Статья:

Использование информационных технологий в организации прохождения практики обучающихся ИКИТ СФУ

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Осипов П.А., Иванова Я.С., Хоркуш А.В. [и др.] Использование информационных технологий в организации прохождения практики обучающихся ИКИТ СФУ // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/1(41).pdf (дата обращения: 25.09.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 178 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование информационных технологий в организации прохождения практики обучающихся ИКИТ СФУ

Осипов Павел Андреевич
магистрант, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» Институт космических и информационных технологий, РФ, г. Красноярск
Иванова Яна Сергеевна
магистрант, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» Институт космических и информационных технологий, РФ, г. Красноярск
Хоркуш Анатолий Владимирович
магистрант, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» Институт космических и информационных технологий, РФ, г. Красноярск
Скворцов Семен Геннадьевич
магистрант, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» Институт космических и информационных технологий, РФ, г. Красноярск
Мосин Дмитрий Александрович
магистрант, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» Институт космических и информационных технологий, РФ, г. Красноярск
Мазун Александр Александрович
студент, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» Институт космических и информационных технологий, РФ, г. Красноярск

 

Применение информационных технологий позволяют автоматизировать задачи создания условий для свободного функционирования и развития системы высшего образования. В статье проанализирован опыт работы ответственных за организацию практики обучающихся в Институте космических и информационных технологий Сибирского федерального университета (ИКИТ СФУ). Авторами разработаны пути упрощения работы ответственных за организацию практики в ИКИТ СФУ.

Ключевые слова: организация практики студентов ВУЗа, виды практики, автоматизация образовательных процессов.

В высших учебных заведениях один из фундаментальных этапов получения образования является практика [1]. Практика подразделяется на учебную, производственную, преддипломную. В свою очередь, учебная и производственная практика подразделяется еще на несколько подвидов. У каждого вида практики существуют свои требования, компетенции, с которыми можно ознакомиться в образовательном стандарте конкретного направления подготовки/специальности. Общее предназначение: практика организуется и проводится с целью приобретения и совершенствования практических навыков студентов в выполнении обязанностей по должностному предназначению, углубления и закрепления полученных знаний, умений и навыков [2].

В ФГАОУ ВО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СФУ) организация прохождения практики студентами регламентируется положением о практике обучающихся [3], осваивающих ОПОП ВО от 01 октября 2013 г. и уставом университета [4].

В Институте космических и информационных технологий (ИКИТ) СФУ существует учебно-организационный отдел (УОО) для организации работы между кафедрами института и обучающимися. Одно из направлений деятельности УОО – организация прохождения практики студентами. Этим направлением занимается диспетчер учебно-организационного отдела (ответственный за организацию практики обучающихся). Работа по организации практики затрагивает деятельность не только диспетчера, но и преподавателя кафедры (ответственный за организацию практики студентов на кафедре). Следует отметить, что не все преподаватели кафедры занимаются практикой обучающихся, как правило 1–2 человека на направление подготовки/специальность.

Организация практики характеризуется взаимодействием студента, кафедры и УОО (действующие лица организации практики). В свою очередь, взаимодействие осуществляется посредством обмена документов между действующими лицами. Примерами таких документов являются: служебная записка заведующего кафедрой на проведение практики студентов, отчет от кафедры, договор на прохождение практики, письмо-направление и т.д. Так же стоит обратить внимание на то, что представленные документы создаются не в единичном количестве. Часто возникают ошибки при оформлении того или иного документа. Типичные ошибки:

·     грамматические и пунктуационные ошибки;

·     неверный контингент обучающихся в документе;

·     неверные сроки и наименования практик.

Данные ошибки связаны с человеческим фактором. При создании документов используется пакет программ Microsoft Office, что занимает большое количество времени при документообороте в масштабе института с контингентом около 1500 человек.

Другая проблема состоит в том, что студент, который выходит на производственную практику, с точки зрения качества обучения, должен пройти ее на предприятии. По данным УОО ИКИТ за 2014–2015 учебный год только 42% проходят практическое обучение на предприятии, остальные проходят на кафедре. Эта цифра с точки зрения качественного обучения крайне мала. Задача, которая стоит перед лицами, занимающимися организацией практики, повысить эту цифру до 95–100%.

