АНАЛИЗ УРОВНЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВЫХЛОПНЫМИ ГАЗАМИ В г. КУРСКЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ
Секция: 1. Архитектура, Строительство
VIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»
АНАЛИЗ УРОВНЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВЫХЛОПНЫМИ ГАЗАМИ В г. КУРСКЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ
В данной статье рассматриваются выбросы, образующиеся при различных источниках загрязнения. Приведена диаграмма разрушения различных видов отделки фасадов зданий, расположенных вдоль автомобильных дорог г. Курска.
Изменившаяся окружающая среда городов стала более агрессивной: выбросы промышленных предприятий и предприятий топливно-энергетического комплекса, разные машиностроительные предприятия, предприятия тяжелой промышленности, выхлопные газы от автомобилей. Эти и многие другие источники загрязнения приводят к ускоренному разрушению материалов конструкций, отделки фасадов зданий.
Большое значение придают вопросам долговечности и надежности в работе конструктивных элементов зданий. За время эксплуатации материалы зданий подвергаются воздействию различных факторов, что со временем может привести к их разрушению. Применительно для г. Курска были проведены исследования оценки экологической ситуации в целом и изучение влияния выхлопных газов от автомобилей на фасады зданий и сооружений.
Для реализации данной темы были выдвинуты следующие задачи:
1. Сбор материалов для составления теоретической базы;
2. Сбор фотоматериалов и их оценка;
3. Проведение лабораторных исследований;
4. Установка зависимости разрушения фасадов и других конструкций зданий и сооружений от негативного воздействия окружающей среды.
В настоящее время в городах одной из важнейших проблем является загрязнение атмосферного воздуха токсичными веществами, выделяемыми автомобильными транспортом. Здания и узкие улицы являются препятствием для рассеивания вредных примесей газов, выброс и накопление которых происходит в основном около поверхности земли. В городах вдоль дорог и автомагистралей содержание вредных газов в несколько раз превышает предельно допустимые нормы.
Рисунок 1. Количество выбросов кислотообразующих соединений автотранспорта в воздушное пространство современных городов.
Рост городов, а в связи с этим и количества автотранспорта способствуют возникновению актуальной для настоящего времени проблемы: выхлопные газы от автомобилей приводят к высоким концентрациям вредных веществ в атмосферном воздухе, разным негативным переменам атмосферы Земли в целом, что естественным образом оказывает свое влияние на процесс разрушения материалов конструкций и отделки фасадов зданий.
За последние годы скорость агрессивных воздействий окружающей среды, а особенно выбросов вредных веществ на материалы зданий возросла [1]. Это демонстрируют нам трещины на фасадах, обрушение некоторых отдельных элементов зданий, разрушение карнизов, цоколей, балконов, в городе Курске. Интерес вызывает еще и одно условие: агрессивная среда при своем воздействии способствует коррозионному разрушению материалов, которое не регламентируется в СНиПах и других документах нашей страны, поэтому даже тщательно подобранные строительные материалы не гарантируют надежности конструкций и не защищают их от обрушений.
На долговечность фасадов зданий влияет целый ряд факторов как внешних, так и внутренних:
· деятельность человека,
· изменение климатических условий,
· колебания температурного режима,
· физико-химические,
· микробиологические процессы разрушения материалов,
· превышение расчетных нормативных значений циклов замораживания—оттаивания,
· увлажнения и высушивания и т. д., их воздействие приводит к недолговечности фасадных покрытий.
В результате ухудшения экологической обстановки в городах в наиболее сложных условиях оказались кирпичные, железобетонные, каменные, металлические и деревянные конструкции зданий, находящиеся рядом с магистралями с интенсивным движением автотранспорта.
Так, проведя исследования по разрушению различных видов отделки фасадов зданий, расположенных вдоль автомобильных дорог, по Административным округам города Курска были получены следующие данные (рис.2) [2; 3].
Рисунок 2. Разрушение различных видов отделки фасадов зданий, расположенных вдоль автомобильных дорог, по Административным округам города Курска.
Город Курск, как и большинство других городов, имеет плотную застройку и развитую сеть автомобильных дорог, которые являются основными источниками вредных выбросов. В результате, происходят изменения и разрушения, которые могут привести к полной потере несущей способности конструкций сооружений и невозможности выполнять ими свои основные функции в целом.
Одним из основных качеств элементов и отделки фасадов зданий и сооружений должна быть долговечность и надежность. Но воздействия, вызванные выхлопными газами от автомобилей, делают эту проблему наиболее острой.
При определенных погодных условиях газы делают окружающую среду агрессивной. Концентрация вредных веществ увеличивается от цоколя до крыши, от главного фасада до дворового. Отсюда можно сделать вывод: воздействию повышенных концентраций выхлопных газов от автотранспорта подвержены абсолютно все виды фасадов.
Хорошим помощником по борьбе с высокими концентрациями загазованности территории являются зеленые растения, которые уменьшают и степень воздействия выхлопов на здания.
Фасады зданий, расположенных в непосредственной близости от автомобильных дорог с интенсивным движением транспорта, разрушаются более интенсивно: цокольная часть фасадов подвергается разрушению солевых составов, которые используются, как противгололёдные реагенты, бетонные покрытия стен темнеют, в них появляются трещины, происходит отслоение и разрушение окрасочного слоя, штукатурного слоя, разрушаются архитектурные элементы фасада.
Слои пыли, осаждающихся на фасадах, содержат частицы веществ, которые при увлажнении растворяются и действуют на материал отделки фасада, как жидкая агрессивная среда в виде кислот и щелочей. В результате, попадая под отделочные покрытия, снижают нормативный срок их службы.
Снижение несущей способности конструкции в настоящее время происходит не только от механических нагрузок, но и от агрессивного воздействия среды. Концентрация вредных веществ, находящихся ввоздухе, часто превышает предельно допустимые нормы. А при наличии дефектов в покрытии зданий, под воздействием этих веществ происходит накопление продуктов коррозии и фасад зданий разрушается не только с внешней, но и с внутренней стороны. Поэтому, даже самые точные расчеты не гарантируют отказ в работе, если не учтены экологические показатели и коррозионные воздействия окружающей среды.
Список литературы:
1. Бюллетень фонового загрязнения окружающей среды. М.: Гидрометеоиздат, 1987. 196 с.
2. Вопросы обработки, оценки и анализ данных о загрязнении атмосферного воздуха и других сред. Л.: Гидрометеоиздат, 1984. 208 с.
3. Звягинцева Л.В., Монастырева Р.П., Шевцов Ю.А. ИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА, ОБУСЛОВЛЕННОГО ВЫБРОСАМИ АВТОТРАНСПОРТА В г. КУРСКЕ. ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» г. Курск.