Статья:

Функция белого цвета в рассказе И.А.Бунина «Сосны»

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Филология

Выходные данные
Вик М.С., Мамаев Е.И. Функция белого цвета в рассказе И.А.Бунина «Сосны» // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(40).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Функция белого цвета в рассказе И.А.Бунина «Сосны»

Вик Мария Сергеевна
студент, Кемеровский государственный университет, РФ, г. Кемерово
Мамаев Егор Игоревич
студент, Кемеровский государственный университет, РФ, г. Кемерово
Брюхачев Евгений Николаевич
научный руководитель, преподаватель, Кемеровский государственный университет, РФ, г. Кемерово

 

Данная исследовательская работа посвящена некоторым аспектам анализа рассказа И.А. Бунина «Сосны».

Предметом исследования является образ сосны, а также цветовой эпитет, сопутствующий этому образу.

Целью исследования является отслеживание связи цветового эпитета и образа сосны.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1.  Изучить происхождение слова «сосна» и его мифологическое значение.

2.  Рассмотреть значение цветового эпитета (белый), сопутствующего образу сосны в художественной картине рассказа.

Основными методами исследования являются: наблюдение, описание и анализ.

В первой главе было изучено прямое и мифологическое значение сосны. Мы выяснили, что сосны – это вечнозеленые хвойные деревья, которые применялась в деревянном строительстве России. Рассказчик упоминает, что гроб в произведении также изготовлен из сосновой тесины, и это неспроста. Гроб древние славяне называли «Домина», потому что люди считали, что это «дом» мертвеца навеки, поэтому он должен быть надежным. В народе сосна имела не только практическое значение, но и символическое. Вечнозеленая сосна считалась символом вечности и долголетия, стойкости и преодоления неблагоприятных обстоятельств, и высокой нравственной чистоты. В славянской мифологии сосна представляет Ось Мира. Она отражает глубокие пласты времени и бытия. Обороты календарных событий и связанные с ними изменения в космосе, проявляющиеся и в повседневной жизни славян. Помимо сосен и елей в произведении мы не встретим ни одного названия других деревьев. Несмотря на то, что место, о котором повествует рассказчик, и где разворачиваются действия, находится в обширном лесу, где невозможно без присутствия других деревьев.

«Вытеснение» других деревьев соснами можно сопоставить с поглощением прочих цветов белой краской. Они являются своеобразной доминантой: сосна среди деревьев, а белый среди цветов.

Во второй главе была рассмотрена и проанализирована лидирующая позиция белого цвета в художественном мире рассказа. Проводя анализ произведения, мы обратили внимание на следующее. Представление о пространстве в доме героя и снаружи. Можно заметить антитезу в описании состояния активности дома «тишина» и состояния природы «шумная». Это противопоставление будет сохраняться на всем протяжении рассказа. Сразу вводится основной цвет произведения (белый) создающий главенствующее настроение, сохраняемое в дальнейшем. Цвет проявляется не только с помощью эпитетов, но и с помощью существительных, обозначающих различные предметы или явления, например снег, вьюга. Необычное явление – эпитет белый. Он может повторяется в одном предложении несколько раз, но как тавтология не воспринимается, потому что в этом случае белый только усиливает цветовую атмосферу, подчеркивает подчинение всего мира рассказа доминирующему цвету. Парадоксально выглядит и цвет гроба, ведь по христианской традиции в белых гробах хранили людей непорочных, например, девушек, которые не успели выйти замуж, а тут пожилой мужчина, у которого были и жена, и дети, и многотрудная, наверное, небезгрешная жизнь. Получается, что снег не только вливается в жизнь людей и заполняет ее доверху, но и невольно нарушает их традиции. В другом фрагменте встречается новый и неожиданный эпитет «девственно-белый». С одной стороны, белый цвет часто является контекстным синонимом определению «девственная чистота», то есть непорочность. Но в произведении «Сосны» белый цвет показывает себя, как могущественное явление, способное и жаждущее покорить не только человека, но и весь огромный мир природы. Перед нами обнажается многоликость белой краски, неоднозначное ее проявление и состояние, которое мы пока еще не раскрыли полностью. Далее, при описании леса автор употребляет эпитет «поседевший». Это можно соотнести с возрастом деревьев, с мудростью, которую они приобретают с годами; также не стоит забывать, что под словом «поседел» скрывается белый цвет. Значит, белый цвет означает не только холод и смерть. Он символизирует возраст, мудрость, приходящую с опытом, нажитую годами. На появление других цветов в произведении большей степенью влияет трансформация пространства и времени. Например, пространство открытое и замкнутое. Белый цвет царит только на улице, но становится очевидно, что ему этого мало, белая краска старается попасть вовнутрь жилых домов. Белоснежный колер обволакивает церковь снаружи, а внутри все этому сопротивляется; святыня деревни не сдается в «белый» плен, возможно из-за покровительства и защиты высших сил. Среди окрестных домов только церковь не подчинялась белому и располагает своими цветами. В конце концов, все цвета меркнут перед соснами. Эти славные деревья проходят через все произведение и время от времени затмевают прочие цвета, вступающие с ними в противоречие. Автор не случайно подробно описывает окраску сосен. Он подчеркивает постоянную непримиримость, противостояние белому цвету. В конце произведения два могучих соперника (сосны и белый цвет) находятся в мирном состоянии. Это влияет и на настроение рассказчика, он любуется их слиянием. Погода также налаживается и успокаивается под стать этому настроению. Картина приобретает спокойствие и гармонию.