С точки зрения студента, проще пройти практику на кафедре, чтобы избежать достаточно длительной процедуры поиска и оформления документов. В 2015–2016 учебном году в ИКИТ прошла работа над созданием реестра предприятий. Реестр представляет собой документ, с описанием предприятий, с которыми заключен долгосрочный договор на прохождение практик студентами. Обучающийся знакомится с реестром и может выбрать прохождение практики в одном из представленных предприятий, тем самым избегая длительную процедуру поиска. Со стороны документооборота, остается только отправить от института письмо-направление и получить ответ от предприятия, а не заключать на каждого студента краткосрочный договор.

В 2015–2016 учебном году заключено 14 долгосрочных договоров. При увеличении количества сотрудничающих с институтом предприятий, становится тяжелее отследить:

·     число оставшихся вакантных мест на предприятии;

·     какие студенты, на каком предприятии будут проходить ту или иную практику.

Для решения таких проблем можно использовать пакет Microsoft Office. Данный способ будет менее эффективным, так как требуется внести информацию о студентах и предприятиях, допустим, в MS Excel. Процесс достаточно долгий, так как контингент института составляет примерно 1500 человек.

На текущий момент в УОО ИКИТ используется автоматизированная информационная система (АИС) «Деканат». Система внедрена в структуру УОО с 2008 года и функционирует по настоящее время. В 2015 году разработчики модернизировали систему, преобразуя ее в web-ресурс. Но в данной программе не реализованы следующие функции:

·     создание отчетности по практике, используя готовые шаблоны документов;

·     отсутствие реестра предприятий;

·     взаимодействие диспетчера УОО и ответственного за практику на кафедре.

Для реализации этих функций нецелесообразно создавать новую АИС, так как появиться необходимость формировать базу студентов заново. Важно отметить, что база студентов существует в имеющийся АИС «Деканат».

Способ решения проблемы представляет собой разработанный модуль действующей автоматизированной информационной системы «Деканат». Модуль предполагает создание базы данных «Реестр предприятий» и формирование отчетности по практике.

Разрабатываемый модуль «Практика» на текущий момент работает в тестовом режиме. Полноценная работа планируется со второго семестра 2016–2017 учебного года. На рисунке 1 представлен электронный реестр предприятий.

 

Рисунок 1. Электронный реестр предприятий

 

На основании заключенного договора диспетчер УОО добавляет в реестр предприятий данные о предприятии. Эта процедура представлена на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Функция «Добавление/ изменение предприятия»

 

Стоит обратить внимание на то, что помимо стандартной информации о предприятии в реестре есть поле «Примечание». Данное поле создано для того, чтобы хранить какие-либо заметки по конкретному предприятию.

Далее распределяются вакантные места предприятий по студентам. Это также проходит в автоматизированном режиме.

После этой процедуры можно сформировать отчет. На рисунке 3 представлен интерфейс для создания отчетности.

 

Рисунок 3. Интерфейс для создания отчетности

 

Данная подсистема предназначается для упрощения работы сотрудников института, занимающихся организацией практики. Главная особенность модуля «Практика» заключается в том, что пользователь имеет доступ к ней 24 часа в сутки.

В 2015–2016 учебном году с помощью разработанного модуля процент студентов проходящих практику на предприятиях в сравнении с предыдущим годом увеличился на 20%.

 

Список литературы:
1. Косенко Н., Как лучше оформить студента: на практику или на временную работу [Статья] // Главбух. – 2010. – № 13. – С. 64–68. – ISSN 1029-4511.
2. Лесных Ю.И., Способы моделирования системы непрерывной производственной практики студентов технических вузов [Статья] // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 10. – С. 70–72.
3. Положение о практике студентов СФУ – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sfu-kras.ru/node/8808.
4. Устав ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://about.sfu-kras.ru/node/8028.