Статья:

Современные методы повышения безопасности общественных пространств городской среды

Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Ануар А.И. Современные методы повышения безопасности общественных пространств городской среды // Технические и математические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_tech/5(40).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные методы повышения безопасности общественных пространств городской среды

Ануар Азнамхан Ислямович
студент, Казахская головная архитектурно-строительная академия, Казахстан, г. Алматы
Садвокасова Г.К.
научный руководитель, канд. архитектуры, Казахская головная архитектурно-строительная академия, Казахстан, г. Алматы

 

Аннотация. Безопасность общественных пространств является одним из важнейших принципов формирования современных городов с устойчивой средой. Безопасная среда востребована и конкурентоспособна. Формирование сбалансированной системы общественных пространств проектными методами - ключ к успешному городскому развитию.

Abstract. The safety of public spaces is one of the most important principles for the formation of modern cities with a sustainable environment. A secure environment is in demand and competitive. Formation of a balanced system of public spaces by design methods is the key to successful urban development.

 

Ключевые слова: общественное пространство, безопасность. 

Keywords: public space, security.

 

Общественное пространство в контексте городской среды представляет собой городскую территорию и архитектурные объекты, доступные к пользованию всеми слоями населения (улицы, бульвары, скверы, площади, парки, набережные, терренкуры и даже пространства на эксплуатируемых искусственных основаниях (крыши) и т.д.  Общественные пространства подразделяются на открытые, полуоткрытые, полузакрытые и закрытые (вестибюли метро, торговые комплексы, торговые центры, библиотеки, музеи и т.д.) [1].

Проектирование безопасных общественных пространств невозможно без учета сложившейся ситуации прилегающих городских пространств. Необходимо в равной мере уделять внимание как самому общественному пространству, так и прилегающим территориям – дорогам, проездам, пешеходным зонам, тротуарам и т.д. Общественные пространства, как элементы притяжения значительного количества городского населения, зачастую запроектированы так, что при текущей дорожно-транспортной ситуации создают условия для увеличения риска аварий, в том числе и с участием пешеходов.

Основные руководящие принципы современного проектирования общественных пространств предполагают ряд мер по повышению безопасности среды для всех участников движения. Одной из наиболее обсуждаемых мер является искусственное снижение скоростного движения автотранспорта в местах высокой аварийной опасности – пересечении потоков движения разных участников (транспорт, пешеход, велосипед) [2, 3].

Все архитектурно-градостроительные решения направлены на недопущение возникновения аварийных ситуаций. Архитектор должен сформировать такую среду, при которой нарушение правил невозможно или крайне затруднительно.

Понимание, что запретительная практика не защищает от жертв, привела к формированию концепции «Vision Zero» - успешно апробированной системы с реальной методикой «успокоения» движения для уменьшения риска возникновения ДТП, снижения тяжести из последствий, снижения смертности на дорогах, повышения доступности, безопасности и привлекательности общественных пространств.  Ценность архитектурно-градостроительного решения можно определить по наличию и успешному внедрению условий среды, корректирующих негативную поведенческую модель горожан. Исключается физическая возможность нарушения правил, не ограничивающаяся дорожными знаками, так как всегда есть те, кто считает возможным не соблюдать правила [4,5,6,7].

Потребность людей в безопасной среде необходимо учитывать на всех стадиях проектирования (от предпроектного анализа до реализации), так как чувство безопасности - важнейшая потребность человека, а защита - главная отличительная черта конструкций, используемых людьми.

Социальный успех современной архитектуры может быть достигнут только при учете всех требований по формированию безопасной городской среды и устранения снижающих безопасность сложившихся негативных факторов. Качественное современное проектирование должно учитывать принципы экологической криминологии и соответствие реконструируемой или проектируемой застройки критериям безопасности не только самого объекта, но и прилегающей к участку проектирования среды [8,9,10].

Например, при реконструкции Центрального променада Тель-Авива (Израиль) архитектурным бюро  Mayslits Kassif Architects, LILA 2018 Public Choice Awards в 2018г. потребовалось реконструировать два киллометра участка между прибрежной зоной и дорогой повысив тем самым удобство и востребованность пространства,  этим самым усилив безопасность среды. Обновленное общественное пространство ранее востребованное лишь у туристов, до пандемии принимало более девяти миллионов посетителей в год.

