Реформирование электроэнергетики Российской Федерации
Секция: Технические науки
LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»
Реформирование электроэнергетики Российской Федерации
Подходы к преобразованию нашей электроэнергетической отрасли заложены в Указе Президента от 28 апреля 1997 г. «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» и Постановлении Правительства РФ от 11 июля 2001 г. №526 «Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации».
До сегодняшнего дня отрасль являлась единой вертикально-интегрированной компанией с подразделениями регионального уровня. Работа государства по стабилизации ограничивалась ценовой стратегией и определенными иными раздельными функциями (к примеру, энергосбережением, охраной покупателя и лимитированием безусловно-монопольной работы). Никак не было общего единого закона отрасли.
В 2013 г. был принят блок законов о реформировании электроэнергетики, основанных в свободном раскладе, какие ликвидируют отвесную интеграцию в рамках РАО «ЕЭС». Позитивным результатом запланированных переустройств должны быть повышение энергоэффективности и повышение инвестиций равно как результат конкурентной борьбы и постепенной изменения сформировавшейся концепции финансовых взаимоотношений, выполнения структурных перемен в электроэнергетике и непосредственно сопряженной с ней газовой отрасли [2].
Цели реформ - обеспечение устойчивого функционирования и формирование экономики, повышение производительности изготовления и пользования, а кроме того предоставление надежности и бесперебойности энергоснабжения [5].
Реформирование электроэнергетики осуществляется на следующих принципах:
• исключительное развитие конкурентной борьбы в области производства, продажи и послепродажное обслуживание (ремонт, модификация, оборудование и т. д.);
• отнесение передачи, рассредоточение электроэнергии и диспетчеризации к исключительным типам работы, реализация каковых допустимо только лишь на основе лицензий;
• предоставление всем производителям и потребителям электричества равного доступа к инфраструктуре рынка электроэнергии;
В процессе реформирования преследуются следующие задачи:
• создание конкурентоспособных рынков электроэнергии;
• формирование эффективного приспособления снижения потерь в сфере изготовления, передачи и распределения электрической энергии и усовершенствование экономического состояния организаций сферы;
• поощрение энергосбережения в абсолютно всех подразделениях экономики;
• поэтапная ликвидация объединенного субсидирования различных компаний покупателей;
• поддержка и формирование общей инфраструктуры электроэнергетики, содержащую главные сети и диспетчерское руководство;
Организация и управление электроэнергетическим сектором после реформирования:
• создание федеральной сетевой компании (ФСК);
• создание общей системы диспетчерского управления
• создание администратора торговой системы (АТС);
• создание генерирующих компаний;
• изменение акционерных сообществ энергетики и электрификации.
После проведения реформ на оптовый рынок поставляется электрическая энергия, вырабатываемая генерирующими компаниями и электрическими станциями региональных энергетических компаний и прочих изготовителей независимо от организационно-правовой формы.
Субъекты оптового рынка электроэнергии: поставщики - производящие компании; покупатели - фирмы, которые специализируются сбытом электроэнергии; крупные покупатели; гарантирующие поставщики; управляющий трейдерской концепции оптового торга; комплексный диспетчер.
Сейчас вся электроэнергия на оптовом рынке устанавливается Федеральной службой по тарифам РФ (ФСТ РФ), но в дальнейшем ее часть будет продаваться по конкурентным ценам, которые основываются на спросе и предложении.
Улучшение рынка электрической энергии состоит в преобразовании оптового рынка электроэнергии в конкурентоспособный рынок электроэнергии и формировании розничных рынков. Конкурентный оптовый рынок электроэнергии станет складываться на основе свободного взаимодействия его участников. На него будет поставляться электрическая энергия, вырабатываемая генерирующими компаниями, основанными на базе электростанций. На первых порах каждый поставщик на торгах имеет право на продажу только от 5% до 15% произведенной энергии.
Развитие электроэнергетики в странах бывшего Советского Союза привело к созданию Единой энергетической системы страны (ЕЭС). Единая Национальная Энергетическая система считается главной частью ЕЭС России. Она содержит в себе, соединяющую регионы государства и представляющую собой один из компонентов единства страны, Единую государственную энергетическую сеть. С целью её сбережения и укрепления, осуществлении общегосударственной политики и обеспечения целостности технологического управления в электроэнергетике на основе существующих межсистемных электрических сетей к нашему времени сформирована дочерняя Федеральная сетевая компания (ФСК), Критерии, согласно которым ЛЭП причисляют к магистральным, считаются размеры представляемой электроэнергии, напряжение, направление мощности и т.д. Правительство уже после переустройства РАО "ЕЭС России" станет осуществлять непосредственное содействие в уставном капитале ФСК с контрольным пакетом акций уже после распределения акционерного капитала РАО «ЕЭС России» между его владельцами. Предоставление по магистральным сетям электрической энергии подлежит регулировке со стороны государства [1]. Способом создания системного оператора (СО) на базе объединенных диспетчерских управлений (ОДУ) и имеющихся центрального диспетчерского управления (ЦДУ) оставляется общая концепция оперативно-диспетчерского управления.
Главная задача концепции управление системами работы ЕЭС Российской федерации, развитие и осуществление балансов изготовления и потребления электричества, наблюдение особенности получаемой электроэнергии.
Задачи АТС:
• организация на оптовом рынке торговли электроэнергией;
• обеспечение расчетов за поставляемую электроэнергию;
• мониторинг деятельности, который влияет на экономическую эффективность оптового электроэнергетического рынка.
АТС образуется в форме неторговый компании соучастниками оптового рынка электрической энергии. Гарантируется одинаковое представительство поставщиков и покупателей (в том числе больших покупателей электричества распоряжающихся органов АТС), совершается обеспечение контроля страны за работой АТС с целью предоставления и сбережения баланса интересов продавцов и потребителей электричества и предотвращения злоупотребления монопольным положением.
В основе электростанции РАО "ЕЭС России" формируется колоссальное число фирм-участников оптового рынка электричества и перерабатывающей индустрии, тепловых электростанций (ТЭЦ), гидроэлектростанций.
На первоначальном периоде реформ, созданные генерирующие фирмы в качестве дочерних фирм при изготовлении ОАО РАО"ЕЭС России" обладают 100% участие в уставных капиталах. Посредством выделения производящих фирм с РАО «ЕЭС Российской федерации» будет прокладываться демонополизация области изготовления электроэнергии посредством распределения промо акций согласно соотношениям среди акционерами РАО "ЕЭС России"