Статья:

РОЛЬ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Конференция: LXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Будникова Е.В., Родзина Е.С. РОЛЬ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Технические и математические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(65). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_tech/9(65).pdf (дата обращения: 28.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Будникова Евгения Вадимовна
студент, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова, РФ, г. Санкт-Петербург
Родзина Екатерина Сергеевна
студент, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова, РФ, г. Санкт-Петербург
Соколов Олег Аркадьевич
научный руководитель, канд. техн. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова, РФ, г. Санкт-Петербург
Лучников Игорь Владимирович
научный руководитель, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Автоматизированные системы управления в авиационной отрасли играют важную роль в повышении безопасности полетов и обеспечении эффективности работы самолетов. Эти системы оснащены современными технологиями и различными функциями, которые помогают пилотам контролировать различные параметры полета и принимать соответствующие меры в случае отклонений. Одной из основных характеристик автоматизированных систем управления является их способность автоматически наблюдать за параметрами полета. Они мониторят такие показатели, как высота, скорость, угол наклона и другие факторы, которые влияют на безопасность полета. При возникновении отклонений от допустимых значений системы могут автоматически предупредить пилотов о возможных проблемах и рекомендовать соответствующие действия. Другая важная функция автоматизированных систем управления - автоматическое регулирование систем самолета. Они способны изменять настройки и работу различных систем самолета, чтобы поддерживать оптимальные условия полета. Например, они могут автоматически управлять системами стабилизации, автопилотом, двигателями и другими частями самолета. Это позволяет пилотам сосредоточиться на других важных задачах и уменьшить вероятность ошибок. Преимущества автоматизированных систем управления также связаны с увеличением точности и надежности работы самолетов. Они оснащены высокоточными датчиками и системами, которые позволяют более точно контролировать параметры полета и принимать быстрые решения в случае необходимости. Это помогает предупредить возможные аварийные ситуации и минимизировать риски для экипажа и пассажиров. Кроме того, автоматизированные системы управления способствуют повышению эффективности полетов. Они помогают оптимизировать работу двигателей и других систем самолета, что позволяет снизить расход топлива и обеспечить более экономичное использование ресурсов. Это снижает операционные затраты авиакомпаний и обеспечивает более эффективное использование ресурсов. В целом, автоматизированные системы управления в авиационной отрасли являются неотъемлемой частью современных самолетов. Они обладают различными характеристиками, функциями и преимуществами, которые направлены на повышение безопасности и эффективности полетов. Благодаря своим возможностям автоматического наблюдения, предупреждения и регулирования систем самолета, они способствуют снижению рисков аварийных ситуаций и обеспечивают более надежную работу самолетов в целом.

Исследование примеров успешного внедрения автоматизированных систем управления в авиационную отрасль демонстрирует, что эти системы не только повышают эффективность полетов, но и снижают риски аварийных ситуаций. Несколько авиакомпаний и производителей уже внедрили такие системы, и их опыт может служить важным уроком для других участников отрасли. Одним из примеров успешного внедрения автоматизированных систем управления является авиакомпания Singapore Airlines. Она внедрила систему автоматического управления полетом (АУП) на своих самолетах Boeing 777. Эта система обеспечивает автоматическую навигацию, контроль высоты и автопилот. В результате внедрения АУП авиакомпания значительно повысила эффективность полетов, сократив время на посадку и вылет, а также улучшила точность маршрутов, что привело к снижению затрат на топливо. Boeing также является производителем, который внедрил автоматизированные системы управления в своих самолетах. Например, Boeing 787 Dreamliner оснащен системой автоматического контроля полета, которая позволяет пилотам осуществлять автоматическую навигацию и управлять самолетом с помощью компьютера. Эта система повышает эффективность полетов, улучшает точность посадки и снижает риски человеческих ошибок. Еще одним примером успешного внедрения автоматизированных систем управления является авиакомпания EasyJet. Она внедрила систему автоматического посадочного подхода (АПП) на своих самолетах Airbus A319/320. Система АПП позволяет автоматически осуществлять посадку в сложных погодных условиях, таких как туман или сильный ветер. Это повышает эффективность полетов, снижает риски отмены или задержки рейсов, а также улучшает безопасность посадки. В результате этих примеров можно сделать вывод, что внедрение автоматизированных систем управления в авиационную отрасль действительно способно повысить эффективность полетов и снизить риски аварийных ситуаций. Авиакомпании и производители, которые активно используют автоматизированные системы управления, могут существенно улучшить свои операционные показатели и обеспечить большую безопасность для пассажиров.