 

Рисунок 1. Центральный Променад Тель-Авива (Израиль), Бюро MAYSLITS KASSIF ARCHITECTS, LILA, 2018 г.  PUBLIC CHOICE AWARDS [11]

 

Для Израиля, население которого состоавляет всего 9 миллионов, это потрясающие результаты. Среда доступна для всех слоев населения и учитывает потребности всех возрастных групп предлагая огромный выбор деятельности. Это достигнуто путем создания беспрепятственного доступа к воде (формирование спусков, удаление преград). Созданы дополнительные точки визуального обзора (козырьки навесов). Увеличины пространства для спуска к воде, сформирован пирс, дополнено озеленение.

 

Рисунок 2. Проектные изменения, осуществленные при реконструкции Центрального Променада Тель-Авива (Израиль), Бюро MAYSLITS KASSIF ARCHITECTS, LILA, 2018 г.  PUBLIC CHOICE AWARDS [11]

 

Рисунок 3. Реконструкция Центральной площади Скандербега в Тиране (Албания).  Проект Бельгийского Бюро «51N4E» 2018г [12]

 

Еще одним из важных примеров формирования качественной безопасной общественной среды можно назвать реконструкцию Центральной площади Скандербега в Тиране (Албания).  Проект Бельгийского Бюро «51N4E», стал победителем пристижной премии «European Prize for Urban Public Space» в 2018г. Благодаря качественному проектированию данный объект называют самой большой пешеходной зоной страны. Устройство подземного паркинга, позволило освободить надземное пространство для пешеходов [12].  Созданы дополнительные точки отдыха, внедрены водные элементы, сформирована активное озеленение по периметру площади. Пространство доступно, визуально просматривается, вместительное и освобождено от транспорта.

Активно эксплуатируемое, востребованное пространство, где гуляет большое количество горожан, процветающее (в том числе и экономически), наполненное магазинами, ресторанами и летними кафе намного безопаснее пустынных улиц с редкими прохожими.

Основываясь на анализе мирового опыта, можно заключить, что на территориях общегородского пользования необходимо формировать многофункциональные пространства.

К основным функциям (по мере необходимости и в зависимости от территориальных возможностей), добавляются сопутствующие: торговля, офисы, озелененные парки, променады, культурные мероприятия и т.д. В этом сочетании рождается сбалансированная система общественного пространства. Адаптация нерационально используемых территорий – ключ к успешному городскому развитию.

 

Список литературы:
1. Глазычев В.Л. Урбанистика. - М.: Европа; Новая площадь, 2008. - 218
2. Bazik, D., A vision of public space: Relational space. Pedestrians quality needs, Final Report of the COST project 358, Walk 21, 2010
3. https://www.researchgate.net/publication/327151488_Principles_for_public_space_design_planning_to_do_bette
4. Джекобс, Д. Смерть и жизнь больших американских городов / Д. Джекобс. – М. : Новое издательство, 2011. – 460 с.
5. Линч, К. Образ города / К. Линч. – М. : Стройиздат, 1982. – С. 50–53.
6. Atlas, R.L. The sustainability of CPTED: Less magic more science! / Randall L. Atlas // The CPTED Journal. – 1 (1), 2002. – Р. 3–14. 
7. Atlas, R.L. 21st Century Security and CPTED: Designing for Critical Infrastructure Protection and Crime Prevention / Randall L. Atlas. – Los-Angeles: CRC Press, Taylor & Francis Ltd, 2008. – Р. 81–84.
8. O’Toole, R. Crime-Friendly Neighborhoods: How «New Urbanist» Planners Sacrifice Safety in the Name of «Openness» and «Accessibility» / Randal O’Toole, Stephen Town. – February, 2005. – Access mode: http://reason.com/archives/2005/02/01/crime-friendly-neighborhoods. Accessed 10.09.2006. – 3 р.
9. United Nations Human Settlements Programme. The state of the world’s cities: globalization and urban culture / UN-HABITAT, 2004. – Р. 150–183.
10. Wilson, J. Broken Windows / J. Wilson, G. Kelling // The Atlantic Monthly. – March 1982. – Access mode: http://www.manhattan-institute.org/pdf/_atlantic_monthly-broken_windows.pdf. − Accessed 21.05.2013. – 10 р.
11. https://landezine-award.com/tel-avivs-central-promenade-renewal/
12. https://www.archdaily.com/897235/51n4e-wins-2018-european-prize-for-urban-public-space