Таким образом, мы можем подвести итог нашего исследования. Предпочтение автора при выборе сосны можно объяснить тем, что сосна вбирает в себя мощную символику и не одно зимнее дерево не может состязаться с ней. В качестве сопоставления можно обратиться к образу дуба, как к безусловному лидеру в ряду летних деревьев. Также в рассказе глубокую символику несет в себе белый цвет, у него такие же древние мифологические корни. Сосны – символ тепла, вечной жизни. Белый цвет – символ зимы, морозов, смерти. Но, несмотря на противостояние этих символов, у них много общего. На наш взгляд, образ сосны и доминантный цвет несут в себе одинаковую символику: вечность, святость, мудрость и сила. Рассмотрев доминант белого цвета и сосен, мы заметили следующую последовательность борьбы между ними. Сначала неоспоримое лидирующее положение занимает белая краска. Под ее контролем находятся люди, их жизнь и все обширное царство природы. Белый цвет сопротивляется и препятствует появлению других цветов. Все образы и предметы, существующие в рассказе, подчиняются и оказываются рано или поздно под властью белого цвета. Но есть те, кто не намерен быть в его подчинении – это сосны. Они сначала выстаивают против стихии белого: вьюги, урагана, метели и т.д. Затем сами претендуют на роль доминанты в художественном мире произведения. И у них без труда получается занять эту позицию. Сосны – образ жизнеутверждающий, связанный с вечнозеленой, коричневой, багровой красками. Они заставляют белый цвет отступить, ослабить свои позиции даже зимой: впускают новые цвета, а с ними и радостное настроение, понимание авторской идеи о незыблемых законах природы и вечности жизни в различных проявлениях и формах. Белый цвет отступает, но не исчезает, а гармонично сочетается с цветами сосен. С примирением соперников вокруг воцаряются мир и спокойствие, картина принимает идиллический характер.

 

Список литературы:
1. Бунин Иван Алексеевич. Сосны. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://az.lib.ru/b/bunin_i_a/text_1190.shtml (Дата обращения 14.02.2014).
2. Ель. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (Дата обращения 4.02.2014).
3. Значение белого цвета. Магия цвета. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://magicofcolour.ru/znachenie-belogo-cveta / (Дата обращения 11.02.2014)
4. Значение цветов в психологии. Интернет-журнал по психологии «Развитие». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. -URL: http://zhurnal-razvitie.ru/znachenie-belogo-cveta-v-psixologii.html (Дата обращения 11.02.2014).
5. Мифологическая энциклопедия: Растения в мифологии: Ель. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://myfhology.info/planta/el.html (Дата обращения 4.02.2014).
6. Мифологическая энциклопедия: Растения в мифологии: Вечнозеленая сосна. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://myfhology.info/planta/sosna.html (Дата обращения 8.02.2014).
7. Священные Деревья Славян. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://via-midgard.info/news/article/22232-svyashhennye-derevya-slavyan-rusov.html (Дата обращения 8.02.2014).
8. Сосна. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/4061/ (Дата обращения 4.02.2014).