Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПУТЕВЫХ ДРОССЕЛЬ-ТРАНСФОРМАТОРОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ НА ПРИВОЛЖСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: 17. Транспортные коммуникации

Выходные данные
Киякина Т.Е. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПУТЕВЫХ ДРОССЕЛЬ-ТРАНСФОРМАТОРОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ НА ПРИВОЛЖСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/11(18).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 9 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПУТЕВЫХ ДРОССЕЛЬ-ТРАНСФОРМАТОРОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ НА ПРИВОЛЖСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

Киякина Татьяна Евгеньевна
студент 4 курса, МГУПС, РФ, г. Москва
Селиверов Денис Иванович
научный руководитель, заместитель директора по УПР, СТЖТ-филиала СамГУПС, РФ, г. Саратов
 

На железных дорогах нашей страны электрические рельсовые цепи являются базисным звеном в автоматизированных системах определения свободности или занятости участка пути. Алгоритм их работы предельно прост: при замыкании двух рельсов между собой колёсной парой аппаратура автоматики, подключённая к ним, мгновенно фиксирует вступление на путь подвижного состава. Основным напольным элементом рельсовых цепей является дроссель-трансформатор. Он служит для пропуска в смежные рельсовые цепи обратного тягового тока, в обход изолирующих стыков. На участках Приволжской магистрали с электрической тягой поездов дроссель-трансформаторы в большом количестве можно увидеть: на станциях — в междупутьях, и на перегонах — на обочине земляного полотна. Ещё одна очень важная функция этого прибора — подключение к рельсам через его дополнительную сигнальную обмотку аппаратуры СЦБ контролирующей свободность и занятость путей. Для электрического контакта дроссель-трансформатора с рельсами его подсоединяют к ним специальными тросовыми перемычками [1]. В статье представлены результаты исследования существующих проблем эксплуатации путевых дроссель — трансформаторов.

Первоначально можно выделить один из главных недостатков первой модификации дроссель — трансформатора 1ДТ , 2ДТ и ДТМ. Все выводы такого дроссель — трансформатора конструктивно расположены очень близко друг к другу с одной стороны. Из-за чего бывают случаи их замыкания между собой, что нарушает нормальную работу электрических рельсовых цепей. Подобные замыкания выводов или перемычек происходят в результате попадания посторонних предметов, например, проволоки или металлических банок выброшенных из пассажирских вагонов. Возникшая при этом на табло дежурного по станции ложная занятость путей приводит к длительным задержкам поездов. Чтобы максимально исключить такие проявления работники хозяйства СЦБ прибивают каждую перемычку на разные деревянные бруски, а сами контактные выводы окрашивают краской. Более того на выводы дроссель-трансформаторов устанавливают самодельные приспособления из изолирующих материалов. Многолетняя практика, показала, что это наиболее эффективный способ защиты выводов от попадания посторонних металлических предметов.

 

Рисунок 1. Защита выводов дроссель-трансформатора 2ДТ

 

Чтобы навсегда снять с повестки существующую много лет проблему замыкания выводов дроссель-трансформатора посторонними предметами производители изменили конструкцию этого прибора. Первые модернизированные с учётом опыта эксплуатационников дроссель-трансформаторы появились на Приволжской магистрали чуть больше десяти лет назад с началом активного обновления устройств СЦБ при переходе на электрическую тягу поездов. У путевого прибора новой формы ДТ-1МГ выводы теперь разнесены на противоположные стороны. За такой не обычный внешний вид железнодорожники шутейно прозвали новшество — «черепашкой». Действительно иное расположение выводов сейчас реально позволяет исключить закорачивание их между собой посторонними предметами. Главное теперь для электромехаников СЦБ аккуратно и надёжно прибить тросовые перемычки на бруски по всей их длине, чтобы исключить их замыкание между собой.

 

Рисунок 2. Дроссель-трансформатор новой формы 2ДТ-1МГ

 

Однако бруски, на которые прибиваются перемычки, создают сложности при выполнении работ по текущему содержанию пути с железобетонными шпалами. Такие бруски перекрывают два шпальных ящика и для подбивки пути, как вручную, так и специальными машинами их необходимо временно демонтировать. Это приводит к неоправданным отвлечениям от основной работы электромехаников и электромонтеров СЦБ. Да и в целом деревянные бруски со временем ветшают, и их приходится регулярно менять. По информации эксплуатационников их хватает на 2—3 года.

 

Рисунок 3. Деревянные бруски в шпальных ящиках

 

В ходе работы над исследованием стало известно про альтернативный способ крепления дроссельных перемычек. Недавно для крепления перемычек на железобетонных путях работники хозяйства СЦБ начали применять специальные держатели, которые позволяют отказаться от использования деревянных брусков.

Комплект такого крепления состоит из двух типов держателей: подрельсового — для крепления длинной перемычки за подошву рельса и проходного для фиксации перемычки вдоль остальной трассы её прокладки. При таком креплении обеспечивается изоляция перемычек от земли и рельс [2]. Однако в процессе эксплуатации проявил себя недостаток. Так проходной — штырьевой держатель, забиваемый в грунт, плохо держится в крупном щебне железнодорожного полотна и местами приходится снова использовать брус. Несмотря на это в целом эсцебисты отмечают эффективность такого способа расшивки перемычек.

 

Рисунок 4. Держатели электротяговых соединителей (перемычек)

 

Далее детально изучив существующие в хозяйстве автоматики и телемеханики технологии, стало очевидно, что решением застаревших проблем вполне может стать дроссель-трансформатор шпального типа ДТШ и 2ДТШ. Он утвержден департаментом автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» к применению ещё в 2009 году и крепится на любой вид шпал прямо внутри колеи. Его электротяговые перемычки одной длинны, для их крепления не требуется специальных приспособлений, и они снижают вероятность возникновения асимметрии тягового тока в рельсовой линии [3].

 

Рисунок 5. Дроссель-трансформатор в шпальном исполнении

 

Конструкторы Волгоградского литейно-механического завода модернизировали путевые держатели перемычек с учётом мнения эксплуатационников. Новое приспособление выполнено в форме хомута для крепления перемычек с двух сторон шпалы и устанавливается теперь на саму бетонную шпалу, а не на рельс.

 

Рисунок 6. Модернизированный держатель перемычек

 

Специалисты СЦБ Западно-Сибирской железной дороги сейчас практикуют крепление перемычек к бетонным шпалам при помощи обычных дюбелей, предварительно просверлив отверстия в шпале. Такое шпальное расположение ДТШ и отказ от деревянных брусков позволит беспрепятственно производить подбивку пути.

 

Рисунок 7. Крепление перемычек к бетонной шпале дюбелями

 

Подводя итог исследования можно утверждать, что на полигоне Приволжской магистрали ещё не в полном объёме применяются современные и передовые технические решения, а значит, вопрос эксплуатационной эффективности и надежности работы электрических рельсовых цепей остаётся актуальным.

 

Список литературы:
1.    Дроссель-трансформатор путевой. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lokomo.ru/elektrosnabzhenie/drossel-transformator-putevoy.html (Дата обращения 22.09.2014 г.).
2.    Держатели для электротяговых соединителей. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zhda.ru/produktsiia/derzhateli/derzhateli-dlia-yelektrotiagovyh-soediniteley-dros/ (Дата обращения 27.09.2014 г.).
3.    Дроссель-трансформатор в шпальном исполнении — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://termotron.ru/ (Дата обращения 30.09.2014 г.).