Статья:

Применение художественных репродукций для формирования образных представлений у учащихся на уроках истории

Конференция: XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Катин И.В. Применение художественных репродукций для формирования образных представлений у учащихся на уроках истории // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(49). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(49).pdf (дата обращения: 28.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Применение художественных репродукций для формирования образных представлений у учащихся на уроках истории

Катин Игорь Васильевич
магистрант, Благовещенский государственный педагогический университет, РФ, г. Благовещенск

 

В процессе преподавания уроков истории, использование исключительно словесных методов описания исторических событий и явлений будет непродуктивным, так как в большинстве случаев невозможно опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания, потому, что они представляют собой явления уже прошедшие, которые не могут воспринимать ученики в реальном времени. По этой же причине исторические представления учащихся не могут быть точными и четкими, они не адекватны исторической действительности [2, с. 355].

Даже самый яркий художественный рассказ учителя не позволит создать такие точные и конкретные представления об изучаемой исторической эпохе или событии у учеников, которые способны появиться при восприятии изучаемых предметов и изображений.

Принцип наглядности обучения в полной мере позволяет сформировать у учащихся в учебном процессе образные представления и понятия об историческом прошлом, тем самым сформировать их исторические знания. Наглядность на уроках истории отличается своим многообразием и существует также ее классификация.

На сегодняшний день принято различать внутреннюю, словесно-образную, внешнюю и предметную наглядность также. Классификация по внешним признакам включает в себя: печатные (иллюстрации, картины, схемы, карты); экранные и экранно-звуковые (диафильмы, кинофильмы, видеозаписи, звукозаписи); компьютерные (графические изображения) средства обучения. Нередко обращаются к классификации по содержанию и характеру исторического образа, выделяя наглядность предметную, условно-географическую и изобразительную [1, с. 137].

Предметная наглядность в изучении истории подразумевает непосредственное восприятие вещественных памятников прошлого и материальных следов; следы жизни и деятельности людей в виде орудий каменного века. Предметная наглядность включает в себя вещественные памятники прошлого, произведения искусства и предметы быта прошлого.

Наибольшей популярностью на уроках истории имеет изобразительная наглядность, то есть изображение исторических событий, деятелей, памятников. К этому виду наглядности также относятся произведения исторической живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты и документальные фильмы.

В современной школе, как средство наглядности в изучении истории, широкое распространение получили художественные репродукции. В большинстве случаев это учебные картины – наглядные пособия, специально созданные художниками к темам школьного курса. Они бывают событийные, типологические, культурно-исторические и портреты.

Событийная картина позволяет получить представление о конкретных единичных событиях. Такая картина обычно воссоздаёт решающий момент в истории, требующий сюжетного рассказа. Например, картины Н. Д. Дмитриев-Оренбургского «Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года.», В.В. Верещагина «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой.» и т.д.

Другой вид картины – типологическая картина. Она воспроизводит многократно повторяющиеся исторические факты, события, которые типичны для изучаемой эпохи. Например, Н.В. Неврева. «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» и др.

Также выделяют культурно-исторические картины, которые осуществляют знакомство учеников с предметами быта и памятниками материальной культуры. На такой картине часто изображают памятники архитектуры и архитектурные стили, бытовые детали разных времен с их особенностями, различные механизмы и принципы их работы.

Воссоздать образы исторических личностей в полной мере помогают картины-портреты. Портреты изучают в узком и широком смысле. Во процессе изучения портрета в узком смысле слова в первую очередь обращают внимание на черты лица, характеризующие изображенного человека как личности. В широком смысле, изучая портрет, помимо анатомических черт лица привлекают награды и знаки отличия. Комментарии картин дают содержательную характеристику изображенной личности и ее места в истории.

В формировании образных представлений при изучении истории также могут быть задействованы карикатуры. Карикатура доступна, она художественно выразительна, ее характерной чертой является остро выраженная идея. Карикатура легко воспринимается и используется лишь наглядного подтверждения слов преподавателя. Это, своего рода, характеристика которая требует разъяснения сущности учителем. Портретная карикатура представляет собой образную характеристику личности или целой исторической эпохи.

Таким образом, использования художественных репродукций на уроках истории является необходимым. Становиться понятно, что составление образных представлений у учеников в процессе изучения истории не ограничено лишь устными рассказами и дискуссиями, а в полной мере зависит от качества визуального материала.

Значение художественных репродукций на уроках истории трудно переоценить. Именно они позволяют в полной мере реализовать принцип наглядности и повысить эффективность образовательного процесса. Образное представление помогает человеку непосредственно в его образном мышлении, которое является совокупностью способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета.

Мышление в образах входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были.

Никакие средства художественного рассказа не способны создать такие точные и конкретные представления у учеников, какие способны появиться при восприятии изучаемых предметов и изображений.

Принцип наглядности обучения в полной мере позволяет сформировать у учащихся в учебном процессе образные представления и понятия об историческом прошлом.

Необходимость использования художественных репродукций очевидна. Становиться понятно, что составление образных представлений у учеников в процессе изучения истории не ограничено лишь устными рассказами и дискуссиями, а в полной мере зависит от качества визуального материала.

 

Список литературы:
1. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 176 с.
2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 688 с.