Статья:

GPS – спуфинг принцип работы, его воздействие и слабые места.

Конференция: V Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Кривенков Д.В. GPS – спуфинг принцип работы, его воздействие и слабые места. // Технические и математические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_tech/5(5).pdf (дата обращения: 25.06.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

GPS – спуфинг принцип работы, его воздействие и слабые места.

Кривенков Дмитрий Вадимович
студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный авиационный технический университет», РФ, г. Уфа
Миронов Константин Валерьевич
научный руководитель, канд. техн. наук, старший преподаватель, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный авиационный технический университет», РФ, г. Уфа

 

ВВЕДЕНИЕ

Объектом защиты выступает система оснащенная GPS/Глонасс.

В данный момент обе системы незащищены от помех или подменны данных, отправляемых спутником.

Спутниковая навигационная система представляет собой сложный комплекс, однако логика работы GPS, с точки зрения конкретного приёмника, весьма проста. Приёмник, измеряя разницу между временем поступления сигнала от спутника и временем генерации этого сигнала, определяет расстояние до спутника-источника. Так как координаты спутников в заданный момент времени известны с высокой точностью, приёмник может вычислить собственные координаты.

Упрощённое математическое описание: каждый спутниковый сигнал даёт одно уравнение, определяющее геометрическое место точек, где может находиться приёмник; три спутника – позволяют построить систему из трёх уравнений, и, таким образом, найти точные координаты в пространстве.

Для вычислений требуется точное время, а большинство приёмников GPS не содержат достаточно точных встроенных часов, поэтому, для удаления неоднозначности по времени, требуется ещё одно уравнение, позволяющее получить точное время – это уравнение даёт четвертый спутник.

Таким образом, для высокоточного определения координат приёмнику достаточно сигналов четырёх спутников.

Естественно, на практике присутствуют помехи и различные аппаратурные искажения, но логика именно такая.

В GPS не предусмотрено аутентификации навигационной информации. За исключением военного сигнала, который сейчас не станем рассматривать, никакой защиты не предусмотрено.

То есть, гражданский GPS-приёмник ориентируется только на полученные “из антенного входа” данные. Уже исходя из этого несложно догадаться, что если атакующая сторона имеет возможность управлять электромагнитной картиной на антенне приёмника, то она может “нарисовать” для этого приёмника любую виртуальную конфигурацию спутников и, в общем случае, приёмник не сможет отличить виртуальные координаты от подлинных.

Такая активная помеха называется GPS-спуфингом, осуществимость продемонстрирована довольно давно. (На практике, из-за того, что “нарисованная” картина не бывает идеальной, некоторые возможности обнаружить спуфинг у приёмника есть.)

Принцип работы GPS-спуфинга

Система спуфинга будет иметь следующую базовую конфигурацию: генератор сигнала GPS передаёт имитацию сигнала нескольких спутников через антенну, на частоте GPS (в этой системе одна частота используется всеми спутниками, сигналы разделяются при помощи кодирования); при условии, что уровень имитирующего сигнала несколько превышает уровень сигнала реальных спутников, GPS-приёмник будет “захватывать” поддельный сигнал и вычислять положение на его основе.

В данной схеме все приёмники, попавшие в зону действия спуфинга, вычислят одни и те же координаты (окажутся в одной и той же “виртуальной” точке пространства), при этом у приёмников, находящихся (реально) в разных местах, автоматически возникнет небольшое рассогласование по времени. Сигнал GPS – периодический, соответственно, даже “статический” спуфинг требует динамической передачи одних и тех же по фактическому содержанию навигационных сообщений.

Помеху можно сделать уводящей – такая помеха имитирует перемещение приёмника по заданной спуфером траектории. [1]

Сигнал GPS спроектирован таким образом, чтобы сделать возможным приём на слабом уровне, ниже шумов.

Приёмники используют тот или иной коррелятор, позволяющий получить достаточное соотношение сигнал/шум.

