Цели и задачи научно-исследовательской работы

Научно-исследовательская работа (НИР) – вид деятельности, осуществляемый обучающимися по программам высшего образования, аспирантуры, а также представителями профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, сотрудниками университетов, академий и других научно-технических организаций.

Цель научно-исследовательской работы – это решение актуальных проблем путем экспериментальной, проектно-исследовательской деятельности, выполнения теоретико-прикладных разработок, анализ закономерностей развития природной среды, социума, технологий.

План выполнения научно-исследовательской работы

НИР, которая направлена на усовершенствование механизмов хозяйственно-экономической сферы, разработку инновационных продуктов, имеющих государственное значение в одной из народнохозяйственных отраслей, контролируется комитетами по стандартизации. Выполнение научно-исследовательских работ на территории России, а также в Армении, Кыргызстане, Туркменской Республике, Молдове, Беларуси, Таджикистане организуется в соответствии с содержанием принятого 28.05.98 г. межгосударственного стандарта ГОСТ 15.101-98.

Сначала на основе технического задания утверждается план с указанием основных контрольных «точек», позволяющих завершить процесс изысканий вовремя и с высоким качеством. Затем условно выделяются основные этапы НИР после получения технического задания на выполнение научно-исследовательской работы или заключения контракта с предприятием, организацией-заказчиком:

  • обоснование выбранной проблематики и проведение пилотного исследования, необходимого для подтверждения актуальности темы, получения первичных данных и уточнения перспектив и направленности НИР;
  • теоретико-экспериментальный этап;
  • оценка результативности, оформление отчетности, презентация итогов проделанного исследования.

Стандартом утвержден единый образец выполнения научно-исследовательской работы. В результате проведения эффективной НИР происходит приращение новых знаний, усовершенствование технологий образования, производства, экономической или хозяйственной деятельности.  

Методика выполнения научно-исследовательской работы

Стандартом предусматриваются различные виды НИР:

  • фундаментальная, направленная на глубокий теоретический анализ явлений или процессов, определение перспективных траекторий их развития с целью повышения эффективности народно-хозяйственного комплекса;
  • прикладная, предполагающая выполнение исследовательского проекта и модернизацию программного обеспечения, машин, механизмов, видов промышленной продукции, разработку алгоритмов, рекомендаций и др.;
  • поисковая, основанная на поиске новых свойств изучаемых объектов или явлений, ориентированная на доказательство или опровержение предположений, формулировку прогнозов и перспектив развития.

Целью научно-исследовательской работы является модернизация производственной, сельскохозяйственной сферы, поиск новых возможностей в области информационных и коммуникационных технологий.  В зависимости от вида НИР используются различные методы выполнения:

  • анализ, аналогия и другие логические методы;
  • наблюдение;
  • описание;
  • измерение;
  • опросные методики;
  • экспериментирование;
  • проектирование;
  • моделирование и др.

С учетом профиля изысканий применяются общенаучные или узкоспециализированные методы и технологии проведения исследовательских работ.

На завершающем этапе в обязательном порядке оформляется отчет о выполнении научно-исследовательской работы, опирающийся на рекомендации ГОСТ 7.32-2017. Кроме оформленного отчета, есть возможность представить макеты, модели, описание нового технологического продукта, конструкторскую или проектно-сметную документацию и др.

Термин «научно-исследовательская работа» введен в содержание федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования нового поколения, он указывает на инвариантное направление учебной, производственной и преддипломной практики студентов. Так осуществляется подготовка выпускников вузов к систематической реализации НИР в профессиональной деятельности.  

Автор: