Статья:

ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В г. ЯКУТСКЕ

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: 1. Архитектура, Строительство

Выходные данные
Васильев И.И. ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В г. ЯКУТСКЕ // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/11(18).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В г. ЯКУТСКЕ

Васильев Иннокентий Иннокентьевич
студент Северо-Восточного Федерального Университета, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Конторусов Сергей Егорович
научный руководитель, канд. техн. наук, доц. Северо-Восточного Федерального Университета, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск

 

За последнее десятилетие г. Якутск обновился и преобразился. Улицы и кварталы заметно изменились, похорошели, но хочется сказать, что строительство в целом по городу ведется бесконтрольно, хаотично и без учета перспективы, так как не выполняется и не соблюдается Генеральный план застройки города. Якутск стоит на пойме реки Лена, с юга и с севера, а также с востока город притесняется промышленными предприятиями и их производственными и складскими базами. Отсюда уже с конца 1970 года, возник вопрос застройки зеленого луга, который является единственной зоной отдыха горожан летом и зимой. Зеленый луг находится ниже уровня города примерно на 5—10 м. Поэтому при застройке зеленого луга была построена существующая дамба, для этого была произведена отсыпка укрепления насыпи, также озеленение и благоустройство, это потребовало дополнительные затраты и при этом была загублена существующая зеленая зона поймы реки. Нами еще рассмотрен вариант того, что дальнейшая отсыпка Зеленого луга является причиной затопления вышерасположенных населенных пунктов вдоль реки Лена. Ведь возведение дамбы является прямым вмешательством в естественном процессе оттока паводковых вод и прохождения воды при ледоходе. Из-за этого, критическая отметка уровня воды будет повышаться, что постоянно будет затоплять вышерасположенные населенные пункты и с построением моста через реку Лена, думаем, что проблема подтопления еще усугубиться. Не надо слепо соглашаться на дальнейшую отсыпку дамбы и застройки Зеленого луга. Полагаю, что надо детально изучить дальнейшую застройку с учетом всех недочетов, на основе 202 и 203 кварталов и проблем градостроительства города Якутска. Так же есть вероятность того, что в будущем отсыпанную часть дамбы будет смывать, ведь недаром говорится «Вода камень точит». В связи с этим, стоит приостановить строительство на Зеленом лугу. Надо дать время ученым, проектировщикам, исследователям и экономистам. Необходимо теоретически, экономически и практически на эксперименте доказать целесообразность застройки или рассмотреть иные варианты дальнейшего развития города Якутска.

Грубое, неразумное вмешательство и изменение природного русла реки «Лена», без расчетов дает свои катастрофические последствия наводнения. О чем говорят следующие неопровержимые факты и цифры:

1.  29 мая 1969 года в 40 километрах западнее Олекминска в районе острова Кыллах в 20 часов 45 минут произошла катастрофа вертолёта Ми-2 Якутского УГА (Маганский авиаотряд). При этом погибли 25 человек. Из них 19 — дети. Спаслись только пилот, штурман и одна взрослая пассажирка. Почти сразу после взлета вертолет рухнул в реку. С 1969 г. до полного переноса поселка Кыллаах Олекминского улуса, почти каждый год затоплялся в период наводнения. Все это как мы полагаем началось из-за застройки дамбы и 202 квартала г. Якутска.

2.  17 и 18 мая 2001 года в городе Ленске в результате небывалых по величине ледовых заторов на реке Лена произошло наводнение. Численность населения, подвергнувшаяся затоплению, составила 30,8 тыс. человек. Погибли 6 человек. Было разрушено более 3300 домов. Суммарный ущерб от стихийного бедствия составил около 6 миллиардов рублей.

3.  Вследствие наводнения в зону ЧС попали г. Ленск, пп. Батамай, Салдыкель, Южная Нюя, Натора, Турукта Ленского улуса. По предварительным данным численность населения, подвергнувшаяся затоплению — 30,8 тыс. человек. Число погибших составило 6 человек. Количество домов, разрушенных полностью, в том числе: одноэтажных — 3231; двухэтажных — 100. Требуют восстановления 75 котельных, 396 км линий электропередач, 164 трансформаторных подстанций, дорог 184 км (внутригородских — 64 км, районных — 120 км), мосты — 2 шт., 410 км линий связи (воздушные — 220 км, кабельные — 190 км), 5 радиотелепередающих станций, 7 объектов здравоохранения (городская больница 1/320, сельская больница — 1/40, ФАП — 5), 26 общеобразовательных учреждений (школы — 11, детские дошкольные учреждения — 10, внешкольные учреждения — 5).

4.  Власти Якутии затратили 918 миллионов рублей на ликвидацию последствий весеннего паводка 2012 года — аварийно-восстановительные работы, выплату компенсаций.

