Статья:

К ВОПРОСУ О ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКОЙ

Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Бикбулатов А.А., Аксенов С.Г. К ВОПРОСУ О ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКОЙ // Технические и математические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_tech/5(50).pdf (дата обращения: 11.08.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ О ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКОЙ

Бикбулатов Артем Артурович
студент ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р экон. наук, профессор, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Актуальной проблемой на сегодняшний день остается тушение пожаров, их ликвидация и проведение АСР в городах и жилых зонах подразделениями пожарной охраны, поскольку сочетает в себе комплекс задач разной степени сложности и длительности.

Общественные здания, торговые центры, кинотеатры - создают сложность, при ведении боевых действий личным составом, относясь к категории объектов с массовым пребыванием людей и зданий повышенной этажности.

Пожар -это неконтролируемый процесс горения раскаленных газов,

выделяющихся в результате химической реакции, сопровождающийся излучением в видимом диапазоне спектра и выделением тепловой энергии.

Причиняя огромный материальный ущерб, он наносит вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Главными причинами пожаров в жилых помещениях является человеческий фактор, пренебрежительное отношение к требованиям безопасности и предписаний в инструкциях эксплуатируемых предметов.

Большая часть транспорта, применяемой подразделениями пожарной охраны  в городских условиях, приходится на пожарные автомобили среднего класса, с их помощью осуществляется транспортировка и подача огнетушащих веществ, доставка личного состава, пожарно-технического вооружения и инвентаря к месту вызова, спасение людей из зданий повышенной этажности и проведение аварийно-спасательных работ.

Совокупность требований, предъявляемые к пожарной технике и оборудованию, ясно показывает картину необходимости совершенствования пожарного автопарка, инвентаря, разработки универсального пожарного автомобиля, сочетающего в себе характеристики автомобилей целевого, специального и общего применения.

Основой базового шасси  пожарной техники является – УРАЛ и КАМАЗ.  Отрицательный фактор их применения в городе - габариты, которые создают дополнительные препятствия, затрачивая время на путь следования и установки на водоисточник. Большой расход ГСМ оказывает негативное влияние на финансовые расходы и экологию, при сравнительном эквиваленте проделанной работы других баз шасси.  (См. рисунок 1.)

 

Рисунок 1. Тактико-технические характеристики базовых шасси средних пожарных автоцистерн

 

При сравнительно таких-же тактико-технических характеристиках, эффективнее использовать ГАЗон NEXT С42R33.

Большая часть зданий в городе относятся к классу повышенной этажности, высота которых может достигать 50 метров и выше, для ликвидации источника возгорания в данных условиях, эффективнее применить дополнительные рукава высокого давления. (См. рисунок 2.)     

 

Рисунок 2. Тактико-технические характеристики напорных рукавов для подачи огнетушащих веществ

 

При тушении пожаров, общий объем воды, затрачиваемый на заполнение рукавной линии составляет примерно 300л. Для ствольщика острой проблемой становится манипуляция стволом и рукавной линией, заполненной водой.

Оснащение автомобиля рукавами высокого давления снижает расход огнетушащих веществ, значительно облегчает работу.

Оснащение комбинированным насосом НЦПК40/100-4/400 расширяет диапазон специализации автомобиля. Снижается расход горючего, возрастает  подача огнетушащих веществ на высоту больше 50-ти метров. (См. рисунок 3.)

 

Рисунок 3. Тактико-технические характеристики пожарных насосов

 

Использование комбинированного ствола-распылителя высокого давления, марки СРВДК 2/400-60 за счет функции компактной и тонкораспыленной струи снижает причиненный ущерб, нанесенный материальным ценностям. Сводятся к минимуму рабочая нагрузка и расход огнетушащих веществ на пожаре. Рисунок 4. 

 

Рисунок 4. Тактико- технические характеристики пожарных стволов, применяемых на пожарах

 

Стандартные стволы имеют небольшой, но очень ощутимый вес.
Их использование для тушения мелких возгораний не столько эффективно, сколько нерационально.

При таких-же характеристиках и функциональных особенностях подойдет и ствол-распылитель высокого давления, который сочетает в себе функции компактной, тонкораспыленной струи и пены низкой кратности.
Таким образом, необходимое переоборудование и оптимизация автомобилей узкой специализации, в автомобиль комбинированного тушения, сочетающего в себе характеристики транспорта специального о общего назначения, намного увеличит качество действий личного состава, при выполнении поставленных задач в современных городских условиях.

 

Список литературы:
1. Аксенов С.Г., Синагатуллинн Ф.К., Чем и как тушить пожар // Совремнные проблемы безопасности (Firesafety 2020) : теория и практика: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции- Уфа: РИК УГАТУ, 2020.-С 146-151;
2. "Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" Приказ Минтруда России от 23.12.2014 №1100Н;
3. «Об утверждении Концепции совершенствования газодымозащитной службы (ГДЗС) в системе ГПС МЧС России и Концепции совершенствования пожарных автомобилей и их технической эксплуатации в системе ГПС МЧС России» Приказ МЧС России №624 от 31.12.2002;
4. "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 20.09.2018)
5. CYBERLENINKA (Комбинированный метод тушения пожаров в высотных зданиях с использованием насосно-рукавной системой высокого давления) [Электронный ресурс]- режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kombinirovannyy-metod-tusheniya-pozharov-v-vysotnyh-zdaniyah-s-ispolzovaniem-nasosno-rukavnoy-sistemy-vysokogo-davleniya;
6. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", - Москва: Проспект, 2020,- 144 с.;
7. С. Г. Аксенов, А. Н. Елизарьев, Э. С. Насырова.,  Расчет расхода моторного топлива при проведении работ по ликвидации ЧС: практикум по дисциплине "Пожарная техника"/ УГАТУ, 2021,- 58 с.