Это, с одной стороны, означает, что сигнал спуфинга может совсем незначительно превышать мощность подлинного сигнала – коррелятор всё равно “зацепится” именно за него (другими словами: обнаружить факт наличия спуфинга по возросшей мощности сигнала – не выйдет).

С другой стороны, GPS-приёмник должен захватить сигнал (это известный всем пользователям GPS процесс), и в дальнейшем работать с захваченными параметрами, сопровождая их.

Этот момент сопровождения имеет важное значение: активную уводящую помеху конкретному приёмнику можно поставить так, что срыва сопровождения не произойдёт.

Однако в случае с более простым спуфингом, приёмник, оказавшись в зоне действия активной помехи, потеряет сопровождаемый код и будет вынужден захватывать спуфинг-сигнал заново – этот процесс будет заметен.

Постановка скрытной уводящей помехи гораздо сложнее, чем наведение статичного спуфинга. А статичный спуфинг будет проявляться в потере сигнала, с последующим восстановлением в совсем другой (имитируемой) точке пространства. Большинство навигаторов устроены крайне просто, поэтому отметка на карте перепрыгнет в произвольное место, заданное системой спуфинга (хотя этот прыжок мог бы обнаружить даже самый примитивный алгоритм).[3]

Для системы спуфинга гражданского сигнала не имеет значения, в какую именно точку пространства “перемещать” попавшие в зону действия помехи устройства: как было отмечено выше, из-за того, что гражданский сигнал никак не защищён, его можно предвычислять без ограничений на достаточно больших интервалах времени.

Технически, система спуфинга может быть построена на основе лабораторного генератора сигналов GPS – такие специализированные устройства есть, они позволяют генерировать картину для большого числа спутников, а предназначены для отладки GPS-приёмников.

В простейшем случае, достаточно вывести сигнал генератора на внешнюю антенну. Возможно построение системы спуфинга на основе того или иного набора SDR (Software-defined radio – программно-определяемая радиосистема), для них есть соответствующее программное обеспечение.

Примерные затраты – не более 5 тыс. долларов США. Естественно, есть и готовые решения именно для спуфинга. [4]

Нужно отметить, что отдельную проблему представляет создание поля спуфинга, прозрачно действующего на различные устройства, находящиеся, например, в условиях городской застройки: здесь будут мешать отражения сигнала помехи зданиями, а также возникающие радиотени, конфигурация которых для подлинного сигнала, поступающего со спутников, и сигнала помехи – сильно различается.

Не менее интересен и аспект постановки помехи группе приёмников GPS, с сохранением их пространственной конфигурации относительно друг друга. Предположим, что есть три приёмника, которые находятся на расстоянии нескольких сотен метров друг от друга, и расстояния между ними известны. В случае обычного GPS-спуфинга после того, как приёмники захватят ложный сигнал, они “переместятся” в одну точку.

Этот факт может являться основной для построения системы обнаружения спуфинга. Постановка помехи с сохранением конфигурации группы – оказывается чрезвычайно сложной задачей, решаемой, скорее, теоретически, потому что потребуется вычисление индивидуальных поддельных сигналов для каждого приёмника, а также корректная доставка этих сигналов до антенн, что требует точной информации о местоположении последних. [5]

Способы защиты

Сегодня GPS борьба с помехами идет в направлении:

-Формирования нулей в диаграмме направленности в заданных направлениях прихода помех;

-Пространственно-временной адаптивной обработки.

На данный момент решить проблему пытаются с помощью “умных” антенн.

Идея, стоящая за этой технологией проста, но как водится сложна в деталях. Обычная антенна GPS принимает сигналы со всей верхней полусферы над ракетой, таким образом, включая спутники GPS, а также вражеские помехи.

Так называемая антенна с управляемой диаграммой направленности (Controlled Reception Pattern Antenna, CRPA) при помощи программного обеспечения синтезирует узкие пучки, направленные к предполагаемому месторасположению спутников GPS, в результате чего антенна оказывается "слепа" во всех других направлениях.