Дабы не допустить ошибок при дальнейшей застройке города, пока имеются альтернативные территории, для застройки жилых массивов. К настоящему времени в центре города не полностью застроены жилые кварталы, много ветхих домов. В черте города надо строить индивидуальные дома, с решением инженерных коммуникаций, газоснабжения, канализации, электроснабжения, водоснабжения.

В целом по городу не решен вопрос по отводу талых и атмосферных вод. Весной затопляются целые кварталы. Не секрет, что у многих жителей квартиры затопляются и даже круглогодично под полом держится вода, отсюда антисанитария и повышенная заболеваемость. Например, город Якутск по показателю заболеваемости туберкулезом на 1000 человек, в России занимает 1 место, это еще раз подтверждает пагубные последствия экологического и антисанитарного состояния города. Пока не решится вопрос организационного стока и не снесутся ветхие не отвечающие нормативам дома, улучшения в этом насущном деле не предвидится. Необходимо ликвидировать причину, а не следствие.

В данное время строительство ведется с первого взгляда поквартально, но ни один квартал до конца не достроен, так как заказчики и подрядчики обходят невыгодные районы, где предполагается большой снос. С таким подходом наболевший жилищный вопрос не решится.

В первую очередь надо поднять авторитет Администрации г. Якутска и Министерства строительства, так как планирование и строительство, в городе в целом, и по республике, зависит от работы руководителей, непосредственно курирующих вопросы градостроительства.

В развитии транспортной схемы города надо учесть перспективу развития речного порта, воздушных сообщений, а также железной дороги, которая уже пришла в Н. Бестях и проектирование моста через реку Лена.

В связи с этим в городе возрастет транспортная нагрузка. Центральные улицы города очень узкие, не до конца достроена кольцевая дорога для грузового автотранспорта, она также узкая, имеется в виду Хабарова, Чернышевского, 50 лет Советской Армии. О многополосном движении и говорить не приходится, хотя Якутск — столица Республики. Численность города ежегодно растет и в перспективе автобусы не удовлетворят потребность жителей города, и сейчас это чувствуется в часы «пик». Данный вопрос также ждет безотлагательного рассмотрения и решения. Отсюда вытекает, что к планированию ответов на такие вопросы, надо отнестись со всей серьезностью.

Из вышеизложенного вытекают следующие предложения:

1.  Довести до конца Генеральный план застройки города и пригородных районов и строго контролировать его реализацию в жизнь.

2.  Решить вопрос об организованном стоке воды в санитарных зонах города.

3.  Дать задание НИИ, ЯкутТИЗИС, ЯкутПНИИС и Институту мерзлотоведения, по решению вопроса о целесообразности дальнейшей застройки Зеленого луга с учетом экологических, инженерно-гидрогеологических и экономических проблем.

4.  Развить и улучшить эксплуатацию транспортной схемы в черте города и за городом: а) автомобильной; б) водной; в) железнодорожной; г) воздушной.

5.  Решить вопрос централизованных инженерных коммуникаций: а) водоснабжения; б) теплогазоснабжения; в) электроснабжение; г) канализации и очистных сооружений. И на их основе создать Единую службу для контроля и регулирования развития инженерных коммуникаций.

6.  Для улучшения эксплуатации существующих зданий и сооружений, инженерных коммуникаций и ведения планово-предупредительной работы создать службу контроля для раннего выявления аварийных зданий и сооружений при администрации города.

На основании вышесказанного отмечаем, что отсутствие благоустройства и комфортности проживания в условиях Крайнего Севера, пагубно отражается на здоровье всех возрастных групп населения, увеличивает заболеваемость и смертность, сокращает рождаемость и продолжительность жизни человека на севере. Поэтому наблюдается миграция населения. Молодежь и активное передовое население Крайнего Севера в последнее время устремились в центральные районы России, где цивилизованные и комфортные условия жизни.

Поэтому мы, ученые-исследователи, проектировщики, строители, обязаны создать комфортные условия жилья для населения.

 

Список литературы:
1. Араб-Оглы Э.А. Человечество на рубеже XXI века. — Москва: Мысль, 1994. — 204 с.
2. Горанин В.Н. Научно-технический прогресс в строительстве. — Москва. — 1988.
3. Истории в Якутии — режим доступа — http://nvpress.ru/society/5100.
4. Корзун И.П. Изменение условий жизни населения при социализме. — Минск. — 1988. — 239 с.
5. РИА Новости — [Электронный ресурс] — режим доступа — URL:http://ria.ru/eco/20121102/908770076.html#ixzz2wV1N82Gg.
6. Туралысов К.Г. Биосфера расселение-жилище севера — Якутск, 1996, — 200 с.
7. Ягья Н.С. Здоровье населения Севера. — Л.: Медицина, Ленинград, 1980. — 255 с.