Трудности заправки топливного бака РН на испытательных стендах
Секция: Технические науки
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»
Трудности заправки топливного бака РН на испытательных стендах
Отработка любого сложного технического объекта - один из важнейших компонентов обеспечения и контроля заданных уровней его качества.
На этой стадии создания техники возможно получить экспериментальные показатели, определяющие действительный технический уровень объекта.
Достижение высоких показателей качества возможно, если организационно-методические принципы отработки сформулированы на начальной стадии создания изделия и последовательно реализуются на всех его стадиях.
Стендовые испытания имеют своей целью определение показателей качества опытных образцов и технической документации, а также доведение их до соответствия предъявляемым требованиям.
На основании результатов стендовых испытаний дается заключение о возможности использования технической документации для изготовления опытных образцов агрегатов и систем штатного изделия и допуска их к натурным испытаниям в составе изделия.
Криогенная система заправки топливного бака испытательного стенда предназначена для получения требуемой массы криогенного топлива.
Сама заправка представляет сложное явление, состоящее из чередующихся нестационарных тепло- и массообменных процессов в жидкой и газовой фазах, которые не имеют точных решений.
При заправке в баке происходит:
- теплообмен жидкости со стенкой;
- массообмен между жидкостью и газом через поверхность раздела фаз;
- теплообмен жидкости с газом и газа со стенкой бака.
На практике получение требуемой массы топлива в баке подтверждаются результатами отработок режимов заправки, содержащих:
- захолаживание конструкции бака;
- наполнение бака топливом;
- термостатирование топлива в баке.
При проведении испытаний могут обнаружиться следующие замечания:
- в результате контроля состояния теплоизоляции баков визуальными и неразрушающими методами возможны отдельные трещины и отслоения тепловой изоляции. При этом теплоизоляционные характеристики тепловой изоляции могут не выходить за пределы, допускаемые проектом ракеты. Однако при воздействии полетных факторов нагружения разрушение при отслоении тепловой защиты может привести к серьезному изменению режима работы баковых систем;
- завышенное время наддува бака и нерасчетный характер роста давления. Возможно, что автоматический регулятор давления наддува из-за попадания влаги и ее подмерзания не позволял реагировать немедленно на момент повышения давления в баке [1];
По результатам отработки режимов заправки на испытательном стенде для натурной системы заправки устанавливают следующие параметры:
- расход и температура топлива, подаваемого на борт изделия;
- продолжительность операций захолаживания, наполнения бака и термостатирования топлива в баке;
- ресурс работы агрегатов пневмоавтоматики;
- погрешность получения массы топлива в баке;
Кроме того, решаются задачи:
- определяется чистота компонентов топлива, заправляемых в бак, при принятой технологии очистки баков и криогенной жидкости;
- выбираются средства измерений для точного определения предстартовой массы топлива;
- выбираются способы эффективного термостатирования топлива;
- оценивается влияние конструктивного исполнения внутрибаковых устройств на эффективность операций по заправке бака [2].
Таким образом трудность получения заданной дозы топлива связана с одной стороны с тем, что она складывается из многих составляющих, на которые влияют различные режимные и конструктивные факторы и учесть расчетным путем не удается.