Внедрение автоматизированных систем управления в авиационную отрасль представляет собой сложную задачу, которая несет с собой ряд проблем и вызовов. Одной из главных проблем является обучение пилотов на новых системах. Ведь пилоты уже имеют опыт работы с традиционной системой управления и привыкли к определенному набору инструментов и процедур. Внедрение новых автоматизированных систем требует от них переобучения и адаптации к новым технологиям. Важно учесть, что не все пилоты могут быстро освоить новые системы. Некоторым может потребоваться больше времени и усилий для овладения ими. Поэтому необходимо провести обучающие программы и тренировки, чтобы обеспечить более эффективную адаптацию пилотов к новым автоматизированным системам управления. Еще одной проблемой является комплексность новых систем. Современные автоматизированные системы управления включают в себя множество функций и параметров, что может привести к перегрузке информацией и затруднить работу пилотов. Поэтому важно разработать простой и интуитивно понятный интерфейс, который позволит пилотам легко управлять системой и получать необходимую информацию без лишнего напряжения и отвлечения от основных задач. Другой важной проблемой является надежность систем. В связи с тем, что авиационная отрасль имеет высокие требования к безопасности, неприемлемы любые сбои автоматизированных систем управления. Поэтому системы должны быть высоконадежными и иметь встроенные механизмы обнаружения и исправления ошибок. Здесь также важно проводить регулярные проверки и обслуживание систем, чтобы гарантировать их бесперебойную работу. Для максимальной эффективности внедрения автоматизированных систем управления в авиационную отрасль, рекомендуется: 1. Проводить обучение пилотов на новых системах, включающее как теоретические занятия, так и практическую тренировку на специализированных симуляторах. Такой подход поможет пилотам быстро освоить новые функции и процедуры. 2. Разрабатывать простые и интуитивно понятные интерфейсы системы, чтобы облегчить работу пилотов и снизить вероятность ошибок. Рекомендуется также использовать современные методы визуализации информации, такие как графические элементы и цветовые индикаторы, чтобы упростить восприятие данных. 3. Уделять большое внимание надежности системы и ее тестированию перед внедрением. Проводить систематические проверки и обслуживание систем, а также обновлять их в соответствии с новыми требованиями и технологиями. 4. Проводить постоянный мониторинг и анализ работы автоматизированных систем управления. Следить за надежностью и эффективностью системы, а также активно собирать информацию о возникших проблемах и недостатках. Такой подход позволит своевременно выявить и исправить возможные ошибки и улучшить работу системы. 5. Постоянно обновлять и совершенствовать систему в соответствии с новыми требованиями и технологическими разработками. Всегда быть в курсе последних инноваций в области автоматизации управления в авиации и активно внедрять их в систему. В итоге, рассмотрение проблем и вызовов, связанных с внедрением автоматизированных систем управления в авиационную отрасль, поможет разработать эффективные стратегии и рекомендации для улучшения этого процесса. Понимание основных трудностей позволит успешно справиться с ними и создать более безопасную и эффективную авиационную систему управления.

 

Список литературы:
1. Авдеев, В.А. (2016). Обеспечение безопасности полетов в гражданской авиации: состояние и перспективы развития. Наука и технологии транспорта, 2(2), 4-17. 
2. С. Анохин, В. Климкин (2020) Безопасность авиаперевозок: вызовы и возможности, в книге «Aviation Security», стр. 35–52, Springer, Cham.
3. А.Б. Бархаев, О.Ю. Тарасов, С.С. Шариков (2017) Повышение безопасности полетов воздушных судов с использованием автоматизированных систем контроля, Научный вестник МГТУ ГА, 20(6), с. 21–26.
4. А.В. Ахметов, С.В. Горбунов (2019) Применение автоматизированных систем управления в организации воздушного движения: опыт и перспективы, IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 537(1), 012031.
5. Соколов, О. А. Особенности автоматизации процессов планирования и управления работы авиакомпаний / О. А. Соколов, Н. А. Кузьмин, А. С. Григоренко, Дамир Сергеевичч Шарга.