Применение систем видеонаблюдения в учебных заведениях
Секция: Технические науки
II Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»
Применение систем видеонаблюдения в учебных заведениях
В настоящее время, в условиях современной рыночной экономики, идет оптимизация на многих предприятиях и учреждениях, в том числе и в учебных заведениях. Оптимизация затрагивает практически все структурные подразделения вузов. Одним из структурных подразделений фактически любого учебного заведения является вычислительный центр (далее - ВЦ), который имеет в наличии парк компьютерной техники.
Первоочередной задачей ВЦ является обеспечение учебного процесса средствами вычислительной техники по основным и дополнительным образовательным программам.
При оптимизации в первую очередь сокращаются такие единицы, как техник, оператор, электроник и другие. Таким образом, снижается контроль над происходящим в компьютерном классе. Одним из способов решения данной проблемы является внедрение систем видеонаблюдения в компьютерных аудиториях вычислительного центра.
Из-за малого количества сотрудников не удается должным образом обеспечить все компьютерные аудитории соответствующим контролем, безопасностью, консультацией сотрудников, преподавателей и студентов по вопросам эксплуатации вычислительной техники. Для обеспечения вышеперечисленного, в одном компьютерном классе требуется присутствие как минимум одного сотрудника. С учетом сокращения численности персонала, за несколькими аудиториями приходится следить одному человеку.
Поэтому задача установки камер видеонаблюдения в компьютерных аудиториях высших учебных заведений является актуальной по таким причинам, как:
- повышение безопасности;
- предотвращение кражи имущества;
- пресечение правонарушений;
- контроль некорректного поведения преподавателей;
- повышение дисциплины среди студентов;
- возможность быстрого реагирования при наступлении чрезвычайной ситуации бытового характера и других ситуациях[1].
Установка систем видеонаблюдения в учебном заведении на сегодняшний день часто подвергается критике. С одной стороны, видеонаблюдение поможет обеспечить безопасность учащихся и преподавателей, повысит уровень дисциплины, предоставит видеоматериал для доказательства при разборах внештатных ситуаций и конфликтов, позволит предотвратить или своевременно среагировать на очаги пожара или пресечь акты терроризма. С другой стороны, практика установки систем видеонаблюдения в учебных заведениях показывает, что не все сотрудники, учащиеся и преподаватели приветствуют такие действия, ссылаясь на толкование законов о частной жизни и трудовой кодекс РФ, якобы подобный подход к «обеспечению безопасности» нарушает право граждан на неприкосновенность частной жизни.
В соответствии с законом Российской Федерации запрещается собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни граждан без их согласия. Однако согласно части 1-ой статьи 91 трудового кодекса Российской Федерации, учащиеся и преподаватели, находящиеся в стенах учебного заведения обязаны выполнять определенные трудовые обязанности [2]. Вдобавок учебное заведение является общественным местом.
Таким образом, получается, что при поступлении в высшее учебное заведение студенты берут на себя ответственность разумно использовать свое учебное время. То же относится и к преподавателям, которые подписывают трудовой договор, которым регламентируются их обязанности.
Так что, вмешательством в личную жизнь, можно отнести использование или распространение видеозаписи в коммерческих или иных целях.
Таким образом, легитимность установки систем видеонаблюдения можно добиться путем выполнения следующих условий:
- во-первых, письменное согласие преподавателя, оповещение его и студентов о действующих камерах, введение пункта о видеонаблюдении в трудовой договор;
- во вторых, установка специальных табличек, видимых для всех и гласящей, что помещение находится под видеонаблюдением;
- в третьих, факт контроля над студентами и преподавателями, с помощью систем видеонаблюдения, должен быть закреплён соответствующим нормативным актом.
Установка видеонаблюдения в компьютерных аудиториях высших учебных заведений позволит не только наблюдать за состоянием аудиторий и студентов, а также позволит выполнять учет рабочего времени сотрудников.
Учёт рабочего времени – это мониторинг деятельности работников в соответствии с установленным распорядком труда в конкретной организации.
Помимо установки камер видеонаблюдения, следует выделить отдельного сотрудника, постоянно наблюдающего за происходящим в организации и фиксирующий нарушения графика работы. К тому же этот способ вызывает у многих сотрудников ощущение психологического дискомфорта.
Учет рабочего времени необходим по нескольким причинам, таким как:
- контролировать приход сотрудников в установленное время и обнаруживать задерживающихся и отсутствующих;
- проверять наличие работников на местах в течении всего периода рабочего времени, возвращение их с обеденного перерыва без задержки;
- соблюдение времени окончания рабочего дня;
- регистрация оплаченного рабочего времени с разделением на фактически отработанное, вынужденные простои в работе, ежегодные отпуска и отпуска по болезни, а также другие разновидности оплаченного рабочего времени.
Первым этапом построения системы видеонаблюдения является создание концепции, т.е. определяется общее количество камер видеонаблюдения, которые необходимо установить в ВУЗе. После выработки концепции формируется и согласовывается определенный бюджет всего проекта. Бюджет назван «определенным», т.к. он формируется на определенную дату, а этапы проекта во временном промежутке могут растянуться на большой промежуток времени, который зависит от объема финансирования.
Оценив общий уровень затрат, рассчитывается объем работ первого этапа, который включает в себя приобретение и установку камер видеонаблюдения, а также фиксированного количества камер видеонаблюдения в наиболее важных (проблемных) местах. Особенностью приобретения камер видеонаблюдения является его ориентированность на весь проект, т.е. он должен обрабатывать данные со всех камер видеонаблюдения, которые планируются к установке в аудиториях.
Монтирование систем видеонаблюдения в аудиториях также направлена на оборудование, которое имеет долгий срок гарантии и поддержки производителя, а также других нюансов, которые позволят ей работать в течение долгого периода времени.
Также необходимо учитывать целенаправленность монтажа камер в определенных местах, качество получаемого изображения, угол обзора, возможность записи или однократного просмотра данных.
Следующий этап подразумевает собой сведения всех видеокамер к главному серверу, где с помощью специальных программ ведется звуко- и видеозапись, и при необходимости осуществляется просмотр каждого изображения.
Питание видеокамер осуществляется стабилизированным напряжением до 12 В, однако отсутствие стабилизации зачастую приводит к помехам и нестабильной работе устройства. Широкоугольный объектив камеры имеет большую территорию охвата, но при этом уменьшается четкость изображения. Оптимальным углом обзора является не более 70°.
Передавать видеосигналы можно с помощью коаксиальных кабелей, оптоволоконных линий связи, так же беспроводного канала связи.
Для фиксации данных с видеокамер предпочтительнее использовать размеры экранов от 9 до 12 дюймов, т.к. при просмотре изображений с таких мониторов отсутствует искажение изображений. Видео коммутаторы позволят просматривать изображения одновременно с нескольких камер.
Таким образом, внедрение системы видеонаблюдения позволит вести контроль над компьютерными аудиториями, поддерживать дисциплину, обеспечивать безопасность, а также вести учет рабочего времени сотрудников.