Статья:

Анализ технологии взаимодействия железнодорожной станции Ванино и морского порта.

Конференция: XLII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Гусятников Н.А. Анализ технологии взаимодействия железнодорожной станции Ванино и морского порта. // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/2(42).pdf (дата обращения: 16.10.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ технологии взаимодействия железнодорожной станции Ванино и морского порта.

Гусятников Никита Александрович
студент, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, РФ, г. Хабаровск
Какунина Анна Геннадьевна
научный руководитель, преподаватель, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, РФ, г. Хабаровск

 

Железнодорожная станция Ванино - одна из крупнейших припортовых станций Дальнего Востока. Ее среднесуточная выгрузка в настоящее время достигает 1075 вагонов.

21 мая 1943 года Государственный Комитет Обороны СССР издал постановление о строительстве железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань и морского порта в бухте Ванина. В апреле 1944 года был досрочно сдан в эксплуатацию первый пирс, 20 июля 1945 года из Комсомольска-на-Амуре в бухту Ванина прибыл первый поезд [4]. В посёлке была открыта железнодорожная станция, носящая название «Ванино-Вокзал».

В настоящее время станция Ванино включает в себя три парка: парк Токи, парк Ванино, парк Ванино – Новый Район. Парки насчитывают 32 приемо-отправочных путей, 20 путей сортировочно-отправочного парка, 3 погрузо-выгрузочных пути, а также 8 выставочных путей, для производства маневровой работы с вагонами, следующими на о. Сахалин и обратно.

Россия в последние годы экспортирует уголь почти в 50 стран. Начиная с 2009 года экспорт российского угля вырос более, чем на 30%, еще быстрее, практически в два раза, выросли поставки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона [5].

В настоящее время существует два варианта загрузки Байкало-Амурской магистрали. Первый вариант загрузки рассчитан на основе «Генеральной схемы развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» на 2015 и 2020 гг.» с прогнозируемыми к 2020 г. объемами перевозок на подходах к Ванино-Совгаваньскому транспортному узлу (ВСТУ) в размере 51,5 млн. т., в том числе 47,6 млн.т. в грузовом движении(рис.1) [1]. Второй вариант — на основе заявок инвесторов-застройщиков портовых мощностей ВСТУ и различных грузоотправителей, планирующих рост объемов перевозок грузов на подходах к ВСТУ к 2020 г. в размере 92,8 млн. т, в том числе 87,6 млн. т в грузовом движении.

 

Рисунок 1. Схема основных месторождений на территории Восточного полигона

 

 

Рисунок 2. Объемы и структура грузооборота за 2010 и 2020 год, в соответствии с консервативным вариантом Генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 года

 

Значимую роль, особенно в перспективе, будет играть Ванино-Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел. Порты Ванино и Советская Гавань обладают существенными преимуществами перед портами Приморья в отношении развития причальной линии. Они имеют до 900 гектаров свободной земельной территории и морских акваторий с глубинами до 22 метров, позволяющих строить причалы практически без проведения дноуглубительных работ, имеют прямой выход на две независимые железнодорожные магистрали – Транссибирскую и Байкало-Амурскую (Северный широтный ход). При направлении транзитных и экспортных грузопотоков по Северному широтному ходу по международному транспортному коридору «Восток-Запад» через Ванинский транспортный узел из западных регионов России расстояние транспортировки сокращается более чем на 500 километров по сравнению с портами Приморья [2]. Это позволяет значительно снизить стоимость железнодорожных перевозок. Активное привлечение грузопотоков по БАМу будет способствовать решению проблемы его эксплуатации и окупаемости.

Часть грузопотоков тяготеет к порту Ванино в силу преимуществ географического расположения порта и уже созданной инфраструктуры. В первую очередь это относится к глинозему (если рассматривать дальневосточный регион, специализированный терминал имеется только в порту Ванино), якутским углям и грузам, перевозимым в Сахалинскую область по паромной переправе.

Созрела необходимость проведения детального анализа одного из важнейших составляющих Ванино-Советско-Гаванского транспортного-промышленного узла – взаимодействие станции Ванино с Ванинским морским торговым портом, являющийся на сегодняшний день одним из основных клиентов ОАО «РЖД». В ходе прохождения производственной практики мною был произведен анализ работы станции за 5 лет по выполнению следующих показателей: погрузка в сутки, ваг; выгрузка в сутки, ваг; рабочий парк вагонов, ваг/сут.

 

Рисунок 3. Динамика выгрузки по станции Ванино

 

Как видно из рис. 3, среднесуточная выгрузка вагонов по станции Ванино за последние 5 лет увеличилась с 699 до 1075 вагонов. После выгрузки, большая часть вагонов отправляется со станции в порожнем состоянии.

 

Рисунок 4. Анализ породовой выгрузки грузов по ст.Ванино за 2016год

 

Объем выгрузки для перевалки на экспорт ощутимо растет, особенно это заметно по такой номенклатуре груза, как уголь (85,9% от общего объема выгрузки).

