Технологии нанесения теплозащитных покрытий на поверхности деталей горячего тракта ГТД
Секция: Технические науки
XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»
Технологии нанесения теплозащитных покрытий на поверхности деталей горячего тракта ГТД
Аннотация. В данной статье представлен обзор ряда научных работ, в которых исследованы свойства и технологии нанесения покрытий, обеспечивающих теплозащитный эффект изделия. Была изучена доступная информация по созданию жаростойких покрытий и ТЗП ведущими организациями в этой области: ВИАМ и ОКБ им. А.Люльки. А также были выявлены достоинства и недостатки некоторых широко применяемых методов в двигателестроительной отрасли.
Ключевые слова: теплозащитные покрытия (ТЗП), шликерное нанесение, электронно-лучевое нанесение, магнетронное нанесение, газотурбинный двигатель (ГТД).
Приоритетным направлением в современном авиационном двигателестроении является увеличение эффективности газотурбинных установок. Однако повышение желаемых служебных и тактико-технических характеристик напрямую связано с ростом давления и рабочих температур газа в горячем тракте двигателя. Данное явление подтверждает необходимость разработки новых теплозащитных покрытий (ТЗП), удовлетворяющих большому количеству неустанно возрастающих требований. Вследствие появления таких высокотехнологичных материалов возникает вопрос — как их наносить.
ТЗП имеют связующее покрытие, жаростойкий и теплозащитный слои. [2]
Рисунок 1. Структура теплозащитного покрытия
1 – ТЗП;
2 – лопатка;
3 – связующее покрытие;
4 – первый (жаростойкий) слой;
5 – второй (теплозащитный) слой
Одним из наиболее часто применяемых методов нанесения покрытий является шликерный метод.
Его сущность заключается в предварительном нанесении на поверхность детали тонкого слоя шликера (пасты или суспензии), содержащего порошки металлов, их сплавов или окислов, либо их смесей, и в последующей сушке и обжиге при высоких температурах [2].
Анализ исследования, в котором представлены шликерные покрытия, наносимые на различные группы материалов, включая неметаллические [3-5], позволяет выявить технологические преимущества и недостатки данного метода.
Преимущества:
- относительно простой процесс получения сложных и многокомпонентных покрытий
- возможность местного нанесения покрытий на часть детали, что становится максимально ценно при ремонте изделия
- высокая экономичность при нанесении покрытий на крупные детали со сложной поверхностью
Недостатки:
- невозможность покрытия внутренних поверхностей полых деталей
- сложность обеспечения равномерности слоёв по толщине
- зависимость качества и свойств покрытия от квалификации оператора
Несмотря на широту применения шликерного метода нанесения ТЗП на детали газового тракта ГТД, данный метод имеет перспективу в нанесении защитных покрытий на такие сложные детали, как лопатки турбин ГТД.
Вторым по частоте применения является метод электронно-лучевого напыления покрытий со столбчатой структурой (EB-PVD).
На практике данный метод проходит в два этапа: 1 этап — электронно-лучевое испарение компонентов покрытия и 2 этап — осаждение их из паровой фазы на подложку.
Для использования электронно-лучевой технологии испарения и последующего осаждения из паровой фазы необходимы керамические слитки из испаряемого керамического материала. Качество конденсированного керамического слоя зависит от однородности испаряемого слитка. Технология нанесения теплозащитного покрытия состоит из следующих операций: подготовка поверхности, нанесение подслоя, нанесение керамического слоя, отжиг керамического слоя [6].
Широта использования метода электронно-лучевого напыления позволяет говорить о ряде его преимуществ:
- напыление в широком спектре толщин покрытий
- полная автоматизация процесса нанесения
- высокая однородность слоёв покрытия
- получение низкого коэффициента теплопроводности на изделии
- значительное повышение ресурса работы изделия
Но несмотря на стратегическую важность использования технологии (EB-PVD), она имеет ряд недостатков:
- низкая производительность аппаратуры для нанесения
- возникновение рентгеновского излучения и, как следствие, возможность появления радиационных дефектов
- трудоёмкость нанесения покрытия на детали сложной формы
- повышение стоимости изделия на 10-12%
Стоит отметить, что только после разработки электронно-лучевой технологии нанесения покрытий со столбчатой структурой из керамических материалов стало возможным эффективное применение ТЗП на рабочих лопатках турбин высокого давления авиационных ГТД и промышленных турбин.
Самым малоизученным и перспективным методом является магнетронный метод нанесения в присутствии реактивных газов [7].
Системы, которыми метод осуществляется, относятся к системам распыления диодного типа, в которых распыление материала происходит за счёт бомбардировки поверхности мишени ионами рабочего газа, образующимся в газе аномально тлеющего разряда [8].
Исследования, проведённые на керамических ТЗП показали, что магнетронный метод формирования таких покрытий является высокоэффективным и конкурентоспособным в сравнении с зарубежными аналогами [9].
В список преимуществ, которыми обладает магнетронный метод входят:
- низкая степень дефектности
- большая скорость распыления
- высокая производительность
- отсутствие перегрева
- малая степень загрязнения подложек
- равномерное покрытие большой площади
К недостаткам следует отнести:
- относительная сложность метода
- высокая стоимость оборудования
Т.к. в настоящее время не разработана технология изготовления деталей горячего тракта для ГТД, удовлетворяющая возросшим эксплуатационным требованиям, то нанесение теплозащитных покрытий является в высокой степени важной и перспективной областью разработок.
Формируемые представленными методами покрытия и результаты их испытаний позволяют сказать, что существующие методы удовлетворяют требованиям сегодняшнего дня.