ВЛИЯНИЕ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Секция: Технические науки
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»
ВЛИЯНИЕ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Развитие цифровых технологий в последние десятилетия привело к их повсеместному проникновению в обыденную жизнь и практическую деятельность людей.
Одними из самых широко распространенных и популярных новых видов технологий, появившихся с распространением компьютеров, смартфонов, планшетов и доступа к сети Интернет, стали иммерсивные технологии.
Расширение объемов индустрии иммерсивных технологий и быстрый рост их аудитории превратили их в неотъемлемую часть массовой культуры и повседневной жизни детей и подростков.
Это сравнительно новый вид информационного воздействия, обладающий собственной спецификой [1].
Влияние киберпространства на развитие детей активно исследуют физиологи, психологи и педагоги.
Иммерсивные технологии — дополненная, виртуальная и смешанная реальности — это мощные системы, способные оказать серьезное влияние на физическое, когнитивное и социально-эмоциональное развитие детей. Особенностью данного вида технологий является эффект полного погружения в моделируемую среду.
Он связан с ощущением и восприятием физического присутствия в нефизическом мире с использованием специальных устройств.
Поскольку более ста миллионов детей во всем мире страдают от трудностей в обучении, становится необходимым исследовать и внедрять новые многообещающие инструменты, которые извлекают выгоду из постоянно растущих достижений в области передовых технологий. Всё чаще появляются новости о том, что инновационные приложения эффективны в лечении и совершенствовании навыков повседневной жизни детей с ограниченными возможностями или без них.
Британские ученые из Батского университета проводили исследование, в котором изучали влияние иммерсивных технологий на понимание разницы между реальностью и воображением в раннем детстве. В нем участвовали четырехлетние дети (30 мальчиков и 30 девочек), которые были случайным образом распределены в группу иммерсивных технологий, видеогруппу или группу книг с картинками.
Каждому ребенку было индивидуально представлено три невозможных и три сопоставимых возможных события с использованием назначенной им среды. После каждого события детей спрашивали, возможно ли это в реальной жизни и почему/почему нет.
Дети в группе иммерсивных технологий были более склонны правильно оценивать возможность реальных событий, чем дети в видеогруппе, и также с большей вероятностью неправильно оценивали возможность воображаемых событий, чем дети в видеогруппе. Кроме того, они с большей вероятностью правильно судили о возможности реальных событий, чем о воображаемых событиях [1].
В ходе проведения исследования британские ученые выяснили, что иммерсивные технологии влияют на когнитивные способности детей.
В дополнение к многочисленным исследованиям, недавнее исследование, которое было проведено в Университете Ватерлоо, подтверждает, что всего за четыре месяца произошло увеличение социальной и когнитивной осведомленности на 35% для детей, участвующих в обучении на основе иммерсивных технологий по социальному познанию.
Однако кроме положительного влияния иммерсивных технологий на детей и подростков также есть ряд негативных последствий. На сегодняшний день киберпространство, формируемое компьютерными играми, оказывает значимое, но мало регулируемое воздействие на социализацию.
Агрессивному воздействию подвергаются физиологические, психофизиологические, интеллектуальные и личностно-волевые компоненты личности дошкольника.
Учитывая значимость дошкольного возрастного периода в формировании личности безопасного типа необходимо создать теоретические и методические разработки, позволяющие регулировать воздействие виртуальной реальности на процесс социализации ребенка.
В [3] отмечается, что медицинские работники обеспокоены увеличением детской заболеваемости (особенно в возрасте от 5 до 12 лет).
Такие болезни, как снижение зрения, деформации позвоночника (сколиозы), астма, остеохондроз, заболевания суставов и кистей рук являются следствием нарушения правил пользования компьютером и электронными носителями.
На формирующийся организм действует излучение, долгое сидение в стесненной позе приводит к мышечным болям и искривлению позвоночника, мелькания на экране являются сильной нагрузкой для зрения ребенка.