 

Рисунок 5. Динамика погрузки по станции Ванино

 

Рисунок 6. Анализ породовой погрузки грузов по ст. Ванино за 2016 год

 

На представленных рисунках видно, что доля погрузки существенно ниже, чем выгрузка. Это объясняется тем, что станция является припортовой и большинство грузов прибывает на экспорт. Основная номенклатура погружаемого груза по станции Ванино – глинозем. Погрузка глинозема составляет 93,6% от общей погрузки по станции.

Грузооборот Ванинского торгового порта растет с каждым годом, в январе-сентябре 2016 года грузооборот ОАО «Ванинский морской торговый порт» составил 5,2 млн. тонн грузов. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года произошло увеличение объемов перевалки на 29%.

За 9 месяцев 2016 года порт переработал экспортных навалочных грузов – 3,5 млн. тонн (49,4% от уровня девяти месяцев 2015 г. 2,4 млн. тонн), лесных грузов – 283,4 тыс. тонн, цветных металлов – 283,1 тыс. тонн.

В отношении импортных грузов наблюдается положительная динамика. За 9 месяцев 2016 года перегружено 945,2 тыс. тонн импортных грузов (+ 13,3%), в т.ч. 873,1 тыс. тонн глинозема.

За 9 месяцев 2016 года под грузовыми операциями находилось 661 судно (в том числе 388 паромов) и 70 762 ж/д вагона[3].

Ванино-Советско-Гаванский транспортный узел – одна из точек роста Хабаровского края. Полагаю, что в ближайшее время роль порта Ванино в экономики России будет возрастать. Круглогодичная навигация, наличие глубоководных бухт и свободных прибрежных территорий привлекают инвесторов и грузовладельцев. У Ванинского порта выгодные стратегические, транспортные и географические преимущества перед портами Приморья, Сахалина и Камчатского края, чьи акватории менее освоены. Через Ванино поставляются каботажные грузы на Сахалин, в другие северо-восточные регионы России и грузы в Азиатско-Тихоокеанский регион. Географическое расположение порта открывает ближайший выход к морю грузам, идущим по Байкало-Амурской и Транссибирской магистралям.

Стратегия развития угольной отрасли в России предполагает рост добычи и экспорта, что влечет за собой повышение объемов перевозимого угля в целом по стране. На сегодняшний день основное повышение происходит на Дальневосточном регионе, из-за смены экспортных ориентиров поставки угля от Европы к странам Азиатско-Тихоокеанского региона.

В последние годы наблюдается повышение объемов перевозимых грузов через Ванино-Советско-Гаванский транспортный узел, в связи с этим возрастает актуальность проблемы нормальной работы железнодорожной станции Ванино. Решение данной проблемы позволит нормализовать работу станции и всего региона, сократить временные и денежные издержки железной дороги, порта и клиентуры, предотвратить увеличение сроков доставки грузов.

Факторы, влияющие на эффективность взаимодействия станции и порта.

1.  В зимнее время отсутствие «размораживателей» для вагонов с углем и, как следствие, повреждение вагонов;

2.  Трудность получения полной, достоверной информации;

3.  Несогласованный подход судов под погрузку;

4.  Нехватка локомотива в порту;

5.  Форс-мажорные обстоятельства;

6.  Погодные условия.

Необходим ряд мероприятий организационного, финансово-экономического, методического, информационного и технологического характера, учитывающих интересы всех участников транспортного процесса, в частности необходимо[6]:

·     внедрение движения по согласованным ниткам графика, в особенности для массовых экспортных грузов, транзитных грузов;

·     внедрение современных технологических решений на основе электронного обмена данными;

·  оптимизация и совершенствование работы таможенных, пограничных и иных государственных служб, осуществляющих контроль за перемещением товаров;

·     модернизация портов

·     проведение мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам.

 

Список литературы:
1. Генеральная схема развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 года. 
2. Годовой отчет ОАО «Порт Ванино» за 2015 год // Ванинский морской торговый порт – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.vaninoport.ru/annual.html (дата обращения: 7.02.2017).
3. Грузооборот «ОАО Порт Ванино» увеличился почти на треть // Ванинский морской торговый порт – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.vaninoport.ru/new/gruzooborot-oao-port-vanino-uvelichilsya-pochti-na-tret (дата обращения: 7.02.2017).
4. История // Ванинский морской торговый порт – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.vaninoport.ru/history.html (дата обращения: 7.02.2017).
5. Уголь уйдет на восток // Журнал «Эксперт» – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://expert.ru/2014/04/3/ugol/ (дата обращения: 7.02.2017).
6. Федоренко А.И., Клименко В.В. Оценка вариантов развития логистической инфраструктуры на железнодорожном транспорте. Журнал «Логистика» №8, 2011.