которые появились у ученых при исследовании концепции, начиная от названий и количества этапов в модели и заканчивая тем, что не достигнуто согласование в едином подходе к методологии исследования ЖЦО, в результате привели к появлению теоретического плюрализма.

Таблица 1.

Этапы жизненного цикла организации

Автор

Описание модели ЖЦО

Этапы

Взгляд на проблему

Ларри Грейнер

Рассматривает организацию как организм; опыт прошлого оказывает сильное влияние на будущее; не имеет временных оценок

1.    Рост через креативность;

2.    Рост через директивное руководство;

3.    Рост через делегирование;

4.    Рост через координацию;

5.    5.Рост через сотрудничество

Общий

Ицхак Адизес

Любая организация имеет проблемы роста и угрозу возникновения патологий. В организации существует зависимость гибкости и управляемости от возраста компании

1.    Выхаживание;

2.    Младенчество;

3.    3."Давай-давай";

4.    Юность;

5.    Расцвет;

6.    Стабилизация;

7.    Аристократизм;

8.    Ранняя бюрократия;

9.    Бюрократизация;

10.      10.Смерть

Синтез

Ричард Торбет

Организация проходит естественную последовательность стадий ЖЦО, на каждой определяется индивидуальное восприятие сложившейся ситуации

1.    Стадия вымыслов;

2.    Стадия инвестиционная;

3.    Стадия устойчивости;

4.    Стадия опытов и экспериментов;

5.    Стадия определения производительности;

6.    Стадия конъюнктурного выбора структуры;

7.    Стадия базового единства;

8.    8.Стадия консервативных порядков

Новый

 

На основе представленной информации, были проанализированы разные взгляды на жизненный цикл организации. «В каждой модели существует три этапа, которые обязательно проходит любая организация - это появление, расцвет и смерть» [8, с.214]. «Остальные стадии, через которые пройдет компания зависят от особенностей и индивидуальных параметров предприятия и выбранной ею стратегией» [4, с.35]. Однако в любой модели важна роль руководителя, который руководствуясь концепцией ЖЦО, сможет предвидеть проблемы и кризисы, обходит их стороной, и успешно осуществить выбранную стратегию.

В настоящее время, экономическое общество находится в состоянии некой неопределенности, поскольку кризисы могут возникнуть в любой момент и любого масштаба. Следовательно, недостаточно классической модели жизненного цикла организации. Следует выбирать более подробные модели, где период перехода с одного этапа на другой занимает относительно небольшой промежуток времени. Тем самым появляется возможность для своевременной реакции со стороны организации на те, или иные начинающиеся изменения. В данной статье, такой моделью может считаться модель жизненного цикла организации по И. Адизесу. Думается, что она будет наиболее удобной для большинства наших организаций, среднего и малого бизнеса.

 

Список литературы:
1. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации/ Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014. – 384 с.
2. Кононенко Я.Н. Кризисы роста: модель Ларри Грейнера // Психология и управление – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://blog.tehpod.com.ua/index.php/entry/krizisy-rosta-model-larri-grej... (Дата обращения 16.05.2016).
3. Карпова В.В. Признание справедливой стоимости в международных стандартах финансовой отчетности: единые требования и прежние разногласия.  Экономические и гуманитарные науки. 2012. №6. – 56 с.
4. Карпова Т.П. Бухгалтерский управленческий учет производства: концепция совершенствования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Всероссийский заочный финансово-экономический институт. Москва, 2004. – 48 с.
5. Карпова Т.П., Верецук И.И. Взаимосвязь управленческих технологий и содержания управленческого учета. В сборнике: Научные труды Международной научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ 2012. – 192 с.
6. Карпова Т.П., Верецук И.И. Учет и контроль материальных запасов и затрат в системе управленческого учета. Экономика и предпринимательство. 2015. №8 – 154 с.
7. Карпова Т.П. Управленческий учет и основные теоретические положения контроллинга // В сборнике: Социально-экономическая и финансовая политика России в процессе перехода на инновационный путь развития Материалы международной научно-практической конференции. 2008. – 274 с.
8. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник Серия: Высшее образование Издательство: ИНФРА-М, 2013. – 480 с.