Статья:

Некоторые методы обработки, обобщения и анализа информации для изучения социально-экономических явлений и процессов

Конференция: XXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Физико-математические науки

Выходные данные
Сабитова З.И. Некоторые методы обработки, обобщения и анализа информации для изучения социально-экономических явлений и процессов // Технические и математические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(37). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_tech/2(37).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Некоторые методы обработки, обобщения и анализа информации для изучения социально-экономических явлений и процессов

Сабитова Замира Исрафиловна
студент, Курская государственная сельскохозяйственная академия, РФ, г. Курск
Пожидаева Екатерина Юрьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, Курская государственная сельскохозяйственная академия, РФ, г. Курск

 

В современном мире мы наблюдаем возросшие требования на рынке труда к профессиональной компетентности и индивидуальным возможностям выпускников-будущих экономистов, воспитанных в системе среднего профессионального образования (СПО). В Курской государственной сельскохозяйственной академии на факультете СПО преподавателями пересмотрены традиционные формы профессиональной подготовки учащихся в контексте преподавания дисциплин естественнонаучного цикла, а именно математики, где в качестве приоритетных задач выделили следующие: овладение профессиональными навыками и умениями профессии экономиста; «развитие коммуникативных способностей, профессионального мышления и общения, мотивации; углубление междпредметных связей; осуществление перехода к профессиональной деятельности» [1, с.112]. Наряду с изучением данной дисциплины в рамках рекомендуемой программы студенты имеют возможность получать дополнительные знания на факультативных занятиях, ориентированных на специфику выбранной специальности, в которой высоко значимым является «аспект творческой начальной профессиональной самореализации, самостоятельного синтеза нового знания на основе развиваемой познавательной активности» студента [2, с.265]. Так, обучающиеся по специальности 38.02.05 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» изучают основы экономической статистики.

Математическая статистика - это наука о математических методах систематизации и использования статистических данных для научных и практических выводов. Во многих своих разделах математическая статистика опирается на теорию вероятностей, позволяющую оценить надежность и точность выводов, делаемых на основании ограниченного статистического материала (например, оценить необходимый объем выборки для получения результатов требуемой точности при выборочном обследовании). Математическая статистика позволяет отследить закономерности в полученных данных.

Наши наблюдения за происходящими вокруг нас событиями можно условно разделить на две составляющие: наблюдения за определёнными событиями, которые могут произойти или не произойти и наблюдения за физическими величинами, значения которых могут подвергаться изменениям непосредственно в процессе наблюдения за ними. В окружающей нас действительности постоянно происходят те или иные случайные события, при этом значения показателей будут являться случайными величинами.

На сегодняшний день актуальным для всего мира остаётся вопрос распространения вируса SARS-CoV-2. В прошлом году в китайском городе Ухань произошла мощная вспышка этого заболевания, последствия которой мы ощущаем на себе до сих пор. По последним данным на январь 2021 года в мире выявлено около 34 млн случаев заражения коронавирусом. Особенную тревогу вызывает у нас ситуация в нашем родном городе Курске и Курской области.

Целью данной статьи является:

- выработать практические навыки решения конкретных задач различного типа в области социально-экономической статистики,

- научиться рассчитывать экономические и социально-экономические показатели на конкретных примерах;

- научиться анализировать и интерпретировать данные статистики о социально-экономических процессах и явлениях окружающей нас действительности;

- выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.

По данным Курскстата численность населения в Курской области на 01.01.2021 г. составляет 1104008 человек. При этом в течении 2020 года родилось 4300 человек, а умерло 5813 человек.

Для решения поставленной задачи, прежде всего рассчитаем численность населения на конец года [3]. Для этого воспользуемся формулой

Sk = SH + Δест + Δмех = SH + (N - M) + (П - В),

где SК – численность населения на конец года,

SН – численность населения на начало года,

Δест. – сальдо естественного прироста,

Δмех. - сальдо миграции (механического прироста), на момент решения задачи считаем равным нулю

N – число родившихся,

M – число умерших,

П – число прибывших,

В – число выбывших.

SК = 1104008+ (4300 – 5813) + 0 = 1102495

Так как имеются данные о численности населения на начало и конец года, среднегодовая численность населения определяется по формуле средней арифметической простой:

S=

Теперь мы можем рассчитать абсолютный естественный прирост населения за прошедший год:

Δест= N – M =4300 – 5813= -1513

С учётом того, что коэффициент естественного прироста определяется по формуле:

,

определим

К ест.пр =

(расчёт производился с округлением до тысячных)

 

Для расчёта коэффициента общей рождаемости воспользуемся формулой:

Кр

 Коэффициент общей смертности рассчитывается по формуле:

Ксм

Следовательно, коэффициент естественного прироста, который определяется по формуле

,

будет равен

К ест.пр =0,39% - 0,53% = - 0,14%

Из данных показателей видно, что смертность за 2020 год значительно превысила рождаемость, в результате чего мы наблюдаем вместо естественного прироста снижение численности населения.

Коэффициент жизненности определим по формуле:

К жизн=

К жизн родившихся на одного умершего

Таким образом, можно констатировать, что наблюдается снижение уровня рождаемости и рост показателя смертности. С другой стороны, можно смело утверждать, что нельзя правильно формировать нашу жизнь, не зная законов математики. Она позволяет изучать, узнавать, исправлять. Статистика создает вершину точных и несомненных фактов, который необходим для теоретических и практических целей.

 

Список литературы:
1. Емельянова Е.Ю. Модульно-рейтинговый подход в формировании индивидуальной образовательной траектории будущих журналистов - Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 3 (107). С. 112-115.
2. Пожидаева Е.Ю. Специфика проектирования индивидуальных образовательных маршрутов в формировании профессиональных компетенций иностранных студентов в процессе преподавания математики и информатики - Балтийский гуманитарный журнал. 2019.  Т. 8. № 1 (26). С. 264-266.
3. Трофимова, Е. А. Теория вероятностей и математическая статистика : учеб. пособие / Е. А. Трофимова, Н. В. Кисляк, Д. В. Гилёв ; [под общ. ред. Е. А. Трофимовой] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. – 160 с.