Информационное обеспечение процессов управления патентной деятельностью
Секция: Технические науки
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»
Информационное обеспечение процессов управления патентной деятельностью
Введение
В данной статье будет рассмотрена организация информационного обеспечения процессов управления патентной деятельности с точки зрения наукоемкого, высокотехнологического предприятия.
В настоящий момент прогресс идет стремительными шагами. Изобретается множество новых технологичных решений. В свою очередь предприятия, заботящиеся о своей конкурентоспособности, просто не могут игнорировать патентную деятельность, которая в первую очередь направлена на защиту собственных изобретений.
1. Этапы организации информационного обеспечения процессов управления патентной деятельностью
Для того чтобы эффективно управлять процессами, касающиеся патентной деятельности, предприятию необходимо иметь информацию о патентных документах в предметной области и постоянно следить за вновь регистрируемыми патентами. Это необходимо для отслеживания изменений тенденций в той области, в которой функционирует предприятие [11; 12]. Целесообразность этого выражается в том, чтобы не тратить средства на разработку уже существующих и запатентованных решений. Кроме того, вполне вероятно, что предприятию может быть полезна запатентованная технология, и оно может взять её на вооружение путем покупки лицензии [13]. Так же следует отметить что, отслеживание патентных документов необходимо для проведения оценки патентоспособности и патентной чистоты своих изобретений, что является главным фактором для их коммерциализации [8; 9].
На рисунке 1 представлена инфраструктура системы информационного обеспечения процессов управления патентной деятельности.
Рисунок 1. Структура информационной системы
Для того чтобы отслеживать информацию о патентах предприятию целесообразно использовать базы данных патентов. Есть ряд организаций, которые поставляют базы данных. К их числу относятся такие организации как Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO), Фирма Derwent, Европейская патентная организация (EPO). Оформив заказ в таких организация можно получить реферативные базы данных.
Из получаемых баз данных предприятию необходимо формировать свою базу, к которой будут, обращается сотрудники отдела управления интеллектуальной собственности. Для этого базы данных проходят конвертацию в формат, который принят на предприятии. После этого патентные документы попадают в систему избирательного распределения информации (ИРИ).
Для проведения оценки патентоспособности технологий также необходимо иметь доступ к платным патентным реестрам, которые содержат полнотекстовые базы данных.
Перечень работ для организации информационного обеспечения патентной деятельности предприятия представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Перечень работ для организации информационного обеспечения патентной деятельности предприятия
№ П/П |
Описание |
1 |
Закупка баз, данных у ведущих вендоров занимающихся их формированием. |
2 |
Приведение патентных документов к формату данных, принятом на предприятии. |
3 |
Загрузка информации в систему ИРИ с последующим её распределением по конечным пользователям. |
4 |
Загрузка информации о патентах в ретроспективную патентную базу данных предприятия. |
5 |
Организация доступа пользователей к патентной базе данных предприятия. |
6 |
Организация доступа начальника отдела управления интеллектуальной собственности через интернет к полнотекстовым патентным базам данных. |
Таким образом, для организации информационного обеспечения патентной деятельности предприятия необходимо пройти шесть основных этапов, которые представлены в таблице 2.
Сама система предполагает два режима работы. Первым режимом является выдача патентных документов непосредственно по запросам сотрудников отдела управления интеллектуальной собственностью.
Вторым режимом является избирательное распределение информации (ИРИ).
ИРИ – систематическое обеспечение информацией о текущих поступлениях документов в соответствии с постоянно действующими запросами при обязательной обратной связи.
Наличие ИРИ обусловлено необходимостью своевременного ознакомления сотрудников отдела управления интеллектуальной собственности с новыми зарегистрированными патентами в определенной предметной области. Нерегулярное поступление информации или ее запаздывание делает её использование малоэффективной.
Организация ИРИ включает следующие этапы:
1. Определение состава абонентов системы ИРИ;
2. Выявление, анализ информационных потребностей (ИП), которые должны удовлетворяться системой ИРИ.
3. Формулирование информационных потребностей в терминах ключевых слов.
4. Формулирование поисковых предписаний.
5. Отладка поисковых предписаний. Отладка производится на тестовых массивах информации. Результаты выдачи по запросам предоставляются пользователю который отмечает какие документы были полезные, а какие нет. Далее идет расчет показателя полноту и точность (отношение числа полезных документов в выдаче к общему числу выданных документов) и корректируются поисковые предписания.
6. Мониторинг качества информационного поиска (точность) на основе обратной связи.
2. Знания как информационный ресурс предприятия
Немаловажным аспектом в управлении патентной деятельностью является экспертные мнения в области НИОКР [10]. В роли экспертов могут выступать сотрудники самого предприятия (патентоведы) или эксперты сторонних организаций таких как патентные бюро. Экспертная оценка в данном случае необходима для принятия управленческих решений в области разработки и патентования изобретений. Так, например, патентовед предприятия может составить рецензию на то или иное изобретение предприятия с оценкой его уровня патентоспособности. Кроме того, предприятию следует учитывать зарегистрированные патенты и заявки которые были отклонены. Собирая статистику по отклоненным заявкам можно выявить основные причины отказов и в дальнейшем снизить время и средства при патентовании новых изобретений. Для аккумулирования данной информации так же будет целесообразно создание баз данных. При этом такая информация выступает в роли «знаний» предприятия [1; 2; 3]. Как отмечали Девенпорт и Прусак «знания - это сочетание оформленного опыта, ценностей, контекстной информации и взглядов эксперта, которая дает схему для оценки и объединения нового опыта и информации [7]. В организациях они зачастую попадают не только в документы или хранилища, но и в организационные процедуры, процессы, практику и нормы».
Знания не только представляют собой самостоятельную ценность, но и порождают мультипликативный эффект по отношению к другим факторам производства, воздействуя на уровень эффективности их применения [14]. Кроме того, следует учитывать “непатентную” информацию, которая может включать в себя научные труды, книги, научные, технические и экономические отчеты, проектные документы и т.д.
Опираясь на данные знания, патентовед сможет, наверняка сказать будет ли одобрена та или иная заявка на патент и целесообразно ли вообще патентовать определенные изобретения [4; 5; 6].
Заключение
Неизбежность увеличения количества патентов и информации связанной с ними вызывает необходимость, осуществления специальной подготовки и адаптации пользователей к ориентации в информационных ресурсах, специализированных поисковых серверах и базах данных.
При организации информационного обеспечения процессов управления патентной деятельностью предприятие может задавать определённую стратегию в ведении патентной деятельности и нормировать “производство” интеллектуального продукта (количество изобретений за единицу времени). Таким образом, организация информационного обеспечения процессов управление патентной деятельностью позволяет сэкономить средства на собственные исследования и развитие, и избежать дублирования.