Статья:

Основные задачи автоматизации деятельности налоговой службы

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Марченко О.Ю. Основные задачи автоматизации деятельности налоговой службы // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/3(43).pdf (дата обращения: 19.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные задачи автоматизации деятельности налоговой службы

Марченко Ольга Юрьевна
студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Брянский филиал, РФ, г. Брянск
Филичева Татьяна Алексеевна
научный руководитель, канд. техн. наук, доц. кафедры математики и информационных технологий, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Брянский филиал, РФ, г. Брянск

 

Миссией Федеральной налоговой службы является эффективная деятельность контрольно-надзорного характера и высокое качество услуг, которые предоставляются для законного и прозрачного бизнеса, обеспечение соблюдений прав налогоплательщиков и образование финансовой основы деятельности государства. В настоящее время в Российской Федерации осуществляется деятельность по информатизации государства в целом, и поэтому актуальными становятся задачи в области информатизации. К задачам в области информатизации можно отнести и достижение Федеральной налоговой службой (далее – ФНС) открытости и доступности для граждан и предприятий всех форм собственности, также стоит задача автоматизировать функций, выполняемые сотрудниками ФНС. Налоговый контроль является важным средством защиты имущественных интересов государства и частных собственников, и его эффективная организации также относится к данным задачам. Важное условие устойчивого функционирования системы налогового контроля в целом – результативная работа налоговых органов. Широкое использование автоматизированной информационной системы (далее – АИС) является одним из важнейших условий эффективной работы ФНС, и совершенствование на основе АИС системы взаимодействия налоговых органов всех уровней с физическими и юридическими лицами.

ФНС России проводит осуществление информационного взаимодействия с разными министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также налогоплательщиками, которыми являются физические и юридические лица. Развитие АИС в деятельности ФНС подразумевает применение информационных технологий, внедрение и развитие автоматизированных информационных систем продуктивно поддерживают функции налоговых органов. ФНС обладает одной из мощнейших информационных систем среди органов государственной власти (свыше 50 тысяч персональных компьютеров, более 6 тысяч серверов), она активно применяется для решения задач ФНС.

Снижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом ставит задачи:

·  совершенствовать процедуры государственной регистрации;

· развивать системы досудебного разрешения споров в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

·  обеспечить открытый диалог с бизнесом и обществом в части важных вопросов законодательства о налогах и сборах и в процессе подготовки проектов нормативно-правовых актов;

·  развитие информационной открытости.

Главной целью автоматизированной информационной системы налоговой службы считается формирование целостного информационного пространства административных органов управления, казначейства, банков, таможни, кадастрами и др. Для этого необходима интегрированная информационная система, объединяющая все структуры налоговой системы [2].

В налоговых органах автоматизированная информационная система – это технологическая цепочка, представляющая собой совокупность методов, информационных процессов, программно-технических средств, которая обеспечивает сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации в целях повышения надежности и оперативности использования информационного ресурса, а также снижения трудоемкости процессов, повышения качества государственных услуг.

Для выполнения работ подразделений ФНС разработана, внедрена и уже функционирует многоуровневая автоматизированная информационная система «Налог» (далее – АИС «Налог»), она обеспечивает решение задач обработки и накопления информации в налоговых инспекциях и представляет сочетание функционально связанных технических, программных, информационных, организационных и методических средств для поддержания функционирования деятельности налоговых органов ФНС России, и в тоже время для автоматизированного сотрудничества с федеральными, региональными и местными органами власти и другими учреждениями с целью исполнения государственного бюджета и наполнения его доходов [1].

АИС «Налог» представляет собой форму организационного управления органами Федеральной налоговой службы, опирающуюся на современные средства и методы обработки данных, с использованием новых информационных технологий. Структура АИС налоговой службы, как и сама структура налоговых органов многоуровневая, всем уровням налоговой системы присвоен собственный список задач, подлежащих автоматизации.

Создание наиболее комфортной среды для исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей подразумевает:

·     сократить время для подачи и подготовки налоговой отчетности налогоплательщиком;

·     расширить спектр сервисных услуг и увеличить качества обслуживания налогоплательщиков;

·     сблизить налоговый и бухгалтерский учет.

Предоставление процесса автоматизации налогового администрирования основано на принципах функционального подхода и управления потоками работ. Функция автоматизации обеспечивает государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Конкретные пользователи могут получить доступ к подмножеству всех данных, накопившихся в следствии распределенного сбора информации. Для улучшения функционирования деятельности ФНС предусмотрено развитие АИС «Налог» до АИС «Налог-3». Интерфейсное программное обеспечение осуществляет взаимодействие между ними, с учетом их развертывания на объектах автоматизации местного, регионального и федерального уровней.

Основным компонентам процесса усовершенствования АИС «Налог-3» считают создание централизованной вычислительной инфраструктуры, стабильных каналов связи и единого федерального хранилища данных. Архитектура АИС «Налог-3» имеет подсистемы внешнего взаимодействия, налогового администрирования, обеспечивающие и информационно-аналитические подсистемы, они содержат юридически правильную, полную и актуальную информацию, необходимую для высокого качества обслуживания налогоплательщиков, которые связаны с федеральным хранилищем данных.

Главное звено архитектуры информационной системы – центры обработки данных (далее – ЦОД), которое наделено функциями по массовому вводу, обработке, хранению налоговой информации и печати документов. ЦОД обеспечивает:

· сканирование, распознавание и ввод документов, поступивших в бумажном виде от других органов и обмен данными, осуществляющийся в электронном виде;

· контроль формата, ввода и обработки форм налоговой отчетности, поступившей в электронном виде от налогоплательщиков и специализированных поставщиков связи;

· ввод централизованного архива электронных документов, сканированные образы и электронные документы с электронной цифровой подписью, для обеспечения юридической значимости налоговой информации.

Комплексное усовершенствование автоматизированной информационной системы налоговых органов России, в том числе создание АИС «Налог-3», приведет к следующим итогам: во-первых, существенное снижение размера операций, выполняемых вручную, с помощью внедрения технологии «Налоговый автомат», которая обеспечивает своевременную обработку входящих документов в налоговые органы четко формализованных и автоматизированных процедур налогового администрирования. Данная система позволяет автоматизировать такие процессы как, начисления, проводки платежей, процедуры по взысканию недоимки в соответствии со строго определенными в системе бизнес-правилами. Во-вторых, обеспечивает передачу функции расчетов и принятия решений из инспекций в информационные ресурсы федерального уровня, оставив за инспекцией регистрацию налогоплательщиков и контрольную функцию.

Таким образом, АИС «Налог-3» расширяет задачи, решаемые ФНС, повышает обоснованность принимаемых решений в налоговых органах, рационализирует деятельность по управлению налоговыми органами путем применения экономико-математических методов упорядочения информационных потоков в целях повышения качества предоставляемых услуг. АИС «Налог-3» новая ступень на пути развития автоматизации деятельности ФНС. Усовершенствование автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы позволяет провести оптимизацию рабочих процессов, освободить налоговые органы от работ требующих трудовых затрат, эффективно использовать информацию, хранящуюся в ФНС и, как результат, увеличивает степень внутреннего контроля за работой налоговых инспекций.

 

Список литературы:
1. Беляев А.И. Современные информационные технологии в работе налоговых органов. / А.И. Беляев – [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: www.nalog.ru.
2. Новые электронные сервисы Федеральной налоговой службы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://www.garant.ru.