Наиболее продвинутые конструкции антенн этого типа производят так называемые "нули" в диаграмме направленности антенны, направленные на источники помех для дальнейшего подавления их влияния. [3]

Серьезным является вопрос доверия к данным со спутниковой навигационной системы. Франция отказалась от варианта коррекции по данным NAVSTAR, так как не обладает контролем над функционированием спутников. В РФ до полного развертывания группировки ГЛОНАСС вариант даже комплексирования БИНС с СНС на изделиях военного назначения неоднозначен. [2]

Для борьбы с указанными недостатками на рассматриваемых артиллерийских снарядах используется несколько GPS-приемников и антиподавляющая GPS антенна. Параллельно с УАБ вводятся алгоритмы глубокого интегрирования с БИНС и другими измерителями текущего движения аппарата.

Инерциальная навигационная система может быть выбрана в качестве основной, в том числе выполняющей алгоритмы законов управления, при однозначном решении задачи начальной выставки и временной коррекции дрейфа автономной БИНС при продолжительном полете (от 2 минут и более). [1]

В качестве источника данных начальной выставки для БИНС может выступать система ближайшей радионавигации и спутниковая навигационная система, в отдельных случаях магнитометрическая система.

В качестве источника временной коррекции дрейфа автономной БИНС могут быть использованы спутниковая навигационная система, магнитометрические данные, а также, принципиально, данные от других бортовых систем, вырабатывающих или определяемых отдельные компоненты движения объекта.

Поэтому применение синергического подхода к созданию интеллектуальной интегрированной системы навигации и управления на базе указанных выше систем позволит реализовать перспективные требования к высокоточному оружию в разрезе новых концепций ведения боевых действий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для обнаружения GPS-спуфинга предложены различные методы.

Например, возможно выделение ложного сигнала на основании определения направления на его источник.

Определить направление можно сравнивая фазы сигнала на нескольких антеннах.

Можно использовать в качестве дополнительного источника информации доплеровский сдвиг частот, это актуально для движущихся объектов.

Есть решения, основанные на использовании военного сигнала GPS в качестве опорного (без необходимости знания секретного ключа) – здесь проводится обнаружение расхождений между принятым гражданском сигналом и параметрами военного.

(Военный канал, впрочем, может быть просто задавлен шумом.)

Достаточно очевиден вариант с инерциальной навигационной системой: такая система автономна, поэтому может обнаружить противоречие в данных, поступающих от GPS-приёмника.

А вот каких-то простых методов противодействия спуфингу – нет.

Его только можно относительно надёжно обнаружить, в простых случаях. Впрочем, типичный “навигатор в смартфоне” не умеет делать даже этого, а пользователи продолжают ошибочно считать GPS надёжной системой и слепо полагаться на её данные.

 

Список литературы:
1. Подделка сигнала GPS (GPS-спуфинг) [Электрон, ресурс]/- Режим доступа: https://dxdt.ru/2016/10/24/8151/
2. Сети БПЛА и передача с них данных [Электрон, ресурс]/- Режим доступа: http://nano-e.ucoz.ru/publ/seti_mifi/domashnie_zadanija_po_setjam/otchet_po_dz1_po_kursu_seti_kompjuterov_na_temu_bpla_i_peredacha_s_nikh_dannykh/10-1-0-287
3. GPS, ГЛОНАСС и помехи в навигации [Электрон, ресурс]/- Режим доступа: https://dxdt.ru/2007/12/27/948/
4. Спуфинг [Электрон, ресурс]. – 2013. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D1%83%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B3
5. UT Austin Researchers Successfully Spoof an $80 million Yacht at Sea [Электрон, ресурс]. – 2013. Режим доступа: https://news.utexas.edu/2013/07/29/ut-austin-researchers-successfully-spoof-an-80-million-yacht-at-sea